kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: УРР 14. Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.

Цель:

  • повторить сведения о типах и стилях речи, особенностях публицистического стиля;
  • расширять знания учащихся о жанре информационной заметки (тип речи — рассуждение);
  • воспитывать бережное отношение к людям и природе.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: учебник для 6 класса, раздаточный материал, вырезки из газет.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.
  1. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

—  Назовите известные вам типы речи.

— Сколько стилей речи вы знаете? Перечислите с характерными для них стилевыми чертами.

— Расскажите о жанрах публицистики.

2. Индивидуальная работа по карточкам

Используются карточки, собранные как Домашнее задание, после урока 62.

Задание: определите стиль текста.

 

  1. Постановка целей и задач урока

 

  1. Объяснение нового материала

Задание: прослушайте 2 текста. Определите стиль и тип речи.

 

О ХОРОШИХ МАНЕРАХ

       Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить, как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

       Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

       В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

       Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим!

(По Д. Лихачеву)

 

НУЖНО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?

       Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

       Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

       Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. называется она «Сова».

       Обидел старик сову. рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. но старик не обратил на это внимания. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять, но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока.

       Смысл этой сказки в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? Оказывается, имеет — через мышей, через шмелей, через клевер — к корове и к молоку.

       Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву)

 

— Какова основная мысль каждого текста?

— Какие характерные черты публицистического стиля вы нашли в текстах?

— Были ли в вашей жизни моменты, когда бы вы хотели рассказать о благородном поступке человека, людей? О не очень хорошем поступке, который вас возмутил, потряс?

— Каким стилем речи вы при этом воспользуетесь?

 

  1. Закрепление материала

Задание

Напишите черновик статьи публицистического стиля (тип — рассуждение) на одну из предложенных тем, приводя как пример поступок человека, людей. Учащиеся с высоким уровнем могут написать заметку на свою тему. Придумайте заголовок статьи.

 

  • Итоги школьного конкурса (Все ли было справедливо?)
  • Мальчишеские игры? (Об опасных находках ребят: снарядах, патронах)
  • Охранять природу — значит охранять Родину! (О свалках, неумении Донести обертки до урны, бросании бутылок)
  • Этот благородный человек!

 

  1.  Домашнее задание

 

  • Теория по учебнику;
  • Дополнить статьи фактами, образными выражениями, потом переписать на чистовик;
  • Ребята с высоким уровнем могут по результатам домашнего задания издать прощальную газету с лучшими статьями (возможно использование материалов урока 62, этого и следующего урока).

Просмотр содержимого документа
«Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.»



Тема: УРР 14. Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.


Цель:

  • повторить сведения о типах и стилях речи, особенностях публицистического стиля;

  • расширять знания учащихся о жанре информационной заметки (тип речи — рассуждение);

  • воспитывать бережное отношение к людям и природе.


Тип урока: урок развития речи.


Оборудование: учебник для 6 класса, раздаточный материал, вырезки из газет.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

— Назовите известные вам типы речи.

— Сколько стилей речи вы знаете? Перечислите с характерными для них стилевыми чертами.

— Расскажите о жанрах публицистики.

2. Индивидуальная работа по карточкам

Используются карточки, собранные как Домашнее задание, после урока 62.

Задание: определите стиль текста.



  1. Постановка целей и задач урока



  1. Объяснение нового материала

Задание: прослушайте 2 текста. Определите стиль и тип речи.



О ХОРОШИХ МАНЕРАХ

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить, как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим!

(По Д. Лихачеву)



НУЖНО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. называется она «Сова».

Обидел старик сову. рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. но старик не обратил на это внимания. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять, но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока.

Смысл этой сказки в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? Оказывается, имеет — через мышей, через шмелей, через клевер — к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву)



— Какова основная мысль каждого текста?

— Какие характерные черты публицистического стиля вы нашли в текстах?

— Были ли в вашей жизни моменты, когда бы вы хотели рассказать о благородном поступке человека, людей? О не очень хорошем поступке, который вас возмутил, потряс?

— Каким стилем речи вы при этом воспользуетесь?



  1. Закрепление материала

Задание

Напишите черновик статьи публицистического стиля (тип — рассуждение) на одну из предложенных тем, приводя как пример поступок человека, людей. Учащиеся с высоким уровнем могут написать заметку на свою тему. Придумайте заголовок статьи.



  • Итоги школьного конкурса (Все ли было справедливо?)

  • Мальчишеские игры? (Об опасных находках ребят: снарядах, патронах)

  • Охранять природу — значит охранять Родину! (О свалках, неумении Донести обертки до урны, бросании бутылок)

  • Этот благородный человек!



  1.  Домашнее задание



  • Теория по учебнику;

  • Дополнить статьи фактами, образными выражениями, потом переписать на чистовик;

  • Ребята с высоким уровнем могут по результатам домашнего задания издать прощальную газету с лучшими статьями (возможно использование материалов урока 62, этого и следующего урока).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.

Автор: Гранкина Анастасия Александровна

Дата: 02.09.2019

Номер свидетельства: 518969

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства