Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.»
Перепелицына Марина Владимировна учитель начальных классов
Урок русского языка, 3 класс, программа «Школа 2100»
Тема урока: Глагол как часть речи.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование учебно-познавательного интереса к предмету в совместной деятельности при ознакомлении с частью речи – глаголом.
Задачи:
Формировать знания о глаголе как самостоятельной части речи: учить отличать глаголы от других частей речи.
Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группах.
Воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля, учить ставить цель своей деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал, словари.
Форма организации: ИКТ, парная и групповая формы работы.
Используется технология деятельностного подхода в обучении.
Методы, используемые на уроке: метод подводящего диалога, частично-поисковый метод, наглядно-иллюстративный, метод работы с книгой и дополнительными источниками.
Методические приёмы: распределение слов на группы, предположения, образование новых слов с данным суффиксом, подбор глаголов к существительным, выделение слов из группы, определение глаголов на слух.
Разработка данного урока является актуальной, т.к. используется системно-деятельностный подход, при котором дети добывают знания сами, а не получают в готовом виде. Учатся ставить цель, находить проблему и искать пути выхода из неё. На данном уроке происходит формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, что соответствует требованиям ФГОС.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Мотивирование к учебной деятельности
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Слайд 1
Познавательные УУД
формируем умения:
- относить объекты к известным понятиям;
- классифицировать с самостоятельным выбором критериев и обоснованием;
- осуществлять анализ и преобразования;
- выбирать способы решения проблемы;
- выстраивать логические цепочки рассуждений;
- ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД
формируем умения:
- слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- работать в парах и группах;
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД формируем умения:
- определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять задания поискового характера;
- контролировать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку;
- порогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные УУД
формировать умения:
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- понимать богатство русского языка.
2. Актуализация знаний
Беседа:
-Как называются слова, о которых можно спросить Что это? Кто это?
- Какой? Какая? Какие?
-Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а указывают на них?
Слайд 2
-Прочитай слова, распредели их на группы, обоснуй ответ. Синий, он, шаг, помощь, ты, хмурое, вы, ужин, весёлая.
Слайд 3,4
От существительных: шаг, помощь, ужин с помощью суффикса -а-, образуйте новые слова
- На какие вопросы отвечают слова, которые у вас получились? Слайд 5,6
- Что обозначают слова отвечающие на вопросы: что делал? что делает?
-Как вы думаете какая это часть речи?
-А что вы знаете о глаголе как о части речи?
-Имена существительные
-Имена прилагательные
-Местоимения
1.Синий, весёлая, хмурое – прилагательные
2.Он, ты, вы – местоим-я
3.Шаг, помощь, ужин – существительные.
Шаг – шагать
Помощь – помогать
Ужин – ужинать
Что делать?.
Действия предметов
Глагол
…
3. Выявление места и причины затруднения
-Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставим на уроке для себя?
Слайд 7
-Глагол как часть речи.
- Узнать о глаголе как о части речи.
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Что нам предстоит выяснить о глаголе?
-А как мы выясним нужны ли нам глаголы в речи?
-Скажите кто-то знает что обозначает слово глагол?
-Мы уже знаем некоторые части речи, не перепутаем их с глаголом?
-Для чего нужны глаголы.
-Попробуем сравнить предложения с глаголами и без глаголов.
-Можно посмотреть в словаре.
-Что обозначает слово глагол.
- Как отличать глаголы от других частей речи.
5. Физминутка
-Я называю слова, если существительное – прыгаем на месте, прилагательное – поднимаем руки в верх и машем кистями рук, местоимение – вращаемся вокруг себя.
Ученик, игрушечный, он, зимний, я, умный, скорость, они, диван, солнце, весёлый, быстрый, ты, школа, спортивный, вы, книга, оно.
Выполняют движения в соответствии с заданием.
- Во втором тексте добавлены глаголы, они оживляют картину, делают её подвижной, более точной т.к. они обозначают действие.
- Для обогащения нашей речи.
(Дети работают в парах)
-Да
- Глаголов много и мы их часто употребляем в речи.
Поиск информации в словаре, работа в парах.
Работа по учебнику
-Суще-ное и глагол
-Задать вопрос и вдуматься в значение.
-Задам вопрос к каждому слову и вдумаюсь в значение.
Отвечают на вопросы.
6. Реализация построенного проекта.
1) Откройте учебник с.92 упр.344
– прочитайте тексты, представьте картины, которые нарисованы словами. Сравни их.
- Значит для чего нужны глаголы?
2)Запишите к существительным как можно больше слов со значением действия
Заяц (что делает?) зимует, …
Учитель (что делает?) учит, …
Слайд 8
-Много слов обозначающих действие вы подобрали?
-По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного.
-Как вы думаете почему эта часть речи получила такое название «глагол»?
-Прочитайте дополнительно информацию в учебнике упр.346
-О каких двух частях речи говорит автор
-Как будем действовать чтобы найти глагол?
Слайд 9
-Найди глагол, объясни как будешь действовать.
Веселье, весёлый, веселится.
- Расскажите о глаголе по плану.
Слайд 10
1.Что обозначает глагол?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Для чего мы используем глаголы в речи?
4. Что обозначает слово «глагол»?
5.Как отличить глагол от другой части речи?
7. Первичн. закреплен. с комментированием
-Из группы однокоренных слов найдите глаголы.
Выполняют с комментированием упражнение 347
8. Самостоятельная работа с самопровер-
кой
- Определение глагола на слух (выборочный диктант).
Я вам прочитаю стихотворение, из которого нужно выписать только глаголы.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всю неделю помогала,
В воскресенье отдыхала.
Слайд 11
Стирала,подметала, пекла, искала, помыла, купила, помогала, отдыхала.
Дети записывают только глаголы.
Самопроверка
9. Включение в систему знаний и повторение.
1группа
1.Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.
Распускаются набухшие почки.
2 группа
1.На какие вопросы отвечают глаголы?
2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.
Зачирикали вёрткие воробьи.
3 группа
1.Для чего нужны глаголы в речи?
2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.
Шустрые вороны застрекотали.
4 группа
1.Что обозначает слово «глагол»?
2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.
Пришла долгожданная весна.
5 группа
1.Как отличать глаголы от других частей речи?
2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.
Настали тёплые деньки.
Распускаются набухшие почки. Зачирикали вёрткие воробьи. Шустрые вороны застрекотали. Пришла долгожданная весна. Настали тёплые деньки.
- О каком времени года идёт речь?
- Озаглавьте текст.
Слайд 12
Работа в группах.
10. Рефлексия учебной деятельности
-Какую цель в начале урока ставили?
Слайд 13 ( сформулированы цели)
-Достигли своей цели?
-Над чем ещё нужно поработать?
-Вырази своё отношение к уроку, используя глаголы (понравился, не понравился, всё понял, есть затруднения)
-Узнать о глаголе как о части речи…
- Поднимают карточки.
11. Домашнее задание.
Правило с.93
Запишите 6 глаголов с вопросами.
Слайд 14
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.
9. 10. 11. 12.
13. 14.