А зачем нам нужен порядок на рабочем месте? Зачем нужно правильно сидеть?
II. Минутка чистописания. Работа в тетради на п/о.
А)Дописать изученные прописные буквы.
Слайд №1
Б) Анализ и написание слогов жи-ши.
В)Каллиграфическое написание слова «малина»
III. Сообщение цели урока.
Слайд №2
IV. Актуализация знаний.
Словарная работа.
1.Отгадать загадку:
Чтобы я тебя повез, не нужен мне овес…
Накорми меня бензином, на копытца дай резины.
(машина)
2.Анализ слова «машина»:
Сколько слогов в слове? (3 слога, потому что 3 гласных звука)
На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог)
Какой слог безударный? (в первом слоге безударная гласная а)
Какую букву надо писать? (а)
Найдите шипящий звук в слове. (ж)
Какой это звук? (согласный, всегда твердый, шипящий, парный)
Какой звук мы слышим после него? (ы)
3.Образование слов от слова машина.
Как называют игрушечную машину? (машинка)
Где стоят новые машины? (машинный двор)
4.Работа с поговоркой.
Машина любит ласку, чистоту и смазку.
Почему так говорят?
(если не ухаживать за машиной, то она поломается, …)
Как вы, мальчики, относитесь к своим игрушечным машинкам?
А девочки к своим игрушкам?
5.Межпредметная связь.
Какие виды машин вы знаете?
(служебные, для перевозки товаров, для личного пользования)
Слайд №3-7
V. Работа с новым материалом.
1.Отгадать загадку:
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. (ёж)
Где живут ежи?
Какой звук слышим на конце слова? (ш)
Как проверить написание буквы?
Поставить в слове после согласного гласную.
(Ежи)
Какой гласный звук мы слышим? (ы)
Какую букву нужно записать? (и)
2.Чтение текста в упражнении №1
Назовите слова с шипящими согласными звуками.
(тишине, глуши, жили, мыши, ежи)
Как пишутся слоги с шипящими?
(они написаны с буквой и)
3. Кто живёт еще в лесу? (белка)
Чтение текста упр.№
Назовите слова с сочетаниями жи-ши.
(жизнь, сушит, шишки, шелушит)
Какой гласный звук слышится в этих словосочетаниях?
А какая пишется буква? (и)
Чтение правила в учебнике.
Слайд №8-10
VI. Закрепление написания сочетаний жи-ши.
1.Упражнение №3
Написать слова по образцу: поставить слова во множественном числе.
Записать эти слова в тетрадь.
(ножи, уши, шалаши, груши, малыши, лужи)
С какой буквой написали слова? (и) подчеркнуть
Слайд №11
VII. Физическая минутка
VIII. Самостоятельная работа.
Списать. Вставить пропущенную букву (ы или и).
Проанализировать текст перед написанием.
Повторить запись предложений. (большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения)
Проверка проводится в парах. (дети проверят тетради друг у друга)
Далее они просматривают запись на слайде.
Слайд №12
IХ. Разгадывание ребусов. Упражнение №
Тишина, ужин
Записать слова в тетради, подчеркнуть сочетания жи, ши.
Слайд №13,14
ХI. Подведение итогов.
С чем знакомились на уроке?
Как правильно писать эти словосочетания?
Повторить правило.
Слайд №15
Выделить активно работающих детей
СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.
Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и Ш пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им. И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка, потемнело небо, грянул гром, побежали легкие волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались бедные Ж и Ш, кричат: «Помогите!» А на берегу
сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот – вот накроет Ж и Ш с головой, но, к счастью, их крик услышала гласная И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою руку она протянула букве Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с буквой И. Помните об этом, ребята!!!
Утомились малыШИ – Учат правила – «ЖИ-ШИ»! Что за правило такое, Не оставит их в покое?!
Вот возьмём карандаШИ И заставим враз, – пиШИ! НапиШИте вы про луЖИ, Что им дождь весенний нужен!
Посмеялись от дуШИ – Что за вредные «ЖИ-ШИ»?! Сколько правила не учим, Дождь оШИбок льёт из тучи!
«Ы» влезает вместо «И», Вводит правила свои! Но запомнили ребята – Букву «И» там нужно прятать!