kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: Публицистический стиль. Газета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Публицистический стиль. Газета.

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «газета» - как одной из форм применения публицистического стиля. Формирование умения различать стили речи и знакомить с областями их применения.

            2. Развивать  устную и письменную монологическую связанную речь, обогащать словарный запас учащихся, расширить кругозор, осуществлять межпредметную связь с предметом «Литература», работать в группах,парах.

             3. Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за порученное дело.

Оборудование и материалы: карточки «Стили речи», новые слова, карточки –тексты  для парной работы, выставка газет, карточки с понятиями.

ХОД.

1. Орг. момент.

II.Повторение.

– Начнем урок со стихотворения. Послушайте его и определите, к чему нас призывает автор.

                       Нужно ясно понимать,

                       Что задача не простая

                       Мысль словами выражать –

                       Суть стилистики такая.

                       Диссертация, беседа,

                       Речь, статья или роман?

                       Заявленье на соседа,

                       Что устроил балаган.

                       В языке во всем система.

                       Не к чему же нам гадать,

                       Чтоб не мучила делема, -

                       Нужно стили речи знать!

- К чему нас призывает автор?

- Почему же нам необходимо уметь определять стили речи?

- Какие стили речи знаете?

( В ходе ответов учитель вывешивает схему «Стили речи».

                                                 Стили речи

Разговорный  литературный       научный           публицистический

В каких случаях используют разговорный стиль?

- Какой стиль используют писатели и поэты при написании своих произведений?

- Какой особенностью отличается этот стиль?

- При изучении каких школьных предметов вы сталкиваетесь с научным стилем?

- Чем он характерен?

- Определите, к какому стилю относится текст:

                     Внимание! Внимание!

  Первый и последний раз в вашем городе цирк! Вас ждут весёлые клоуны, акробаты, жонглеры и дрессированные животные!

Ждем Вас, уважаемые зрители!

- По каким признакам определили, что это- публицистический стиль?

- Где используется данный стиль?

III. Сообщение темы и цели урока.

- На уроке познакомимся с одной из форм применения публицистического стиля. Узнайте, о чем речь?

                             Лист бумаги по утрам

                             На квартиру носят нам.

                             На одном таком листе

                             Много разных новостей.

- Что это? (газета)

-  Речь сегодня пойдет о газете. С понятием «газета» нас познакомит Катя, которая работала со словарем.

Ученица: - Я нашла определение слову «газета» в словаре Репкина В.В. Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям политической или общественной жизни.

- Наша цель сегодня – познакомиться с жанрами газеты и подготовка к выпуску классной стенной газеты.

IV. Тема.

1. Знакомство с понятием «газета».

- Название каких газет вы знаете?

- Наша школа тоже знаменита тем, что имеет свое периодическое издание- газету «Девяточка». Газета заняла первое место в конкурсе школьных газет.

- Хотите узнать, почему газета называется этим словом?

 Опережающее задание( сообщение учащихся о происхождении слова).

2. Знакомство с жанрами газеты.

- Как думаете, почему на протяжении веков существует этот вид изданий? Почему со времен Древнего Китая не исчез интерес людей к газетам?

- Газета призвана своевременно и полно информировать читателей обо всех событиях, происходящих в окружающем мире, выражать и формировать общественное мнение, воспитывать людей. В газете выделяют публицистические жанры( на доске  карточки со словами):

 КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

РЕПОРТАЖ

ИНТЕРВЬЮ

СТАТЬЯ

ОЧЕРК

- Весь материал газеты разделен на разделы – РУБЛИКИ.

Работа в группах.

- У каждой группы дано понятие одного из жанров газеты. Вы должны познакомится  с  предложенным вам понятием и раскрыть суть другим группам.

Защита групп.

V. Закрепление.

1. Отработка умения определять жанры газеты.

Работа в парах.

Задание: Прочитайте два текста. Они взяты из «Лесной газеты» В. Бианки. Определите, какой из этих текстов является корреспонденцией, а какой- репортажем.

                                    Новорожденные.( корреспонденция)

      Сегодня ночью дежурные свинарки приняли новорожденных. Все малютки полненькие, здоровые, визгливые. Счастливые молодые матери каждый раз нетерпеливо ждут, когда им принесут покормить их розовых, курносеньких младенцев с хвостиками.

                                                Новости сообщила Н. Павлова

                               Пропуск на праздник. (репортаж)

     Мы поджидаем наших пернатых друзей. Совет дружины поручил каждому школьнику сделать скворечню.

