Тема урока: Повторение сведений о типах и стилях речи.
Цели: повторить, закрепить, расширить знания учащихся о стилях и типах речи.
Задачи: формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;
- развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих, аналитических и проблемных видов работ;
- способствовать развитию умений обобщать, конкретизировать, отбирать нужный для раскрытия темы материал;
- воспитывать в детях стремление мечтать и фантазировать, верить в торжество добра и справедливости.
Ход урока.
I.Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторим что такое стили и типы речи. Только урок у нас будет необычный, сказочный.
Чтоб на Марс могли слетать
Люди без опаски,
С детства учимся мечтать
Мы у старой сказки.
Объяснить нам не успел
Ни один учебник:
Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник.
Учитель. « С детства учимся мечтать мы у старой елки…». Сегодня нас ожидает путешествие по сказке!
Давным-давно, много лет назад, похитил Кощей Бессмертный у людей главные слова, заветные. И начались на земле раздоры, войны, вражда. Люди на знали к чему стремиться. Утратили ощущения счастья. Как синюю птицу искали счастье повсюду и не могли найти.
Что же это за слова, которые могут сделать людей счастливыми?
Мы их должны будем найти.
На доске - план игры. За каждое выполненное задание вы получите от одного до трёх баллов. Это будет ваша оценка за урок. А сейчас давайте войдем в сказку, проверим ваше домашнее задание - творческую работу: «Если бы я был героем сказки, то я бы …»
- Дети читают домашнее задание.
- Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Благодаря вашим сочинениям мы уже вошли в волшебный мир сказок. И первая встреча с героиней русских сказок.
Отгадав загадку вы узнаете этот персонаж.
Само с кулачок.
Красный бочок.
Потрогаешь – гладко
Откусишь – сладко. (Яблоко).
Плоды у яблоньки не простые. Помочь яблоньке может тот кто правильно определит орфограмму в словах ( у каждого ребенка картинка с яблоком, на оборотной стороне написано слово на определенную орфограмму). (гимнастика для глаз, рассматривание картинок с контрастным цветом и различным размером).
Учащиеся объясняют написание слов.
- Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как отправиться в путь, мы должны вооружиться знаниями. Повторить сведения о типах и стилях речи. Какие стили речи вы знаете? Какие типы речи вы знаете?
- Художественный.
- Разговорный.
- Публицистический.
- Научный.
- Официально-деловой.
Учитель. Давайте потренируемся в определении стилей речи.
А). Послушайте первый стиль и определите какой? (звучит фрагмент песен из мультфильмов «Ну, погоди», «Новогодняя»)
(стиль разговорный)
Б). Отрывок из стихотворения о природе. (художественный).
В). Объявление: «29 января 2013г. В 12 часов в актовом зале состоится утренник…» (официально-деловой).
Г). Дорогие ребята! Перед нами стоит важная задача – закончить I полугодие без отстающих. Помните! Ваши знания – это будущий вклад в развитие общества. (публицистический).
Д). Зима- одно из четырёх времён года. Смена времён года происходит из-за движения Земли по орбите вокруг Солнца и наклона земной оси. Средняя продолжительность зимы 90,3 суток, но в разных климатических зонах она различна. ( научный стиль).
Учитель. Можно отправляться в путь, мы вооружились знаниями!
Появляется Кот-Баюн и не пропускает.
Учитель. Ребята! А давайте расскажем Коту одну сказку, но в разных стилях речи.
Может она научит его тому, что добро всегда побеждает зло.
Ребята работают в группах и рассказывают сказку «Колобок» в разных стилях.
Научный стиль. «Для приготовления этого хлебобулочного изделия потребуется 500 гр. муки, 25 гр. дрожжей, 200 мл молока. Хорошо замесить тесто, поставить на слабый огонь и выпекать в течении часа. Колобок - вымышленный сказочный герой, плод народной фантазии. Особенно широко распространен персонаж в России в устном народном творчестве…
Объявление. «Пропал Колобок. Особые приметы: румяный, круглый, ароматный. Кто видел, просьба сообщить».
Официально – деловой. «Ребята! Слушайтесь родителей, не уходите из дома без их разрешения! Вспомните, к чему привело непослушание Колобка.
Кот—Баюн пропускает детей.
Следующая встреча с Бабой—Ягой. Пропущу, если задание поможете выполнить. Обещали победителей на новогодний утренник пригласить. (Включает поочередно записи песен, учащиеся определяют тип речи.)
- Песня о звёздах из к/ф «Про Красную Шапочку». (тип речи описательный).
(физкультминутка с танцевальными движениями).
гимнастика для глаз (уражнения под музыку)
- Песня «Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника». (тип речи рассуждение).
Дети определяют типы речи и Баба-Яга пропускает их.
Кощей Бессмертный обещает отдать заветные слова людям, если дети разгадают что написано на старом «свитке».
Звучит песня «Иди дорогою добра». В песне повторяется фраза «Иди всегда дорогою добра».
В «свитке» эта фраза записана наоборот: «АРБОД ЮОГОРОД АДГЕВС». Учащиеся должны самостоятельно расшифровать запись, подсказка для них – песня.
Главные слова записывают в тетрадь.
Подведение итогов урока.
Учитель. « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Какой намёк дала нам сказка?
Мы нашли заветные слова, вернули их людям. А теперь посчитайте, сколько баллов вы набрали за урок. Это ваша оценка. Если кого-то количество баллов не устраивает, эти оценки выставляться не будут. Попытайтесь добиться успеха на следующем уроке.
Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке? Что особенно понравилось, а что не очень?
Почему? Ваши предложения?
Домашнее задание: раскройте смысл слов «Иди всегда дорогою добра».