Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Ход урока
(продолжительность 40 мин.)
1. Организационный момент (2 мин.).
«Здравствуйте, друзья!
Приветствую вас на нашем уроке я!
Всё ль у вас в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Каждый правильно сидит? Каждый внимательно глядит?
2. Актуализация знаний (8 мин.). 1) мотивирование на начало урока.
– Каждый откроет тетрадь, запишет сегодняшнее число, классная работа.
2) минутка чистописания.
- Кто сегодня рано встал?
В школу кто не опоздал?
Это каждый из вас. То есть – я. Вот и пропишем красиво парочку – Яя.
Вспомним, какую хитрость скрывает буква «я» при произношении в начале слова, после гласной или после разделительного мягкого знака. Напишем с новой строки несколько словарных слов, где буква «я» произносится двумя звуками: яблоко, яблоня, ягода. И переходим к словарной работе.
3) словарная работа.
-У каждого есть карточка со словарными словами. В них пропущены буквы. Здравствуйте, город, посуда, молоко, собака, народ, корова, платок, пальто.
Один ученик работает у доски. После написания обменяйтесь с соседом по парте для самопроверки.
-На экране появился правильный вариант написания слов. Теперь проверьте правильность проверки вашего соседа и написание на доске. Оцените работу на доске. 3. Определение темы и задач урока (3 мин.).
Мозговой штурм.
-Разгадайте, какие слова я зашифровала и определите тему сегодняшнего урока.
СЧИТА ЧИЕР
-Части речи. Правильно.
-Какие части речи мы уже с вами знаем? (Ответы детей)
-Но, если мы их уже знаем, зачем снова проводить урок про части речи, как вы думаете?
Учащиеся: Мы вспомним всё, что узнали на уроках. Проверим, хорошо ли мы усвоили эти знания, что знаем хорошо, а что упустили. Умеем ли применять эти
знания на практике.
- Вот мы и сформулировали тему нашего урока и цели урока.
- Речь человека состоит из слов. Все слова относятся к какой - либо части речи. Каждая из частей имеет своё название. С некоторыми из них вы уже знакомы.
4. Закрепление имеющихся знаний. (10 мин.)
1) фронтальный опрос с использованием презентации. Составление алгоритма понятий «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Предлог».
2) работа в группах по карточкам:
Группа 1.
- Знайте вы теперь отныне- Есть одно такое имя - Назову любой предмет И на все вам дам ответ. - Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подпишите все имена существительные и их число:
Группа 2. - Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Со мною все слова красивы, Им краски радуги дарю!
- Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подпишите все имена прилагательные и их число:
- Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто, что делает расскажет, Чертит, пишет иль поёт. - Составьте из слов предложения и запишите их в тетрадь. Подпишите все глаголы и их число:
Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух. 5. Физкультминутка (3 мин.).
6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков (12 мин.).
Звучит мелодия
– Какое время года изобразил в своем произведении Петр Ильич Чайковский?
–С помощью какой части речи вы можете описать весну? (ответы детей). - У каждого из вас на столе лежит текст. Прочитайте текст.Какой текст вы прочитали? (Текст-описание). Какую роль сыграли прилагательные в этом тексте? Они украсили, разнообразили текст. Он стал красивее, мы смогли представить себе весну.
- В выделенных предложениях подчеркните грамматическую основу и подпишите все изученные части речи, какие встретите.
Пришла Весна
Пришла Весна. Взяла Весна тонкие мягкие кисточки и начала рисовать. На широкой лесной поляне вывела большую весеннюю лужу. А вокруг лужи рассыпала первые цветы – подснежники. Всё ожило. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым цветом Весна раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой она покрыла сад, а яблоньке подарила белое платьице. Почуяв тепло, прилетели к нам птицы. Не забыла Весна и жёлтую краску. Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки. Это весенние цветы. Яркое солнышко прогрело землю.
Какое прекрасное настроение весной!
- А теперь сверьте выполненное задание с экраном проектора.
7. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.). - Какая работа на уроке вам понравилась? - Что мы должны помнить о частях речи? - Что было самым трудным?
Если было интересно и легко на уроке, то улыбнитесь.
Если возникали трудности, сомнения, то погладьте себя по голове.
Если остались затруднения в определении частей речи, то закройте лицо ладошками.
- Спасибо каждому за старание! Ведь главное – желание! А навык и умение Мы приобретём!