Тема: Публицистический стиль. Газета.
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «газета» - как одной из форм применения публицистического стиля. Формирование умения различать стили речи и знакомить с областями их применения.
2. Развивать устную и письменную монологическую связанную речь, обогащать словарный запас учащихся, расширить кругозор, осуществлять межпредметную связь с предметом «Литература», работать в группах,парах.
3. Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за порученное дело.
Оборудование и материалы: карточки «Стили речи», новые слова, карточки –тексты для парной работы, выставка газет, карточки с понятиями.
ХОД.
1. Орг. момент.
II.Повторение.
– Начнем урок со стихотворения. Послушайте его и определите, к чему нас призывает автор.
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая
Мысль словами выражать –
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявленье на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всем система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!
- К чему нас призывает автор?
- Почему же нам необходимо уметь определять стили речи?
- Какие стили речи знаете?
( В ходе ответов учитель вывешивает схему «Стили речи».
Стили речи
Разговорный литературный научный публицистический
В каких случаях используют разговорный стиль?
- Какой стиль используют писатели и поэты при написании своих произведений?
- Какой особенностью отличается этот стиль?
- При изучении каких школьных предметов вы сталкиваетесь с научным стилем?
- Чем он характерен?
- Определите, к какому стилю относится текст:
Внимание! Внимание!
Первый и последний раз в вашем городе цирк! Вас ждут весёлые клоуны, акробаты, жонглеры и дрессированные животные!
Ждем Вас, уважаемые зрители!
- По каким признакам определили, что это- публицистический стиль?
- Где используется данный стиль?
III. Сообщение темы и цели урока.
- На уроке познакомимся с одной из форм применения публицистического стиля. Узнайте, о чем речь?
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
- Что это? (газета)
- Речь сегодня пойдет о газете. С понятием «газета» нас познакомит Катя, которая работала со словарем.
Ученица: - Я нашла определение слову «газета» в словаре Репкина В.В. Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям политической или общественной жизни.
- Наша цель сегодня – познакомиться с жанрами газеты и подготовка к выпуску классной стенной газеты.
IV. Тема.
1. Знакомство с понятием «газета».
- Название каких газет вы знаете?
- Наша школа тоже знаменита тем, что имеет свое периодическое издание- газету «Девяточка». Газета заняла первое место в конкурсе школьных газет.
- Хотите узнать, почему газета называется этим словом?
Опережающее задание( сообщение учащихся о происхождении слова).
2. Знакомство с жанрами газеты.
- Как думаете, почему на протяжении веков существует этот вид изданий? Почему со времен Древнего Китая не исчез интерес людей к газетам?
- Газета призвана своевременно и полно информировать читателей обо всех событиях, происходящих в окружающем мире, выражать и формировать общественное мнение, воспитывать людей. В газете выделяют публицистические жанры( на доске карточки со словами):
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
РЕПОРТАЖ
ИНТЕРВЬЮ
СТАТЬЯ
ОЧЕРК
- Весь материал газеты разделен на разделы – РУБЛИКИ.
Работа в группах.
- У каждой группы дано понятие одного из жанров газеты. Вы должны познакомится с предложенным вам понятием и раскрыть суть другим группам.
Защита групп.
V. Закрепление.
1. Отработка умения определять жанры газеты.
Работа в парах.
Задание: Прочитайте два текста. Они взяты из «Лесной газеты» В. Бианки. Определите, какой из этих текстов является корреспонденцией, а какой- репортажем.
Новорожденные.( корреспонденция)
Сегодня ночью дежурные свинарки приняли новорожденных. Все малютки полненькие, здоровые, визгливые. Счастливые молодые матери каждый раз нетерпеливо ждут, когда им принесут покормить их розовых, курносеньких младенцев с хвостиками.
Новости сообщила Н. Павлова
Пропуск на праздник. (репортаж)
Мы поджидаем наших пернатых друзей. Совет дружины поручил каждому школьнику сделать скворечню.
И все у нас занялись этим делом. У нас есть столярная мастерская. Тот, кто еще не умеет делать скворечники, научаться в мастерской.
В своём школьном дворе мы повесим много домиков для птиц. Пусть живут у нас и охраняют яблони, груши и вишни от вредных гусениц и жуков. Когда школа будет праздновать День птиц, каждый школьник принесёт на сбор скворечню. Так мы условились. Скворечня – это будет наш пропуск на праздник.
Лескоры Володя Новый, Женя Корягин
Защита группы.
- Какие жанры газеты узнали?
2. Подготовка будущего материала для классной стенной газеты.
- Как называется профессия людей, которые пишут статьи в газетах?
- Этим профессиям учат в специальных институтах, на факультете журналистики. И сейчас я вам предлагаю побывать в роли журналистов. Так как на следующем уроке мы должны будем выпустить первый номер нашей газеты, то нам нужно собрать материал для неё. Чтобы у нас получилось, мы должны плодотворно поработать.
Работа в группах.
Каждой группе предлагается написать материал на тему «Жизнь нашего класса».
- Вспомните, какие события произошли в нашем классе за этот период и попробуйте рассказать о них в понравившемся вам жанре.
- Что вам поможет справиться с заданием? ( вернуться к понятиям газетных жанров)
Защита работ.
VI. Рефлексия.
- С какой формой применения публицистического стиля вы познакомились?
- Назовите жанры газеты?
- Где эти знания вы сможете применить?
VII. Домашнее задание. Красиво оформить свою статью, подобрать иллюстративный материал, принести карандаши и фломастеры.