Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.
Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.
Тема: УРР 14. Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.
Цель:
повторить сведения о типах и стилях речи, особенностях публицистического стиля;
расширять знания учащихся о жанре информационной заметки (тип речи — рассуждение);
воспитывать бережное отношение к людям и природе.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: учебник для 6 класса, раздаточный материал, вырезки из газет.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
1. Беседа
— Назовите известные вам типы речи.
— Сколько стилей речи вы знаете? Перечислите с характерными для них стилевыми чертами.
— Расскажите о жанрах публицистики.
2. Индивидуальная работа по карточкам
Используются карточки, собранные как Домашнее задание, после урока 62.
Задание: определите стиль текста.
Постановка целей и задач урока
Объяснение нового материала
Задание: прослушайте 2 текста. Определите стиль и тип речи.
О ХОРОШИХ МАНЕРАХ
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить, как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?
В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим!
(По Д. Лихачеву)
НУЖНО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?
Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. называется она «Сова».
Обидел старик сову. рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. но старик не обратил на это внимания. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять, но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока.
Смысл этой сказки в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? Оказывается, имеет — через мышей, через шмелей, через клевер — к корове и к молоку.
Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву)
— Какова основная мысль каждого текста?
— Какие характерные черты публицистического стиля вы нашли в текстах?
— Были ли в вашей жизни моменты, когда бы вы хотели рассказать о благородном поступке человека, людей? О не очень хорошем поступке, который вас возмутил, потряс?
— Каким стилем речи вы при этом воспользуетесь?
Закрепление материала
Задание
Напишите черновик статьи публицистического стиля (тип — рассуждение) на одну из предложенных тем, приводя как пример поступок человека, людей. Учащиеся с высоким уровнем могут написать заметку на свою тему. Придумайте заголовок статьи.
Итоги школьного конкурса (Все ли было справедливо?)
Дополнить статьи фактами, образными выражениями, потом переписать на чистовик;
Ребята с высоким уровнем могут по результатам домашнего задания издать прощальную газету с лучшими статьями (возможно использование материалов урока 62, этого и следующего урока).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.»
Тема: УРР 14. Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.
Цель:
повторить сведения о типах и стилях речи, особенностях публицистического стиля;
расширять знания учащихся о жанре информационной заметки (тип речи — рассуждение);
воспитывать бережное отношение к людям и природе.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: учебник для 6 класса, раздаточный материал, вырезки из газет.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
1. Беседа
— Назовите известные вам типы речи.
— Сколько стилей речи вы знаете? Перечислите с характерными для них стилевыми чертами.
— Расскажите о жанрах публицистики.
2. Индивидуальная работа по карточкам
Используются карточки, собранные как Домашнее задание, после урока 62.
Задание: определите стиль текста.
Постановка целей и задач урока
Объяснение нового материала
Задание: прослушайте 2 текста. Определите стиль и тип речи.
О ХОРОШИХ МАНЕРАХ
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить, как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?
В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим!
(По Д. Лихачеву)
НУЖНО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?
Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. называется она «Сова».
Обидел старик сову. рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. но старик не обратил на это внимания. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять, но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока.
Смысл этой сказки в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? Оказывается, имеет — через мышей, через шмелей, через клевер — к корове и к молоку.
Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву)
— Какова основная мысль каждого текста?
— Какие характерные черты публицистического стиля вы нашли в текстах?
— Были ли в вашей жизни моменты, когда бы вы хотели рассказать о благородном поступке человека, людей? О не очень хорошем поступке, который вас возмутил, потряс?
— Каким стилем речи вы при этом воспользуетесь?
Закрепление материала
Задание
Напишите черновик статьи публицистического стиля (тип — рассуждение) на одну из предложенных тем, приводя как пример поступок человека, людей. Учащиеся с высоким уровнем могут написать заметку на свою тему. Придумайте заголовок статьи.
Итоги школьного конкурса (Все ли было справедливо?)
Дополнить статьи фактами, образными выражениями, потом переписать на чистовик;
Ребята с высоким уровнем могут по результатам домашнего задания издать прощальную газету с лучшими статьями (возможно использование материалов урока 62, этого и следующего урока).