kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.»

Перепелицына Марина Владимировна учитель начальных классов

Урок русского языка, 3 класс, программа «Школа 2100»

Тема урока: Глагол как часть речи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование учебно-познавательного интереса к предмету в совместной деятельности при ознакомлении с частью речи – глаголом.

Задачи:

Формировать  знания о глаголе как самостоятельной части речи: учить отличать глаголы от других частей речи.

Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группах.

Воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля, учить ставить цель своей деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал, словари.

Форма организации: ИКТ, парная и групповая формы работы.

Используется технология деятельностного подхода в обучении.

Методы, используемые на уроке: метод подводящего диалога, частично-поисковый метод, наглядно-иллюстративный, метод работы с книгой и дополнительными источниками.

Методические приёмы: распределение слов на группы, предположения, образование новых слов с данным суффиксом, подбор глаголов к существительным, выделение слов из группы, определение глаголов на слух.

Разработка данного урока является актуальной, т.к. используется системно-деятельностный подход, при котором дети добывают знания сами, а не получают в готовом виде. Учатся ставить цель, находить проблему и искать пути выхода из неё. На данном уроке  происходит формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, что соответствует  требованиям ФГОС.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Слайд 1

Познавательные УУД

формируем умения:

- относить объекты к известным понятиям;

- классифицировать с самостоятельным выбором критериев и  обоснованием;

- осуществлять анализ и преобразования;

- выбирать способы решения проблемы;

- выстраивать логические цепочки рассуждений;

- ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

формируем умения:

- слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- работать в парах и группах;

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД формируем умения:

- определять  и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять задания поискового характера;

- контролировать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку;

- порогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД

формировать умения:

- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- понимать богатство русского языка.

2. Актуализация знаний

Беседа:

-Как называются слова, о  которых можно спросить Что это? Кто это?

- Какой? Какая? Какие?

-Как называются слова,  которые не называют людей, животных или предметы, а указывают на них?

Слайд 2

-Прочитай слова, распредели их на группы, обоснуй ответ. Синий, он, шаг, помощь, ты, хмурое, вы, ужин, весёлая.

Слайд 3,4

От существительных: шаг, помощь, ужин с помощью суффикса -а-, образуйте новые слова

- На какие вопросы отвечают слова, которые у вас получились? Слайд 5,6

- Что обозначают слова отвечающие на вопросы: что делал? что делает?

-Как вы думаете какая это часть речи?

-А что вы знаете о глаголе как о части речи?

-Имена существительные

-Имена прилагательные

-Местоимения

1.Синий, весёлая, хмурое – прилагательные

2.Он, ты, вы – местоим-я

3.Шаг, помощь, ужин – существительные.

Шаг – шагать

Помощь – помогать

Ужин – ужинать

Что делать?.

Действия предметов

Глагол

3. Выявление места и причины затруднения

-Кто  попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на уроке для себя?

Слайд 7

-Глагол как часть речи.

- Узнать о глаголе как о части речи.

4. Построение проекта выхода  из затруднения

-Что нам предстоит выяснить о глаголе?

-А как мы выясним нужны ли нам глаголы в речи?

-Скажите кто-то знает что обозначает слово глагол?

-Мы уже знаем некоторые части речи, не перепутаем их с глаголом?

-Для чего нужны глаголы.

-Попробуем сравнить предложения с глаголами и без глаголов.

-Можно посмотреть в словаре.

-Что обозначает слово глагол.

- Как отличать глаголы от других частей речи.

5. Физминутка

-Я называю слова, если существительное – прыгаем на месте, прилагательное – поднимаем руки в верх и машем кистями рук, местоимение – вращаемся вокруг себя.

Ученик, игрушечный, он, зимний, я, умный, скорость, они, диван, солнце, весёлый, быстрый, ты, школа, спортивный, вы, книга, оно.

Выполняют движения в соответствии с заданием.

- Во втором тексте добавлены глаголы, они оживляют картину, делают её подвижной, более точной т.к. они обозначают действие.

- Для обогащения нашей речи.

(Дети работают в парах)

-Да

- Глаголов много и мы их часто употребляем в речи.

Поиск информации в словаре, работа в парах.

Работа по учебнику

-Суще-ное и глагол

-Задать вопрос и вдуматься в значение.

-Задам вопрос к каждому слову и вдумаюсь в значение.

Отвечают на вопросы.

6. Реализация построенного проекта.

1) Откройте учебник с.92 упр.344

– прочитайте тексты, представьте картины, которые нарисованы словами. Сравни их.

- Значит для чего нужны глаголы?

2)Запишите к существительным как можно больше слов со значением действия

Заяц (что делает?) зимует, …

Учитель (что делает?) учит, …

Слайд 8

-Много слов обозначающих действие вы подобрали?

-По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного.

-Как вы думаете почему эта часть речи получила такое название «глагол»?

-Прочитайте дополнительно информацию в учебнике  упр.346

-О каких двух частях речи говорит автор

-Как будем действовать чтобы  найти глагол?

