Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. 4 класс. Глаголы прошедшего времени»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 4 КЛАСС
Тема: Окончание глагола в форме прошедшего времени. Цель урока: Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание; продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; развивать речь, мышление; воспитывать умение слушать. Оборудование: "Русский язык". Учебник для 4 класса авт. В.П.Канакина. 4 КЛАСС ХОД УРОКА I. Организационный момент. Актуализация знаний Учитель: Прочитайте запись на доске. Найдите лишнее. На доске: Шуршит, пожелтел, наступил, шелестит, похолодеет, опадут, осень. Дети: Здесь слово осень лишнее, это существительное, а остальные слова являются глаголами. Учитель стирает слово осень. Учитель: Обобщите. Дети: Глаголы, потому что обозначают действие: что делает? шуршит; что сделал? пожелтел. Учитель: Спасибо! Теперь попробуйте эти глаголы разделить на группы. Пауза. Дети группируют. Дети: Мы можем разделить на две группы: первая группа – глаголы с приставками, вторая группа – глаголы без приставок. Учитель: Напишите в тетрадях эти группы. Дети выполняют задание самостоятельно. Учитель: Есть ли у кого другой способ деления на группы? Дети: Можно распределить на три группы: первая группа – глаголы настоящего времени, во второй группе – прошедшего времени, в третьей группе – глаголы будущего времени. – Я не согласен, здесь нет глаголов прошедшего времени, только настоящего и будущего времени. – Есть глагол прошедшего времени: пожелтел что сделал? Учитель: Запишите в тетради эти три группы глаголов столбиками. Дети работают самостоятельно. Учитель наблюдает работу каждого. Учитель: Молодцы! Справились. У всех получилось одинаково. Коля, продиктуй мне твой вариант записи. I группа II группа III группа шуршит наступил похолодеет шелестит пожелтел опадут II. Работа с новым материалом Учитель: Глаголы прошедшего времени разберите по составу. Дети работают самостоятельно. Учитель: Что общего заметили? Дети: Окончание л. – Перед л меняется буква. – Я не согласен, это суффикс, здесь нулевое окончание. Учитель: Есть два мнения. Давайте разбираться, кто прав. Дети: Я могу доказать, что л не окончание. Мы знаем, что окончание – это изменяемая часть слова, например, наступил, наступили – л не изменяется, значит, это не окончание, а суффикс. В слове наступил – нулевое окончание, наступили – окончание и. – В слове "наступила", здесь окончание а, а -л – это суффикс глаголов прошедшего времени. Осень наступила. – Да. Утро наступило, здесь окончание о, л не меняется. Учитель: Итак, что изменилось в слове? Дети: В слове изменилось окончание. Учитель: Давайте выясним, с чем это связано. Есть мысли? Пауза. Дети обсуждают. Дети: Мы думаем, что, например, на мужской род 3-е лицо указывает местоимение он. Он пожелтел, значит, у глагола прошедшего времени будет нулевое окончание. – Местоимения помогают определить род глагола 3-го лица: он, она, оно. – Мы считаем, что глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам: мужской род – окончание нулевое; женский род – окончание а; средний род – окончание о. Учитель: Но листья пожелтели? Уточните. Дети: Мы говорили о глаголах в единственном числе: яблоко пожелтело – у глагола окончание о, а яблоки пожелтели – тут окончание и. – Я согласна: например, снег растаял, в слове растаял – нулевое окончание, а во множественном – снега растаяли – окончание и, потому что множественное число. Учитель: Что ж, посмотрим, что автор учебника об этом говорит. Откройте учебник на стр. 39. Дети самостоятельно читают. Учитель: Похоже? Как же определить форму рода глагола? Например, зашумела. Дети: Зашумела – она, значит, женский род. Учитель: Зашумела море. Что скажете? Дети: Надо определить род существительного, значит, такой же род и у глагола. Море – средний род, надо писать зашумело море. – А еще можно узнать по суффиксу -л и по окончанию. – А можно определить по вопросу что сделало? Учитель: Других мнений нет? Не оказалось. Учитель: А теперь посмотрите на доску. На доске: Трава поблек__ Солнце блиста__ Вечер наступи__ Учитель: Запишите, добавляя нужную часть слова. Дети работают самостоятельно. Учитель: Найдите у себя глаголы в форме прошедшего времени. Дети: У меня их нет. – А у меня что сделала? поблекла. – Но и сейчас поблекла. – Выходит, что у глаголов в настоящем и прошедшем времени одинаковые окончания. – Я думаю, нет: поблекла – это будущее время. Учитель: Требуется наблюдение. Дети совещаются в группах. Дети: Считаем, что это глагол прошедшего времени, что сделала? действие свершилось. В настоящем времени было бы трава что делает? блекнет. Учитель: У кого еще есть глаголы в форме прошедшего времени? Дети: У меня – наступил, что сделал? Действие совершилось, нулевое окончание, мужской род, он мой. – Блистало, что делало? Прошедшее время, средний род, окончание о, суффикс -л. III. Творческая работа Учитель: Какая сейчас пора года? Дети: Осень. – Поздняя осень. Учитель: Опишите позднюю осень в сочинении-миниатюре, используя глаголы прошедшего времени в форме единственного числа. Дети работают индивидуально. Учитель наблюдает за работой учащихся. IV. Домашнее задание Учитель: Очень сложно было написать такую работу. Прочитайте дома свои сочинения и исправьте если нужно. Какие условия мы оговаривали? Дети: Использовать глаголы прошедшего времени в форме единственного числа и описать позднюю осень. V. Подведение итогов урока Учитель: Спасибо! Так что же мы сегодня заметили, наблюдая глаголы прошедшего времени в форме единственного числа? Дети: Глаголы прошедшего времени в форме единственного числа имеют нулевые окончания и окончания а, о. – Глаголы прошедшего времени в форме единственного числа изменяют окончания по родам: мужской род – окончание нулевое, женский род – а, средний род – окончание о. Учитель: Спасибо за урок, завтра продолжим наши наблюдения за глаголами.