kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по развитию речи "Особенности публицистического стиля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по технологии "Проблемно-диалогическое обучение"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи в 7 классе на тему»

Учитель русского языка и литературы Кузнецова Вера Анатольевна МБОУ «Уинская СОШ»

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: «Особенности публицистического стиля»

Данный урок разработан по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

Технология: проблемно – диалогическое обучение.

Тема урока: «Особенности публицистического стиля речи»

Урок открытия новых знаний.

Цели: ОБУЧАЮЩАЯ – знать особенности публицистического стиля речи;

уметь находить в тексте признаки публицистического стиля; строить

стилистический анализ текста;

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ – выразительно читать анализируемый текст,

развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитывать бережное отношение к русскому

языку.

Наглядность: тексты (карточки с текстами Д.С.Лихачёва «Учитесь говорить и писать»; карточки для парной работы (конечный продукт – таблица); толковые словари, учебник, текст – отрывок из поучения В.Мономаха.

ТСО: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Pover Point


Технологическая карта урока

Стадия вызова

Постановка проблемы.

Актуализация.

Практические задания на новый материал.

Учитель

Ученики

Ребята, наш урок я хотела бы начать с отрывка из поучения Владимира Мономаха, текст у вас на столах. Прочитайте его, пожалуйста.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…

…Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал 5 языков, оттого и честь ему была от других стран…

- Какова цель автора «Поучения…»?



-Молодцы










Читают


Слушают





Привлечь внимание, воздействовать на читателей

Побуждение к осознанному противоречию

А какого стиля этот текст?






Задание было одно?

А ответы разные. Почему так получилось?


- Художественный

- Нет, не художественный, может быть разговорный?

- Научный.


Не знаем, наверное, есть ещё какой-то стиль

Побуждение к проблеме

Значит, какая будет тема урока?


Стили речи

Подводящий диалог

Может быть, вам поможет подсказка на доске (сигнальная схема)

разговорный

речи научный

?



РС

Поработайте в парах















Так какая тема урока?



Переформулируем тему урока «Особенности публицистического стиля речи»


Выводы: На доске тема «Стили речи». Стили речи делятся на 2 группы: разговорный стиль и книжные стили. Книжные в свою очередь делятся на 4 вида: научный стиль, стиль художественной литературы, официально-деловой , а 4-ый мы ещё не изучали, но о нем мы упоминали на уроках когда изучали стили речи в 5-6 кл

(это вписывается в схему на доске и в тетради + проговаривается речевая ситуация)

Публицистический стиль речи.


Запись темы в тетради.

Определение целей урока

Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цели урока.










Молодцы, задачи определили верно!

Версии детей:

Познакомиться с особенностями публицистического стиля речи, знать речевую ситуацию, научиться находить признаки данного стиля, строить стилистический анализ текста.


Стадия осмысления

Поиск решения

Словарная работа

Нам предстоит сложная работа, поэтому я предлагаю немного подготовиться.

Дайте толкование слова «публицистический»


Подберите однокоренные слова к слову «публицистика»

Молодцы!

А какой общий корень у этих слов?

Публикус – общественный,

Публика – (значение - люди, народ)

Составьте, пожалуйста, с этими словами словосочетания.





Дают толкование

(Работа с толковым словарём)

Публицистика, публицист, публика, публичный, опубликовать, публикация


Высказывают варианты

Работа в парах


Создание проекта.

На столах тексты Д.С.Лихачёва «Земля родная». Понаблюдайте за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполните таблицу.

Таблица состоит из 4 колонок: 1-ая - цель высказывания; 2-ая – стилевые черты; 3-ья – языковые средства; 4-ая – сфера употребления.

Обсуждение текста по вопросам

( сначала в паре), затем версия проговаривается.

1. Какие функции характерны для данного текста?



2. Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля?

Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?

(С каким стилем это сближает публицистику?)




3. К чему призывает автор прочитанного нами текста?


Какова отличительная черта публицистического стиля?





4. Актуальна ли проблема, поднятая Д.С.Лихачёвым?







Какова ещё отличительная черта?


5. Как вы думаете, какова задача публицистики? Обратите внимание на стилевые черты.

Делаем обобщение: сформировать определённое отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.


6. Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.


7. Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистического стиля? Найдите в тексте.






8. Как вы думаете, к кому обращается автор?


9. Каким образом завершается текст, и с какой целью это делает автор?






10. Определите, какие лексические средства использует автор.


Найдите в тексте антонимы






Значит, используются слова книжной и разговорной лексики.


11. В публицистическом стиле могут использоваться в переносном значении и слова так называемой «газетной образности», например:

белое золото – хлопок, огненные годы – война.

Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов?

Голубые дороги –

белая смерть –

битва за урожай –

чёрное золото –

зелёный щит земли –


А есть примеры газетной образности в отрывке Д.С.Лихачёва?

А какие есть стандартные сочетания?




Выразительно читают текст.










Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.

Этому стилю присуща эмоциональность.



Да.

Это роднит публицистический стиль с художественным стилем.

Постоянно учиться говорить и писать


Отличительной чертой публицистического стиля является призывность.


Да. Сейчас многие считают, что эти умения никому не нужны, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования

Актуальность.


Думают, сомневаются, предлагают версии













Перечитывают.

Побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, однородные члены предложения, повторы.


К молодежи.



В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы. Поговорки.

Затрудняются ответить, обращаемся к учебнику.

Говорить – «плеваться словами»,

обычные слова и жаргонные выражения: сильнее всех – трус и робок.












- водные пути,

- сахар,

- уборка урожая,

- нефть,

- лес.


Нет.


Умственное развитие, моральный облик, сознательная жизнь.


Включение новых знаний в общую систему знаний

Приём «Верные и неверные предложения»

1. Публицистический стиль используется в сказках, рассказах и былинах.




2. Основная цель публицистического стиля – передача научной информации.


3. В публицистическом стиле используются фразеологизмы и описательные обороты.


Неверно, т.к. эти произведения используются в художественном стиле

Неверно, т. к. это цель научного стиля.


Да, так как этому стилю присуща эмоциональность.

Создание продукта

Итак, мы рассмотрели стилистические и языковые черты публицистического стиля. Используя полученные знания, попробуйте заполнить таблицу полностью. Если сложно, обращайтесь к учебнику на стр. 76-77


Заполнение таблицы.

Защита таблицы.

Стадия рефлексии


Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся к «Поучению…» и попытаемся определить стиль данного текста

Публицистический.


Стилистический анализ текста

Докажите, насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

Доказывают.


Лист оценочной деятельности.


Домашнее задание

Параграф 10, упр.191











Просмотр содержимого документа
«таблицаdoc»





Цель

высказывания

Стилевые

черты

Языковые

средства

Сфера

употребления













Цель

высказывания

Стилевые

черты

Языковые

средства

Сфера

употребления


Сообщение информации,

воздействие на слушателей или читателей

Эмоциональность, страстность.

Призывность.

Актуальность.

Доходчивость.

Лексические:

- общественно-политическая лексика;

- совмещение разговорной лексики и разговорных средств;

- антонимы.

Синтаксические:

- побудительные и восклицательные предложения;

- риторические вопросы;

- повторы;

- параллелизм;

- однородные члены предложения;

- обращения;

- использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок

В устной речи:

Выступлениях на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах





Понаблюдайте на конкретном примере, отрывке из книги Д.С.Лихачёва

«Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполните таблицу.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».



Понаблюдайте на конкретном примере, отрывке из книги Д.С.Лихачёва

«Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполните таблицу.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».


Просмотр содержимого документа
«Стилистический анализ текста»

Стилистический анализ текста

Жанр анализируемого текста - ………. . Автор рассуждает о … . Он призывает нас ……. . В своей статье публицист использует (…) и восклицательные предложения

( …), риторические вопросы ( … ); совмещает книжные слова ( … ) с разговорной лексикой ( … ), использует описательные обороты ( … ) и метафоры ( … ).

Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к …………….. стилю.



Жанр анализируемого текста - ………. . Автор рассуждает о … . Он призывает нас ……. . Речь (конкретный автор) … . В ней чётко выражена ……. . В своём выступлении оратор использует обращение ( … ), восклицательные предложения

( …), побудительные предложения ( … ), риторические вопросы ( … ). Автор в своей речи совмещает книжные слова ( … ) с разговорной лексикой ( … ), использует описательные обороты ( … ) и фразеологизмы ( … ).

Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к …………….. стилю.



Просмотр содержимого презентации
«Публ стиль»

Дети мои или иной кто,  слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею,  но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. ( Из поучения Владимира Мономаха)

Дети мои или иной кто,

слушая эту грамотку, не

посмейтесь над нею,

но примите её в сердце своё

и не ленитесь,

но усердно трудитесь…

Старых чтите, как отца,

а молодых, как братьев.

( Из поучения Владимира Мономаха)

разговорный … речи Научный … ? ? ? ?

разговорный

… речи

Научный

… ?

?

?

?

Особенности публицистического стиля речи

Особенности публицистического стиля речи

Цели урока:

Цели урока:

    Подберите однокоренные слова к слову публицистический , составьте с ними словосочетания.

    Подберите однокоренные слова к слову публицистический , составьте с ними словосочетания.

    Проверь себя Публицистический –публика, публичный, публицист, публицистика, опубликовать. Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика,  опубликовать статью.

    Проверь себя

    • Публицистический –публика, публичный, публицист, публицистика, опубликовать.
    • Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика,

    опубликовать статью.

    Верно ли?

    Верно ли?

      C лова «газетной образности»

      C лова «газетной образности»

        Стилистический анализ текста  Жанр анализируемого текста - ………. . Автор рассуждает о … . Он призывает нас ……. . В своей статье публицист использует (…) и восклицательные предложения  ( …), риторические вопросы ( … ); совмещает книжные слова ( … ) с разговорной лексикой ( … ), использует описательные обороты ( … ) и метафоры ( … ).  Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к …………….. стилю.

        Стилистический анализ текста

        Жанр анализируемого текста - ………. . Автор рассуждает о … . Он призывает нас ……. . В своей статье публицист использует (…) и восклицательные предложения

        ( …), риторические вопросы ( … ); совмещает книжные слова ( … ) с разговорной лексикой ( … ), использует описательные обороты ( … ) и метафоры ( … ).

        Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к …………….. стилю.


        Получите в подарок сайт учителя

        Предмет: Русский язык

        Категория: Уроки

        Целевая аудитория: 7 класс.
        Урок соответствует ФГОС

        Скачать
        Урок по развитию речи "Особенности публицистического стиля"

        Автор: Кузнецова Вера Анатольевна

        Дата: 06.03.2018

        Номер свидетельства: 460911

        Похожие файлы

        object(ArrayObject)#863 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(228) "«Речь Повторение: публицистический стиль речи; жанры публицистического стиля: заметка в газету, портретный очерк, репортаж»"
            ["seo_title"] => string(80) "rech_povtorenie_publitsisticheskii_stil_rechi_zhanry_publitsisticheskogo_stilia_"
            ["file_id"] => string(6) "561741"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1603977195"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#885 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
            ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
            ["file_id"] => string(6) "224212"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1438600447"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#863 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(145) "Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: Публицистический стиль. Газета."
            ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-v-4-klassie-po-tiemie-publitsistichieskii-stil-gazieta"
            ["file_id"] => string(6) "326712"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1463299279"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#885 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(182) "Конспект урока по русскому языку (развитие речи) 5 класс "Повторение сведений о типах и стилях речи". "
            ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-riechi-5-klass-povtorieniie-sviedienii-o-tipakh-i-stiliakh-riechi"
            ["file_id"] => string(6) "235378"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1443698521"
          }
        }
        
        object(ArrayObject)#863 (1) {
          ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
            ["title"] => string(141) "Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей."
            ["seo_title"] => string(79) "rassuzhdenie_obiasnenie_zametka_v_gazetu_tipa_rassuzhdeniia_o_postupkakh_liudei"
            ["file_id"] => string(6) "518969"
            ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
            ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
            ["date"] => string(10) "1567432152"
          }
        }
        


        Получите в подарок сайт учителя

        Видеоуроки для учителей

        Курсы для учителей

        ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

        Добавить свою работу

        * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

        Удобный поиск материалов для учителей

        Ваш личный кабинет
        Проверка свидетельства