kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: «Прошедшее время глагола. Образование глаголов прошедшего времени. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создаст условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.

Цель:

- создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации  средствами ИКТ.

Задачи урока:

познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;

развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;

формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

воспитывать интерес к предмету.

Дидактические средства:

учителя – презентация;

учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой

Оборудование:

«Русский язык» Т.Г.Рамзаева – 4 класс

компьютер + проектор

Карточки для рефлексии

Формируемые УУД:

Личностные:  - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

 -умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

 Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

Ход урока:

  1. Организация класса.

1.   ( Слайд  1)                  Что без меня предметы?

                                                      Лишь названья.

                                                      А я приду –

                                                       Всё в действие придет.

                                                      Летит ракета.

                                                      Люди строят зданья.

                                                       Цветут сады.

                                                       И хлеб в полях растёт.

   2.   Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

( Слайд 2)                                 Проверим свою догадку, разгадав ребус

- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе,  узнаем о нём что –то  новое.

- В чём смысл этого  стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать  и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

    3.  Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос»         2 ученика - кластер

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по …. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени) 

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

- Прочитайте вопросы, записанные на доске.

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения?         

- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

   Минутка чистописания.

На доске:                 л  лл   ллл

(Слайд 3)                 ал ол ел ил  

Прошедшее время глагола

  1.  Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

1.  Словарная работа:

увидеть Салют, проехать по Улице, услышать Фамилию, покрасил Фиолетовым,

обсыпать Инеем, читать о Космонавте, обуть Сапоги.

(Слайд 4, 5 )

-определение спряжения глаголов

-найти «лишнее» словосочетание

ПОКРАС?Л ФИОЛЕТОВЫМ (объяснить выбор)

- Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно  тему урока. 

(Слайд 6. )     Тема урока

(Слайд 7)        Цели урока

(Слайд 8)         Задачи урока

- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

  1. «Открытие» нового знания.

1.    Как же можно образовать глагол прошедшего времени от глагола в неопределённой форме? (самостоятельное формулирование правила)

Угадать -  1рад     -угадал, угадала, угадало, угадали

          Потерять - 2 ряд

Подумать - 3 ряд

-Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали?  (Нет, не хватает форм женского, среднего рода и формы множественного числа)

- Чем они будут отличаться от глагола в мужском роде?  (Окончанием)

- Как же образовать эти глаголы?  (Ученики высказывают версии) Проверим.

-Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

(Формулировка правила учащимися.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прилож. -1 к уроку прош. время глаглола рефлексия»


Кто?

Что?

Что делает?

Что сделает?

Какой? Какая? Какие? Какое?


Что будет делать?


Подлежащее

Прошедшее время глагола


Ед. ч. ср. р.


3 л., мн. ч.


I спряжение


Сказуемое

Неопределенная форма


1 лицо


2 лицо

Несовершенный вид

Изменение по лицам и числам

Будущее время глагола

II спряжение


Глаголы- исключения


Суффикс – ТЬ


Суффикс – Л

Настоящее время глагола

Совершенный вид

Безударные личные окончания


Корень слова

На возвратность глагола







Кто?

Что?

Что делает?

Что сделает?

Какой? Какая? Какие? Какое?


Что будет делать?


Подлежащее

Прошедшее время глагола


Ед. ч. ср. р.


3 л., мн. ч.


I спряжение


Сказуемое

Неопределенная форма


1 лицо


2 лицо

Несовершенный вид

Изменение по лицам и числам

Будущее время глагола

II спряжение


Глаголы- исключения


Суффикс – ТЬ


Суффикс – Л

Настоящее время глагола

Совершенный вид

Безударные личные окончания


Корень слова

На возвратность глагола


Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка для О.А. лОбразование глаголов пр»

Урок русского языка

Тема: «Прошедшее время глагола. Образование глаголов прошедшего времени. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени. »


Цель:

- создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.

Задачи урока:

познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;

развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;

формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

воспитывать интерес к предмету.

Дидактические средства:

учителя – презентация;

учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой

Оборудование:

«Русский язык» Т.Г.Рамзаева – 4 класс

компьютер + проектор

Карточки для рефлексии

Формируемые УУД:

Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

-умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,







Ход урока:

  1. Организация класса.

1. ( Слайд 1) Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

2. Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

( Слайд 2) Проверим свою догадку, разгадав ребус

- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём что –то новое.

- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

3. Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос» 2 ученика - кластер

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

- Прочитайте вопросы, записанные на доске.

