Формировать учение, использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственные мнения, сделать выводы.
Развивать речевую и мыслительную деятельности.
Метод обучения. Наглядный, частично-поисковый, практический.
ФОПД: Групповая.
Оборудование урока: Опорная схема, презентация
1гр. . 2гр
История слова Составление опорных Творческие
глагол схем, таблиц задания
Ход урока:
Психологический настрой к уроку
1) Если хмурится с утра
Нам поможет доброта
Встаньте , дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь
Остановка «История»
Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она своим названием, слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «Слово, речь»
Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чем восхищенно сказал писатель А.Югов.
Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка и назначения глагола выражать само действие.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных)
Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения?
Тот, кто труда (не) бои-ся, тот умеет труди-ся
Дело мастера бои-ся
Человек по делу узнае-ся
По труду и честь воздае-ся
Надо труди-ся, (не) надо лени-ся
Игра «Закончи пословицу!»
Мир строит, а война …
Смелый побеждает, а трус …
Труд кормит, а лень …
Человек от лени болеет, а от труда …
Чем зря кричать, лучше …
По одёжке встречают, а по уму …
Игра «Угадай код»
Люблю тебя, Петра творенье.
Любите книгу – источник знания, только знание спасительно.
Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да мухи.
Я решил бы, я сказал бы, поспешил бы, написал бы, если б не устал.
Не с глаголами «Автомобиль знаний»
«Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт. (Не) взял,(не) хочет, (не)пустить,(не) навидит,(не) было,(не)годовать,(не)слушать,(не) мог, (не)делал,(не)доумевал.
Игра «Кто внимательнее?»
Выборочный диктант. Записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс л
Осторожно ветер
Пожурил за что-то
Из калитки вышел,
Воробьев знакомых
Постучал в окошко,
И, расправив бодро
Пробежал по крыше,
Молодые крылья,
Поиграл немного
Полетел куда-то
Ветками черемух
Вперегонку с пылью
Остановка «Проверяй-ка»
Тест
1Глагол – часть речи, которая обозначает…
А) действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
В) признак предмета и отвечает на вопросы, какой? Чей?
С) предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
Д) признак действия, качества или предмета и отвечает на вопрос как?
Е) количество предметов
2. Укажите глаголы, имеющие категорию рода:
А) глаголы прошедшего времени
В) глаголы 1- лица, единственного числа
С) глаголы множественного числа
Д) глаголы неопределенной формы
Е) глаголы настоящего времени
3. Найдите предложение с глаголом условного наклонения.
А) Не касайся котла – сажа пристанет
В) Леса являются источником вдохновения и здоровья
С) С водой не шути – утонешь, с огнем не играй – сгоришь
Д) Ведь ты б у нас была жар – птица
Е) расскажите мне свежие новости
4. Укажите постоянные признаки глагола:
А) степень сравнения, вид, лицо
В) спряжение, вид, переходность
С) склонение, падеж, род
Д) спряжение, количество, число
Е) возвратность, склонение, число
5. Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы?
А) что делая? Что сделав?
В) какой? Чей? Который?
С) Что делать? Что сделать?
Д) что делаешь? Что сделаешь?
Е) что делающий? Что сделавший?
6. Определите предложение с глаголом прошедшего времени:
А) Вставьте в дисковод новый диск!
В) Необходимо отдыхать после двадцати минут работы с компьютером
С) Летом мы будем работать на пришкольном участке
Д) Мы приобрели редкие семена цветов
Е) Алия часто ходит в библиотеку
7. Укажите глаголы в неопределенной форме:
А) спросила, проверила
В) ходить, красить
С) жду, стою
Д) идите, проводите
Е) спел бы, посмотрел бы
8. Глаголы в настоящем времени изменяются по:
А) лицам, числам
В) родам и падежам
С) падежам
Д) временам
Е) числам и родам
9. Укажите предложение, где есть глагол на – ться
А) Любовь к Родине у семейного очага зарождае… ся
В) Пока пальцы не сойду … ся вместе, руки не согрею … ся
С) Лучше с ближним подели …ся , чем объеда … ся одному
Д) Завтра ожидае … ся кратковременный дождь
Е) Наблюдае … ся легкое затмение солнца
10. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
А) что делал? Что сделал?
В) что будет делать? Что сделает?
С) что делает? Что сделают?
Д) что делая? Что сделав?
Е) сто буду делать? Что будем делать?
Кроссворд
Определите спряжение
И рает
На ивает
Реш ет
Пры ет
См трит
П ывет
Рефлексия
Вспомните все, что вы знаете о глаголе. И заполните эту схему:
Глагол имеет:
Три вр …: н _______ , пр ______ и б _______;
Два спр _______: _______ и ________;
Два ч _______: ________ и _______;
Два в ______: _________ и _______;
Три ________: ________, ________ и _______;
Реализация рефлексивного алгоритма:
«Я» , «Мы», «Дело»!
«Я» - как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно , с каким настроением работал, доволен ли собой;
«Мы»- насколько мне комфортно работалось в группе;
«Дело» - я достиг цели, мне этот учебный материал нужен для сдачи ЕНТ.