На уроке русского языке по теме " Части речи" учащиеся систематизируют имеющиеся знания о частях речи, работают в группах, определяя по какому признаку сгруппированы слова, находят лишнее слово и делают вывод,подбирают примеры слов изученных частей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Части речи"»
Урок русского языка по теме: «Части речи», 3 класс
Цели урока:
Учебно-познавательные: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, создать условия для развития умений определять по изученным признакам слова различных частей речи, классифицировать слова по частям речи, подбирать примеры слов изученных частей речи.
Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Пришло время чистописания. Зачем на каждом уроке мы отрабатываем письмо букв? (чтобы правильно писать буквы, соединения.)
О каких звуках идёт речь?
Это согласные звуки, парные по звонкости-глухости, его звонкая пара [б], [б'], парный по твёрдости и мягкости (звуки [п],[п']).
Какая буква на письме обозначает данные звуки? (буква п.)
Сегодня мы будем упражняться в правильном написании и соединении буквы п с другими буквами. (прописать 3 раза п, пл, пм ,пя ).
Внимание, задание:
Мальчики перед вами лежат листочки. Вам нужно данную цепочку букв переписать правильно, аккуратно в тетрадь.(пспипнпопнипмпып)
Девочки для вас задание на доске. Эту цепочку нужно записать в тетрадь справа налево.(пыпмпипнпопнпипсп)
О чём нужно не забывать после того, как напишите в тетрадь буквы? (нужно их проверить)
Теперь возьмите карандаш и вычеркните букву п. Что интересного заметили? (получилось слово синонимы.)
Какие слова называются синонимами? (слова, близкие по значению, но разные по звучанию)
Орфографическая минутка
1. Подберите синоним к слову:
1) Товарищ, приятель (друг).
2) Не произносить ни слова, быть неразговорчивым:(молчать).
3) Невесёлый, печальный:(грустный)
В каждом слове объясните правописание.
2. Подберите к данным словам антонимы. Какие слова называются антонимами? (слова, противоположные по значению, например, молчать-кричать; грустный - радостный )
3. Посмотрите на получившиеся пары слов.
- Что заметили? (Каждая пара выражена одной частью речи.)
- Какой? (В каждой паре встретились одинаковые орфограммы )
4. Давайте повторим правила проверки этих орфограмм (правила написания согласных в конце слова, безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных.)
5. Что обозначают слова радость, грусть? (чувства)
"Чувство" - слово. Посмотрим на это слово глазами разных наук. Запишем его.
Чувство. (В слове 7 букв, 6 звуков т.к. - не произносится.)
Подберите однокоренные слова к этому слову, так, чтобы они являлись разными частями речи. (Например, чувство-существительное, чувствовать - глагол, чувствительный - прилагательное).
Перечислим другие слова с непроизносимой согласной, написание которых нужно запомнить. Запишем эти слова.(лестница- существительное, праздник- существительное)
Итак, мы повторили правописание слов, которые можно проверить, написание 3-ёх последних слов нужно запомнить.
5. Словарная работа (Выборочный диктант с непроверяемыми безударными гласными в корне).
Мы будем выбирать и записывать только те слова, которые относятся к определённой теме.
- Что объединяет слова каждой группы? Они сгруппированы по какому-то признаку. По какому? (Звучат ответы учащихся).
Какое слово лишнее в каждой группе?
Слова 1-й группы – называют предметы и отвечают на вопросы кто? что? – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Слова 2-й группы – называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Слова 3-й группы – называют действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? – ГЛАГОЛ
- Что объединяет эти имена? (это части речи)
На доске: Части речи- имя существительное; -имя прилагательное; - глагол;
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (Слайд)
- Попробуйте определить цель урока. Какие у вас будут идеи?
- Предлагаю наполнить корзину идей.(что такое части речи, по каким признакам они определяются, чем различаются части речи между собой, на какие группы делятся части речи, что такое самостоятельные и служебные части речи)
Физминутка
Предлагаю поработать в парах упр. 2
- Запишите слова в таблицу.
- Какие слова оказались лишними. Почему? (указанные в таблице значения и вопросы не подходят для этих слов)
- Можно ли назвать словами то, что вы не выписали ? (к ним нельзя поставить вопрос, но они служат для связи слов в предложении)
VI. Изучение нового материала.
- Оказывается, все слова русского языка можно разделить на группы: на большие и маленькие.
Представьте, что русский язык – это торт и мы его разрезаем на 10 кусочков. Разные кусочки – это разные группы слов. Эти группы слов и называют части речи.
- Сколько всего частей речи в русском языке?
- Сколько самостоятельных частей речи?
- Сколько служебных частей речи?
- Какие части речи вам уже знакомы?
- Что спрятано в первом слое торта? (Общее значение слов, относящихся к данной теме)
- Во втором, вопросы, на которые они отвечают.
- В третьем, их грамматические признаки.
- В четвертом, роль в предложении, какими членами предложения являются слова, относящиеся к данной части речи.
- Чем же различаются самостоятельные и служебные части речи? (не отвечают на вопросы и не являются членами предложения).
- Прочитайте информацию о частях речи в рубрике «Тайна языка»
- Какую новую информацию вы получили?
Самостоятельная работа. Упр.4
- Прочитай те текст. Выпишите 5 слов, которые являются разными частями речи, а поможет вам наш «торт»
- Проверка. Какие слова выписали?
VI. Рефлексия
- Ребята, над какой темой работали?
- Какая цель перед нами стояла?
- Какую тайну мы узнали о русском языке?
- На какие группы делятся части речи в русском языке?
Предлагаю с помощью сигнальных карточек оценить своё понимание новой темы.