Слайд  9

-Найди глагол, объясни как будешь действовать.

 Веселье, весёлый, веселится.

- Расскажите о глаголе по плану.

Слайд 10

1.Что обозначает глагол?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Для чего мы используем глаголы в речи?

4. Что обозначает слово «глагол»?

5.Как отличить глагол от другой части речи?

7. Первичн. закреплен. с комментированием

-Из группы однокоренных слов  найдите глаголы.

Выполняют с комментированием упражнение 347

8. Самостоятельная работа с самопровер-

кой

- Определение глагола на слух (выборочный диктант).

Я вам прочитаю стихотворение, из которого нужно выписать только глаголы.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всю неделю  помогала,

В воскресенье отдыхала.

Слайд 11

Стирала,подметала, пекла, искала, помыла, купила, помогала, отдыхала.

Дети записывают только глаголы.

Самопроверка

9. Включение в систему знаний и повторение.

1группа

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Распускаются набухшие почки.

2 группа

1.На какие вопросы отвечают глаголы?

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Зачирикали вёрткие воробьи.

3 группа

1.Для чего нужны глаголы в речи?

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Шустрые вороны застрекотали.

4 группа

1.Что обозначает слово «глагол»?

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Пришла долгожданная весна.

5 группа

1.Как отличать глаголы от других частей речи?

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Настали тёплые деньки.

Распускаются набухшие почки. Зачирикали вёрткие воробьи. Шустрые вороны застрекотали. Пришла долгожданная весна. Настали тёплые деньки.

- О каком времени года идёт речь?

- Озаглавьте  текст.

Слайд 12

Работа в группах.

10. Рефлексия учебной деятельности

-Какую цель в начале урока ставили?

Слайд 13 ( сформулированы цели)

-Достигли своей цели?

-Над чем ещё нужно поработать?

-Вырази своё отношение к уроку, используя глаголы (понравился, не понравился, всё понял, есть затруднения)

-Узнать о глаголе как о части речи…

- Поднимают  карточки.

11. Домашнее задание.

Правило с.93

Запишите 6 глаголов с вопросами.

Слайд 14

1.     2.     3.    4.  

5.     6.   7.     8.

9.   10.   11.    12.

13.  14.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» »

Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.»

Перепелицына Марина Владимировна учитель начальных классов

Урок русского языка, 3 класс, программа «Школа 2100»

Тема урока: Глагол как часть речи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование учебно-познавательного интереса к предмету в совместной деятельности при ознакомлении с частью речи – глаголом.

Задачи:

Формировать знания о глаголе как самостоятельной части речи: учить отличать глаголы от других частей речи.

Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группах.

Воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля, учить ставить цель своей деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал, словари.

Форма организации: ИКТ, парная и групповая формы работы.

Используется технология деятельностного подхода в обучении.

Методы, используемые на уроке: метод подводящего диалога, частично-поисковый метод, наглядно-иллюстративный, метод работы с книгой и дополнительными источниками.

Методические приёмы: распределение слов на группы, предположения, образование новых слов с данным суффиксом, подбор глаголов к существительным, выделение слов из группы, определение глаголов на слух.

Разработка данного урока является актуальной, т.к. используется системно-деятельностный подход, при котором дети добывают знания сами, а не получают в готовом виде. Учатся ставить цель , находить проблему и искать пути выхода из неё. На данном уроке происходит формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, что соответствует требованиям ФГОС.













Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности


А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все на месте , всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Слайд 1


Познавательные УУД

формируем умения:

- относить объекты к известным понятиям;

- классифицировать с самостоятельным выбором критериев и обоснованием;

- осуществлять анализ и преобразования;

- выбирать способы решения проблемы;

- выстраивать логические цепочки рассуждений;

- ориентироваться на развороте учебника.




Коммуникативные УУД

формируем умения:

- слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- работать в парах и группах;

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.




Регулятивные УУД формируем умения:

- определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять задания поискового характера;

- контролировать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку;

- порогнозировать предстоящую работу (составлять план).




Личностные УУД

формировать умения:

- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- понимать богатство русского языка.









2. Актуализация знаний


Беседа:

-Как называются слова, о которых можно спросить Что это? Кто это?

- Какой? Какая? Какие?

-Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а указывают на них?

Слайд 2

-Прочитай слова , распредели их на группы, обоснуй ответ. Синий, он, шаг, помощь, ты, хмурое, вы, ужин, весёлая.

Слайд 3,4

От существительных: шаг, помощь, ужин с помощью суффикса -а- , образуйте новые слова



- На какие вопросы отвечают слова, которые у вас получились? Слайд 5,6

- Что обозначают слова отвечающие на вопросы: что делал? что делает?

-Как вы думаете какая это часть речи?

-А что вы знаете о глаголе как о части речи?



-Имена существительные

-Имена прилагательные


-Местоимения



1.Синий, весёлая, хмурое – прилагательные

2.Он, ты, вы – местоим-я


3.Шаг, помощь, ужин – существительные.