    И все у нас занялись этим делом. У нас есть столярная мастерская. Тот, кто еще не умеет делать скворечники, научаться в мастерской.

     В своём школьном дворе мы повесим много домиков для птиц. Пусть живут у нас и охраняют яблони, груши и вишни от вредных гусениц и жуков. Когда школа будет праздновать День птиц, каждый школьник принесёт на сбор скворечню. Так мы условились. Скворечня – это будет наш пропуск на праздник.

                                                   Лескоры Володя Новый, Женя Корягин

Защита группы.

- Какие жанры газеты узнали?

   2. Подготовка будущего материала для классной стенной газеты.

- Как называется профессия людей, которые пишут статьи в газетах?

- Этим профессиям учат в специальных институтах, на факультете журналистики. И сейчас я вам предлагаю побывать в роли журналистов. Так как на следующем уроке мы должны будем выпустить первый номер нашей газеты, то нам нужно собрать материал для неё. Чтобы у нас получилось, мы должны плодотворно поработать.

Работа в группах.

Каждой группе предлагается написать материал на тему «Жизнь нашего класса».

- Вспомните, какие события произошли в нашем классе за этот период и попробуйте рассказать о них в понравившемся вам жанре.

- Что вам поможет справиться с заданием? ( вернуться к понятиям газетных жанров)

Защита работ.

VI. Рефлексия.

- С какой формой применения публицистического стиля вы познакомились?

- Назовите жанры газеты?

- Где эти знания вы сможете применить?

VII. Домашнее задание. Красиво оформить свою статью, подобрать иллюстративный материал, принести карандаши и фломастеры.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: Публицистический стиль. Газета.»

ГУ «Средняя школа № 9»





В рамках школы и ШМО учителей начальных классов







Открытый урок по развитию речи в 4 классе



Публицистический стиль. Газета.







Разработала

Гаврилова М.М.

Учитель II категории













г. Усть – Каменогорск, 2010г.

Тема: Публицистический стиль. Газета.

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «газета» - как одной из форм применения публицистического стиля. Формирование умения различать стили речи и знакомить с областями их применения.

2. Развивать устную и письменную монологическую связанную речь, обогащать словарный запас учащихся, расширить кругозор, осуществлять межпредметную связь с предметом «Литература», работать в группах,парах.

3. Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за порученное дело.

Оборудование и материалы: карточки «Стили речи», новые слова, карточки –тексты для парной работы, выставка газет, карточки с понятиями.

ХОД.

  1. Орг. момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты,

Слушайте, запоминайте,

Даром время не теряйте.

  1. Повторение.

– Начнем урок со стихотворения. Послушайте его и определите, к чему нас призывает автор.

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая

Мысль словами выражать –

Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявленье на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всем система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема, -

Нужно стили речи знать!

- К чему нас призывает автор?

- Почему же нам необходимо уметь определять стили речи?

- Какие стили речи знаете?

( В ходе ответов учитель вывешивает схему «Стили речи».)

Стили речи


Разговорный литературный научный публицистический


- В каких случаях используют разговорный стиль?

- Какой стиль используют писатели и поэты при написании своих произведений?

- Какой особенностью отличается этот стиль?

- При изучении каких школьных предметов вы сталкиваетесь с научным стилем?

- Чем он характерен?

- Определите, к какому стилю относится текст:

Внимание! Внимание!

Первый и последний раз в вашем городе цирк! Вас ждут весёлые клоуны, акробаты, жонглеры и дрессированные животные!

Ждем Вас, уважаемые зрители!

- По каким признакам определили, что это- публицистический стиль?

- Где используется данный стиль?


III. Сообщение темы и цели урока.

- На уроке познакомимся с одной из форм применения публицистического стиля. Узнайте, о чем речь?

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

- Что это? (газета)

- Да, ребята, речь сегодня пойдет о газете. С понятием «газета» нас познакомит Катя, которая работала со словарем.

Ученица: - Я нашла определение слову «газета» в словаре Репкина В.В. Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям политической или общественной жизни.

- Наша цель сегодня – познакомиться с жанрами газеты и подготовка к выпуску классной стенной газеты.

IV. Тема.

1. Знакомство с понятием «газета».

- Название каких газет вы знаете?

- Наша школа тоже знаменита тем, что имеет свое периодическое издание- газету «Девяточка». Газета заняла первое место в конкурсе школьных газет.

- Хотите узнать, почему газета называется этим словом?

Опережающее задание( сообщение учащихся).

В начале «газета» была устной. Глашатаи созывали народ на главных площадях больших и маленьких городов и зачитывали указы, приказы правителей, сообщали о новостях, которые приносили гонцы из соседних стран.

Но однажды на главной площади одного из городов Древнего Китая вместо глашатая появилась доска, где постоянно вывешивались письменные указы и новости. Конечно, такая стенная газета была не совсем удобной, так как за новостями приходилось ходить. И тогда родилась идея переписывать новости и доставлять их горожанам прямо домой. Конечно не всем, а наиболее знатным.

Однако есть на свете город, в котором газета и получила своё имя. Это город Венеция. В 16 веке там выпускали рукописный листок, который назывался «Письменные новости». А «газетта» - это название венецианской монеты того времени, за которую можно было купить этот листок. Со временем одно «Т» исчезло, и все «письменные новости» стали называться газетами.

2. Знакомство с жанрами газеты.

- Как думаете, почему на протяжении веков существует этот вид изданий? Почему со времен Древнего Китая не исчез интерес людей к газетам?

- Газета призвана своевременно и полно информировать читателей обо всех событиях, происходящих в окружающем мире, выражать и формировать общественное мнение, воспитывать людей. В газете выделяют публицистические жанры( на доске карточки со словами):

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

РЕПОРТАЖ

ИНТЕРВЬЮ

СТАТЬЯ

ОЧЕРК

- Весь материал газеты разделен на разделы – РУБЛИКИ.

Работа в группах.

- У каждой группы дано понятие одного из жанров газеты. Вы должны познакомится с предложенным вам понятием и раскрыть суть другим группам.

1 группа: Корреспонденция – очень распространенный газетный жанр. В ней сообщается о каких-то конкретных событиях.

2 группа: Репортаж – сообщение о событии, очевидцем которого является сам корреспондент.

3 группа: Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами, по каким – либо актуальным вопросам.

4 группа: Статья - публицистическое сочинение небольшого размера.

5 группа: Очерк – краткое описание каких-либо жизненных фактов, или изложение какого-либо вопроса.

Защита групп.

V. Закрепление.

1. Отработка умения определять жанры газеты.

Работа в парах.

- Вы познакомились с жанрами, а теперь попробуем в практической деятельности определить жанр по предложенным текстам.

Задание: Прочитайте два текста. Они взяты из «Лесной газеты» В. Бианки. Определите, какой из этих текстов является корреспонденцией, а какой- репортажем.

Новорожденные.( корреспонденция)

Сегодня ночью дежурные свинарки приняли новорожденных. Все малютки полненькие, здоровые, визгливые. Счастливые молодые матери каждый раз нетерпеливо ждут, когда им принесут покормить их розовых, курносеньких младенцев с хвостиками.

Новости сообщила Н. Павлова



Пропуск на праздник. (репортаж)

Мы поджидаем наших пернатых друзей. Совет дружины поручил каждому школьнику сделать скворечню.

И все у нас занялись этим делом. У нас есть столярная мастерская. Тот, кто еще не умеет делать скворечники, научаться в мастерской.

В своём школьном дворе мы повесим много домиков для птиц. Пусть живут у нас и охраняют яблони, груши и вишни от вредных гусениц и жуков. Когда школа будет праздновать День птиц, каждый школьник принесёт на сбор скворечню. Так мы условились. Скворечня – это будет наш пропуск на праздник.

Лескоры Володя Новый, Женя Корягин

Защита группы.

- Какие жанры газеты узнали?

2. Подготовка будущего материала для классной стенной газеты.

- Как называется профессия людей, которые пишут статьи в газетах?

- Этим профессиям учат в специальных институтах, на факультете журналистики. И сейчас я вам предлагаю побывать в роли журналистов. Так как на следующем уроке мы должны будем выпустить первый номер нашей газеты, то нам нужно собрать материал для неё. Чтобы у нас получилось, мы должны плодотворно поработать.

Работа в группах.

Каждой группе предлагается написать материал на тему «Жизнь нашего класса».

- Вспомните , какие события произошли в нашем классе за этот период и попробуйте рассказать о них в понравившемся вам жанре.

- Что вам поможет справиться с заданием? ( вернуться к понятиям газетных жанров)

Защита работ.

VI. Рефлексия.

- С какой формой применения публицистического стиля вы познакомились?

- Назовите жанры газеты?

- Где эти знания вы сможете применить?

VII. Домашнее задание. Красиво оформить свою статью, подобрать иллюстративный материал, принести карандаши и фломастеры.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: Публицистический стиль. Газета.

Автор: Гаврилова Марина Михайловна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства