развивать адекватную самооценку своей деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к занятиям русским языком;
Тип урока: урок изучения нового.
Единица содержания образования: знакомство понятием «изменение глаголов по временам».
Граница знания-незнания: дети знают, что другие части речи могут изменяться (по числам, по родам).
Ход урока.
- Начинаем урок.
- Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал.
- Откройте тетрадь, вспомните правила письма.
Два(д)цатое (я)нв(а,о)ря. Запишите число в рабочей тетради.
- Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради.
(г го л ла)
- Из букв образца соберите слово.
- И верно, глагол это одна из двух частей речи, без которых невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.
-Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи.
- /Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?
Например: поет, танцует, споет, станцует./
3. Постановка проблемы.
-Вспомним, как изменяются имена существительные? /по родам и числам/.
-Имена прилагательные?/ по родам и числам/
-Верно. Каждая часть речи изменяется. Мы изучаем глаголы. Значит, что мы будем сегодня изучать? /Как изменяются глаголы/
4. Открытие знания.
- Верно. Будем говорить об изменении глаголов. А поможет нам в этом отрывок из фантастического фильма. «Гостья из будущего», где Коля путешествует на машине времени. -Существует ли на самом деле такая машина?/нет/
-Почему люди мечтают ее изобрести? /Чтоб побывать в прошлом и заглянуть в будущее/
- В русском языке тоже можно совершить путешествие по любому сочинению, упражнению, диктанту, изложении благодаря глаголам. Как? –
Вставьте вместо многоточия эти слова. Запишем предложения.
Написал Пишет Напишет Будет писать
/Устно вставляют, передвигают таблички со словами в предложения/.
Коля написал сочинение. Коля пишет сочинение. Коля напишет сочинение. Коля будет писать сочинение.
- О ком говориться в каждом предложении?/О Коле/
-Что говориться о Коле в первом предложении?/Что он написал/
-во втором? /Что он пишет/
- в третьем?/Что он напишет/
-В четвертом?/Что он будет писать/.
- Какой частью речи являются эти слова ?/глаголы/
-Значит, эти слова говорят о действиях Коли.
1. Выберите предложение, в котором Коля выполняет свое действие сейчас, в данный момент./ 2-е/
-Поставим вопрос к этому глаголу.
Что делает? Пишет.
Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени.
(н.вр.)
Укажем над словом «пишет» н.вр.
2. –Выберите предложение, в котором Коля уже давно выполнил свое действие в прошлом./ 1-е/
-Поставим вопрос к этому глаголу.
Что сделал? Написал.
Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос
Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени. (п.вр.)
Укажем над словом «написал» п.вр.
3. Выберите предложение, в котором действие Коли не происходило ранее, не происходит сейчас, а только будет происходить./3-е и 4-е/
- Верно. Поставим вопросы к этим глаголам.
Что сделает? Напишет.
Что будет делать? Будет писать.
Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое
будет происходить и отвечает на вопросы Что сделает? Что будет делать? , то это глагол …будущего времени.
(б.вр.)
Укажем над глаголами б.вр.
Сделаем общий вывод:
Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по временам.
- В форме каких времен они бывают?/наст,прош.,буд. Вр./
-Как определить время глагола? /Надо поставить вопрос./
-Сравним наши выводы с учебником.с.18
/открывают и читают вслух правило/
-Согласны с нами авторы учебника?/да/
-Кто открыл новое знание?/мы/
- Какая же тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)
- Придумайте глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего.
Игра на внимание.
- Посмотрим, какие вы внимательные. Если назову глагол прошедшего времени – вы руки уберёте за голову, настоящего – вверх, будущего - вперёд.
Дети, давайте повторим движения. Глаголы прошедшего времени -? Настоящего -? Будущего -?