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения?

- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

Минутка чистописания.

На доске: л лл ллл

(Слайд 3) ал ол ел ил

Прошедшее время глагола

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Словарная работа:

увидеть Салют, проехать по Улице, услышать Фамилию, покрасил Фиолетовым,

обсыпать Инеем, читать о Космонавте, обуть Сапоги.

(Слайд 4, 5 )

-определение спряжения глаголов

-найти «лишнее» словосочетание

ПОКРАС?Л ФИОЛЕТОВЫМ (объяснить выбор)

- Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно тему урока.

(Слайд 6. ) Тема урока

(Слайд 7) Цели урока

(Слайд 8) Задачи урока

- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

  1. «Открытие» нового знания.

1. Как же можно образовать глагол прошедшего времени от глагола в неопределённой форме? (самостоятельное формулирование правила)

Угадать - 1рад -угадал, угадала, угадало, угадали

Потерять - 2 ряд

Подумать - 3 ряд

-Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали? (Нет, не хватает форм женского, среднего рода и формы множественного числа)

- Чем они будут отличаться от глагола в мужском роде? (Окончанием)

- Как же образовать эти глаголы? (Ученики высказывают версии) Проверим.

-Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

(Формулировка правила учащимися.)

(Слайд10

)Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от глагола неопределенной формы при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе.

ТАБЛИЦА.

- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

(Слайд 9)

ходить – ть + л = ходил

Мыслит-…

заклеить …

увидеть…

Учащиеся выходят к доске и, комментируя все этапы, образуют глаголы прошедшего времени.

Обратим внимание на основы этих глаголов.

( Слайд13)

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять – посеял)

- Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли? (Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание)

- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

( Слайд 11)

- Почему они вызывают при написании сомнение? (Безударные гласные )

- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

( Слайд14) ТАБЛИЦА. «Алгоритм»

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.

ТАБЛИЦА. МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ

  1. Первичное закрепление изученного.

Работа по группам (группы по 7 – 8 человек)

- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.

Задание на маркерных досках.

1 группа. 2 группа. 3 группа.

пола_ла - … увид_л - …. брос_ли - …

выдерж_л - … высуш_ла - … вытерп_ла - …

выглад_ли - … замяук_ли - … советов_л - …

плак_ло - … сып_ло - … готов_ло - …

Взаимопроверка: 1группа – у 3 группы, 2 группа – у 1 группы, 3 группа – у 2 группы.

Оценивание работы учащимися

V. Физминутка. Изобрази глагол. (летает, пишет, спит, читает, рисует, бежит, кушает, ловит, хлопает, топает, танцует, ходит, улыбается.).

VI. Самостоятельная работа.

Упр. 500 с взаимопроверкой или по группам

VII. Итог урока. Заполнение таблицы- матрицы по вопросам по теме «Глагол».

(слайд 15, 16)

- Мы сегодня хорошо поработали. Определите время глагола и закрасьте соответствующий квадратик.

- Дети думают о прошедшем уроке. Определите число и лицо глагола.

- На уроке нужно было получать новые знания. В какой форме стоит глагол?

- На уроке я внимательно слушал. Какой суффикс указывает на прошедшее время глагола?

- Каждый ученик любит хорошие отметки. Определите спряжение глагола

- Но отметки вы получаете разные. Определите лицо глагола.

- Сегодня на уроке вам пришлось слышать, видеть, терпеть, надеюсь, никому не пришлось никого обидеть. Что это за глаголы вы услышали?

- Подведем итог. Определите время глагола.

- Глагол в предложении чаще всего -…Сказуемое.

- А спряжение глагола –это….Изменение по …лицам и числам

- Сейчас многие из вас уже мечтают об отдыхе, завтраке и любимом для многих уроке физкультуры. (Определите спряжение глагола)

Посмотрит, какую отметку вы заслужили.

Кто попробует проанализировать свою работу на уроке?

Домашнее задание: выучить правила, упр. 504 , упр. 511 или мини- сочинение «Как я делал…» по выбору





5


Просмотр содержимого презентации
«суффиксы глаголов прошедшего времени для О.А.»

Ребус  ,     ГЛАГОЛ

Ребус

,

ГЛАГОЛ

Минутка чистописания Глагол л лл ллл Ал ол ел ил

Минутка чистописания

Глагол

л лл ллл

Ал ол ел ил

Словарная работа  Увид е ть с а лют, пр о ех а ть по ул и це, услыш а ть ф а мил и ю, п о крас и л ф ио лет о вым, о бсып а ть ин е ем, ч и тать о к о см о на в те, о буть с а п о ги

Словарная работа

Увид е ть с а лют, пр о ех а ть по ул и це, услыш а ть ф а мил и ю, п о крас и л ф ио лет о вым, о бсып а ть ин е ем, ч и тать о к о см о на в те, о буть с а п о ги

с у ф ф и к с

с

у

ф

ф

и

к

с

Тема урока:  Прошедшее время глагола. Написание безударного суффикса глагола в форме прошедшего времени

Тема урока:

Прошедшее время глагола. Написание безударного суффикса глагола в форме прошедшего времени

ЦЕЛЬ УРОКА:  Научиться правильно писать безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени

ЦЕЛЬ УРОКА:

Научиться правильно писать безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени

ЗАДАЧИ УРОКА:

ЗАДАЧИ УРОКА:

    Образование глагола прошедшего времени

    Образование глагола прошедшего времени

    • И И
    • и и
    • и и
    • е е
    Образование глаголов прошедшего времени

    Образование глаголов прошедшего времени

    • Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.
    Ответь на вопрос!

    Ответь на вопрос!

    • Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени?
    • Когда мы определяем спряжение глагола?
    Глаголы с безударным глагольным суффиксом

    Глаголы с безударным глагольным суффиксом

    • Стро…л кле…л
    • Плак…л вер…л
    • Обид…л брос…л
    • Вид…л нач…л
    • Услыш…л се…л
    • Ла…л ве…л
    • Та…л зате…л
    Алгоритм проверки безударного суффикса глагола прошедшего времени

    Алгоритм проверки безударного суффикса глагола прошедшего времени

    • 1. Поставь глагол в неопределённую форму.
    • 2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в неопределенной форме перед суффиксом -ть-.
    • 3. Обратись к орфографическому словарю, если в неопределенной форме суффикс четко не произносится.
    Кто? Что? Что делает? Что сделает? Прошедшее время глагола Неопреде-ленная форма  Ед. ч. ср. р. Какой? Какая? Какие? Какое? Будущее время глагола  1 лицо  Что будет делать?  3 л., мн. ч. II спряжение  Подлежащее Настоящее время глагола  I спряжение  2 лицо  Глаголы- исключения Несовершен-ный вид Совершен-ный вид  Сказуемое  Суффикс – ТЬ  Безудар-ные личные окончания Изменение по лицам и числам  Суффикс –Л  Корень слова На возвратность глагола

    Кто?

    Что?

    Что делает?

    Что сделает?

    Прошедшее время глагола

    Неопреде-ленная форма

    Ед. ч. ср. р.

    Какой? Какая? Какие? Какое?

    Будущее время глагола

    1 лицо

    Что будет делать?

    3 л., мн. ч.

    II спряжение

    Подлежащее

    Настоящее время глагола

    I спряжение

    2 лицо

    Глаголы- исключения

    Несовершен-ный вид

    Совершен-ный вид

    Сказуемое

    Суффикс – ТЬ

    Безудар-ные личные окончания

    Изменение по лицам и числам

    Суффикс –Л

    Корень слова

    На возвратность глагола

    Домашнее задание

    Домашнее задание


        Получите в подарок сайт учителя

        Предмет: Начальные классы

        Категория: Уроки

        Целевая аудитория: 4 класс

        Автор: Шабанова Валентина Николаевна

        Дата: 28.06.2016

        Номер свидетельства: 336471

        Похожие файлы

        object(ArrayObject)#863 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
            ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
            ["file_id"] => string(6) "553656"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1592551028"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#885 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
            ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
            ["file_id"] => string(6) "104046"
            ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
            ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
            ["date"] => string(10) "1402661091"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#863 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(83) "Тематическое планирование по русскому языку "
            ["seo_title"] => string(49) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku"
            ["file_id"] => string(6) "136554"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
            ["date"] => string(10) "1417117360"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#885 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(122) "Тема урока:	Правописание суффиксов причастий. Изменение причастий"
            ["seo_title"] => string(64) "tiemaurokapravopisaniiesuffiksovprichastiiizmienieniieprichastii"
            ["file_id"] => string(6) "276884"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1452793238"
          }
        }
        


        Получите в подарок сайт учителя

        Видеоуроки для учителей

        Курсы для учителей

        ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

        Добавить свою работу

        * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

        Удобный поиск материалов для учителей

        Ваш личный кабинет
        Проверка свидетельства