Шаг – шагать

Помощь – помогать

Ужин – ужинать

Что делать?...



Действия предметов

Глагол


3. Выявление места и причины затруднения

-Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на уроке для себя?

Слайд 7

-Глагол как часть речи.


- Узнать о глаголе как о части речи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Что нам предстоит выяснить о глаголе?

-А как мы выясним нужны ли нам глаголы в речи?


-Скажите кто-то знает что обозначает слово глагол?



-Мы уже знаем некоторые части речи, не перепутаем их с глаголом?

-Для чего нужны глаголы.

-Попробуем сравнить предложения с глаголами и без глаголов.

-Можно посмотреть в словаре.

-Что обозначает слово глагол.

- Как отличать глаголы от других частей речи.

5. Физминутка

-Я называю слова, если существительное – прыгаем на месте, прилагательное – поднимаем руки в верх и машем кистями рук, местоимение – вращаемся вокруг себя.

Ученик, игрушечный, он, зимний, я, умный, скорость, они, диван, солнце, весёлый, быстрый, ты, школа, спортивный, вы, книга, оно.



Выполняют движения в соответствии с заданием.




- Во втором тексте добавлены глаголы, они оживляют картину, делают её подвижной, более точной т.к. они обозначают действие.


- Для обогащения нашей речи.


(Дети работают в парах)




-Да

- Глаголов много и мы их часто употребляем в речи.

Поиск информации в словаре, работа в парах.


Работа по учебнику


-Суще-ное и глагол

-Задать вопрос и вдуматься в значение.


-Задам вопрос к каждому слову и вдумаюсь в значение.




Отвечают на вопросы.

6. Реализация построенного проекта.

1) Откройте учебник с.92 упр.344

– прочитайте тексты, представьте картины, которые нарисованы словами. Сравни их.





- Значит для чего нужны глаголы?

2)Запишите к существительным как можно больше слов со значением действия

Заяц (что делает?) зимует, …

Учитель (что делает?) учит, …

Слайд 8

-Много слов обозначающих действие вы подобрали?

-По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного.

-Как вы думаете почему эта часть речи получила такое название «глагол»?


-Прочитайте дополнительно информацию в учебнике упр.346

-О каких двух частях речи говорит автор

-Как будем действовать чтобы найти глагол?

Слайд 9

-Найди глагол, объясни как будешь действовать.

Веселье, весёлый, веселится.

- Расскажите о глаголе по плану.

Слайд 10

1.Что обозначает глагол?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Для чего мы используем глаголы в речи?

4. Что обозначает слово «глагол»?

5.Как отличить глагол от другой части речи?

7. Первичн. закреплен. с комментированием

-Из группы однокоренных слов найдите глаголы.

Выполняют с комментированием упражнение 347

8. Самостоятельная работа с самопровер-

кой

- Определение глагола на слух (выборочный диктант).

Я вам прочитаю стихотворение, из которого нужно выписать только глаголы.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всю неделю помогала,

В воскресенье отдыхала.

Слайд 11

Стирала ,подметала, пекла, искала, помыла, купила, помогала, отдыхала.







Дети записывают только глаголы.







Самопроверка

9. Включение в систему знаний и повторение.

1группа

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Распускаются набухшие почки.

2 группа

1.На какие вопросы отвечают глаголы?

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Зачирикали вёрткие воробьи.

3 группа

1.Для чего нужны глаголы в речи?

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Шустрые вороны застрекотали.

4 группа

1.Что обозначает слово «глагол»?

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Пришла долгожданная весна.

5 группа

1.Как отличать глаголы от других частей речи?

2. Подпиши над каждым словом в предложении часть речи.

Настали тёплые деньки.


Распускаются набухшие почки. Зачирикали вёрткие воробьи. Шустрые вороны застрекотали. Пришла долгожданная весна. Настали тёплые деньки.

- О каком времени года идёт речь?

- Озаглавьте текст.

Слайд 12


Работа в группах.

10. Рефлексия учебной деятельности

-Какую цель в начале урока ставили?

Слайд 13 ( сформулированы цели)

-Достигли своей цели?

-Над чем ещё нужно поработать?

-Вырази своё отношение к уроку, используя глаголы (понравился, не понравился, всё понял, есть затруднения)

-Узнать о глаголе как о части речи…



- Поднимают карточки.

11. Домашнее задание.

Правило с.93

Запишите 6 глаголов с вопросами.

Слайд 14


1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8.

9. 10. 11. 12.

13. 14.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.»

Автор: Перепелицына Марина Владимировна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Прошедшее время глагола". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "105433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852021"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Методическая разработка урока русского языка для 2 класса "Изменение частей речи по числам""
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskaiarazrabotkaurokarusskoghoiazykadlia2klassaizmienieniiechastieiriechipochislam"
    ["file_id"] => string(6) "316099"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460021461"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка теста по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429161013"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства