Педагогическая цель: способствовать развитию умений распознавать имена прилагательные в разных падежных формах, употреблять прилагательные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы,; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.
Тип урока: урок совершенствования способов действий (урок закрепления).
Планируемые результаты:
Предметные:
Владение первоначальными навыками определения падежных форм имён существительных и прилагательных в словосочетаниях и предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы, обосновывать правильность определения падежа выделенных имён прилагательных.
Личностные результаты:
Владение первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т. ч. в информационной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём.
Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Основное содержание темы, понятия и термины: Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Синквейн.
Образовательные ресурсы:
Книгопечатные: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, 4 класс (УМК «Школа России»); маршрутные карты для обучающихся.
ЦОР: презентация с использованием интерактивной игры-тренажёра «Определение падежа имён прилагательных».
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. 1 СЛАЙД
Болтливость причисляют к недостаткам.
Пусть будет длинной мысль, а слово кратким.
(кабардинская пословица)
- Прочитайте эпиграф к уроку и объясните его значение.
- Ребята! Мы отправляемся в путешествие в удивительный мир русского языка.
- Сегодня мы продолжим исследовать наш родной язык. Что значит исследовать?
- Чтобы наше путешествие-исследование было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. А чтобы вы красиво писали на маршрутной карте, разогреем руки и сделаем пальчиковую гимнастику.
- Возьмите свои маршрутные карты и запишите на 1 строке дату отправления:
13 февраля. Не забывайте правила посадки при письме.
Каждое выполненное задание вы оцените знаками «+», «+ -», «-». Для этих знаков есть специальные клетки в конце маршрутной карты.
- А начнём мы наше путешествие с напутствия:
Учитесь с улыбкой, шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки. Вперёд! В добрый час!
- Это не просто напутствие, а задание, которое вы получите в конце урока.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.
- Кто скажет, какие буквосочетания мы сегодня будем прописывать? - оло, оро - Перед тем как записать буквосочетания, разогреем пальцы.
- Посмотрите, как правильно написать эти буквосочетания и напишите красиво по образцу по одной строчке.
- Обменяйтесь тетрадями и простым карандашом подчеркните у соседа самое красивое написание.
-Оцените себя.
-Какое слово не вошло ни в какую группу? Какой частью речи оно является? (имя существительное) Дайте характеристику данного слова.
- Подберите к новому словарному слову подходящие по смыслу имена прилагательные. Составьте с этим словом предложение.
2. Актуализация необходимых ЗУН. 4 – 5 СЛАЙДЫ
1. В Кабардино – Балкарии находится одна из высочайших вершин Европы – двуглавая гора Эльбрус.
2. У подножья известной горы много развлекательных центров.
3. Каждый год к этой горе приезжает много туристов.
4. Я люблю смотреть на прекрасную гору на закате.
5. Жители нашей республики гордятся известной горой.
6. Многие поэты пишут стихи о знаменитой горе Эльбрус.
- Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно относится? Что вы можете сказать об этом существительном? С какими именами прилагательными употребляется это слово? Что вы знаете о горе Эльбрус?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Каков алгоритм (порядок действий) определения падежа имен прилагательных? Определите падеж повторяющегося слова в каждом предложении и имени прилагательного, которое с ним согласуется.
- Какие затруднения испытали?
III. Постановка учебной задачи
Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? 6 СЛАЙД
- Давайте определим задачи урока. (Научиться определять падежи имен прилагательных женского рода, распознавать имена прилагательные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах)
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности.
1. Работа с учебником.
1. –Давайте поупражняемся в склонении имён прилагательных.
1 группа:Составить кластер по теме «Имя прилагательное».
2 группа:– Какое самое дорогое слово на свете вы знаете? (Мама)
- Составьте синквейн к слову мама.
3 группа – работа в паре: Найти интересную информацию о склонении в интернете. (короткое сообщение на 1-2 мин.)
- В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет!
VIII. Рефлексия деятельности. 10 СЛАЙД
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия.
Понравилось путешествие?
1. - Оцените результаты своей работы.
- Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам – «Спасибо!», и надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении.
2. - А теперь давайте дружно украсим это деревце красивыми пожеланиями, которые вы напишите на лепестках цветочков. Они лежат у вас на партах.