kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языке по теме " Части речи" учащиеся систематизируют имеющиеся знания о частях речи, работают в группах, определяя по какому признаку сгруппированы слова, находят лишнее слово и делают вывод,подбирают примеры слов  изученных частей речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Части речи"»

Урок русского языка по теме: «Части речи», 3 класс

Цели урока:

Учебно-познавательные: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, создать условия для развития умений определять по изученным признакам слова различных частей речи, классифицировать слова по частям речи, подбирать примеры слов изученных частей речи.

Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: воспитывать прилежность, аккуратность.

Формируемые УУД

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • анализ объектов с целью выделения их признаков;

  • синтез;

  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • формирование умения слаженно работать в паре.


Учебно - методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов), тетради

Оборудование: проектор, карточки для работы в парах.


Ход урока

1.Организационный момент

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

- Я рада видеть  ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

2. Актуализация знаний

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишем число, классная работа.

- Продолжит наш урок минутка чистописания

Чистописание.

Пришло время чистописания. Зачем на каждом уроке мы отрабатываем письмо букв? (чтобы правильно писать буквы, соединения.)

О каких звуках идёт речь?

Это согласные звуки, парные по звонкости-глухости, его звонкая пара [б], [б'], парный по твёрдости и мягкости (звуки [п],[п']).

Какая буква на письме обозначает данные звуки? (буква п.)

Сегодня мы будем упражняться в правильном написании и соединении буквы п с другими буквами. (прописать 3 раза п, пл, пм ,пя ).

Внимание, задание:

Мальчики перед вами лежат листочки. Вам нужно данную цепочку букв переписать правильно, аккуратно в тетрадь.(пспипнпопнипмпып)

Девочки для вас задание на доске. Эту цепочку нужно записать в тетрадь справа налево.(пыпмпипнпопнпипсп)

О чём нужно не забывать после того, как напишите в тетрадь буквы? (нужно их проверить)

Теперь возьмите карандаш и вычеркните букву п. Что интересного заметили? (получилось слово синонимы.)

Какие слова называются синонимами? (слова, близкие по значению, но разные по звучанию)


Орфографическая минутка

1. Подберите синоним к слову:

1) Товарищ, приятель (друг).

2) Не произносить ни слова, быть неразговорчивым:(молчать).

3) Невесёлый, печальный:(грустный)

В каждом слове объясните правописание.

2. Подберите к данным словам антонимы. Какие слова называются антонимами? (слова, противоположные по значению, например, молчать-кричать; грустный - радостный )

3. Посмотрите на получившиеся пары слов.

- Что заметили? (Каждая пара выражена одной частью речи.)

- Какой? (В каждой паре встретились одинаковые орфограммы )

4. Давайте повторим правила проверки этих орфограмм (правила написания согласных в конце слова, безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных.)

5. Что обозначают слова радость, грусть? (чувства)

"Чувство" - слово. Посмотрим на это слово глазами разных наук. Запишем его.

Чувство. (В слове 7 букв, 6 звуков т.к. - не произносится.)

Подберите однокоренные слова к этому слову, так, чтобы они являлись разными частями речи. (Например, чувство-существительное, чувствовать - глагол, чувствительный - прилагательное).

Перечислим другие слова с непроизносимой согласной, написание которых нужно запомнить. Запишем эти слова.(лестница- существительное, праздник- существительное)

Итак, мы повторили правописание слов, которые можно проверить, написание 3-ёх последних слов нужно запомнить.

5. Словарная работа (Выборочный диктант с непроверяемыми безударными гласными в корне).

Мы будем выбирать и записывать только те слова, которые относятся к определённой теме.

1 группа - тема: "Животные"

2 группа - тема: "Растения"

3 группа - тема: "Птицы"

Собака, орех, сорока, ворона, лисица, осина, петух, берёза, медведь, воробей, заяц, пшеница.

Что общего у всех слов?

Найти лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.


3. Изучение нового материала

Я предлагаю вам поработать в группах.

- Прочитайте слова своей группы. Найдите лишнее слово. Объясните, что объединяет слова каждой группы.

1 группа: Москва, осень, дождь, ребёнок, дерево, дятел, лететь

2 группа: красивый, широкое, гибкий, гербарий, быстрые, городской деревянный

3 группа: прибежать, рисовали, письмо, читать, напишет, пел.

- Что объединяет слова каждой группы? Они сгруппированы по какому-то признаку. По какому? (Звучат  ответы учащихся).

Какое слово лишнее в каждой группе?

 

Слова 1-й группы – называют предметы и отвечают на вопросы кто? что? – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Слова 2-й группы – называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Слова 3-й группы – называют действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? – ГЛАГОЛ

- Что объединяет эти имена? (это части речи)

На доске: Части речи- имя существительное; -имя прилагательное; - глагол;

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (Слайд)

- Попробуйте определить цель урока. Какие у вас будут идеи?

- Предлагаю наполнить корзину идей.(что такое части речи, по каким признакам они определяются, чем различаются части речи между собой, на какие группы делятся части речи, что такое самостоятельные и служебные части речи)

Физминутка

Предлагаю поработать  в парах упр. 2

- Запишите слова в таблицу.

- Какие слова оказались лишними. Почему? (указанные в таблице значения и вопросы не подходят для этих слов)

- Можно ли назвать словами то, что вы не выписали ? (к ним нельзя поставить вопрос, но они служат для связи слов в предложении)

 

VI. Изучение нового материала.

- Оказывается, все слова русского языка можно разделить на группы: на большие и маленькие.

Представьте, что русский язык – это торт и мы его разрезаем на 10 кусочков.  Разные кусочки – это разные группы слов. Эти группы слов и называют части речи.

- Сколько всего частей речи в русском языке?

- Сколько самостоятельных частей речи?

- Сколько служебных частей речи?

- Какие части речи вам уже знакомы?

- Что спрятано в первом слое торта? (Общее значение слов, относящихся к данной теме)

- Во втором, вопросы, на которые они отвечают.

- В третьем, их грамматические признаки.

- В четвертом, роль в предложении, какими членами предложения являются слова, относящиеся к данной части речи.

- Чем же различаются самостоятельные и служебные части речи? (не отвечают на вопросы и не являются членами предложения).

- Прочитайте информацию о частях речи  в рубрике «Тайна языка»

- Какую новую информацию вы получили?

Самостоятельная работа. Упр.4

- Прочитай те текст. Выпишите 5 слов, которые являются разными частями речи, а поможет вам наш «торт»

- Проверка. Какие слова выписали?

VI. Рефлексия

- Ребята, над какой темой работали?

- Какая цель перед нами стояла?

- Какую тайну мы узнали о русском языке?

- На какие группы делятся части речи в русском языке?

Предлагаю с помощью сигнальных карточек  оценить своё понимание новой темы.

Зеленый смайлик – у меня всё получилось

Желтый – есть неуверенность в знаниях

Красный – есть пробелы в знаниях.

- А теперь моя оценка вашей работы на уроке ….

Домашнее задание



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку "Части речи"

Автор: Храброва Ольга Ивановна

Дата: 18.12.2023

Номер свидетельства: 642666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока русского языка "Части речи""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_chasti_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "562065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604244867"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок русского языка "Части речи" 3  класс "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-russkogho-iazyka-chasti-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443101834"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока русского языка "Части речи""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokarusskoghoiazykachastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449401615"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок русского языка "Части речи" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-russkogho-iazyka-chasti-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109772"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405008314"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация к уроку русского языка "Части речи. Местоимение" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-chasti-riechi-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "102512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402510452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства