kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку (развитие речи) 5 класс "Повторение сведений о типах и стилях речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Повторение сведений о типах и стилях речи.

     Цели:  повторить, закрепить, расширить  знания учащихся  о стилях  и типах речи.

     Задачи:  формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;

   - развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих,  аналитических и проблемных видов работ;

   - способствовать развитию умений обобщать, конкретизировать, отбирать нужный для раскрытия темы материал;

   - воспитывать в детях стремление мечтать и фантазировать, верить в торжество добра и справедливости.

                                        Ход урока.

I.Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.

   Слово учителя.

         Сегодня на уроке мы повторим что такое стили и типы речи. Только урок у нас будет необычный, сказочный.

        Чтоб на Марс могли слетать

        Люди без опаски,

        С детства учимся мечтать

        Мы у старой сказки.

        Объяснить нам не успел

        Ни один учебник:

        Тот, кто честен, добр и смел,

        Тот и есть волшебник.

        Учитель. « С детства учимся мечтать мы у старой елки…». Сегодня нас ожидает путешествие по сказке!

     Давным-давно, много лет назад, похитил Кощей Бессмертный у людей главные слова, заветные. И  начались на земле раздоры, войны, вражда. Люди на знали к чему стремиться. Утратили ощущения счастья. Как  синюю птицу искали счастье повсюду и не могли найти.

     Что же это за слова, которые могут сделать людей счастливыми?

     Мы  их должны будем найти.

     На доске -  план игры. За каждое выполненное задание вы получите от одного до трёх баллов. Это будет ваша оценка за урок. А сейчас давайте войдем в сказку, проверим ваше домашнее задание -  творческую работу: «Если бы я был героем сказки, то я бы …»

 -  Дети читают домашнее задание.

 -  Словарно-орфографическая работа.

  Учитель: Благодаря вашим сочинениям мы уже вошли в волшебный мир сказок. И первая встреча с героиней русских сказок.

    Отгадав загадку вы узнаете этот персонаж.

         Само с кулачок.

         Красный бочок.

         Потрогаешь – гладко

         Откусишь – сладко.               (Яблоко).

    Плоды у яблоньки не простые. Помочь яблоньке может тот кто правильно определит орфограмму в словах ( у каждого ребенка картинка с яблоком, на оборотной стороне написано слово на определенную орфограмму).    (гимнастика для глаз, рассматривание картинок с контрастным цветом и различным  размером).

   Учащиеся объясняют написание слов.

-  Актуализация опорных знаний.

   Перед тем, как отправиться в путь, мы должны вооружиться знаниями. Повторить сведения о типах и стилях речи. Какие стили речи вы знаете? Какие типы речи вы знаете?

  1. Художественный.
  2. Разговорный.
  3. Публицистический.
  4. Научный.
  5. Официально-деловой.

Учитель.  Давайте потренируемся в определении стилей речи.

А). Послушайте первый стиль и определите какой? (звучит фрагмент песен из мультфильмов «Ну, погоди», «Новогодняя»)

       (стиль разговорный)

Б). Отрывок из стихотворения о природе. (художественный).

В). Объявление:  «29 января 2013г. В 12 часов в актовом зале состоится утренник…»  (официально-деловой).

Г). Дорогие ребята! Перед нами стоит важная задача – закончить  I полугодие без отстающих. Помните! Ваши знания – это будущий вклад в развитие общества.  (публицистический).

Д). Зима- одно из четырёх времён года. Смена времён года происходит из-за движения Земли по орбите вокруг Солнца и наклона земной оси. Средняя продолжительность зимы 90,3 суток, но в разных климатических зонах она различна. ( научный стиль).

  Учитель. Можно отправляться в путь,  мы  вооружились знаниями!

     Появляется Кот-Баюн и не пропускает.

 Учитель. Ребята! А давайте расскажем Коту одну сказку, но в разных стилях речи.

 Может она научит его тому, что добро всегда побеждает зло.

      Ребята работают в группах и рассказывают сказку «Колобок» в разных стилях.

      Научный стиль. «Для приготовления этого хлебобулочного изделия потребуется 500 гр. муки, 25 гр. дрожжей, 200 мл молока. Хорошо замесить тесто, поставить на слабый огонь и выпекать в течении часа. Колобок -  вымышленный сказочный герой, плод народной фантазии. Особенно широко распространен персонаж в России в устном народном творчестве…

     Объявление. «Пропал Колобок. Особые приметы: румяный, круглый, ароматный. Кто видел, просьба сообщить».

     Официально – деловой. «Ребята! Слушайтесь родителей, не  уходите из дома без их разрешения! Вспомните, к чему привело непослушание Колобка.

Кот—Баюн пропускает детей.

Следующая встреча с Бабой—Ягой.  Пропущу, если задание поможете выполнить. Обещали победителей на новогодний утренник пригласить.  (Включает поочередно записи песен, учащиеся определяют тип речи.)

  1. Песня о звёздах из к/ф «Про Красную Шапочку». (тип речи описательный).

 (физкультминутка с танцевальными движениями).

гимнастика для глаз (уражнения под музыку)

  1. Песня «Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника».  (тип речи рассуждение).

Дети определяют типы речи и Баба-Яга пропускает их.

Кощей Бессмертный  обещает отдать заветные слова людям, если дети разгадают что написано на старом «свитке».

   Звучит песня «Иди дорогою добра». В песне повторяется фраза «Иди всегда дорогою добра».

    В «свитке» эта фраза записана наоборот:  «АРБОД ЮОГОРОД АДГЕВС».  Учащиеся должны самостоятельно расшифровать запись, подсказка для них – песня.

    Главные слова записывают в тетрадь.

 Подведение итогов урока.

     Учитель. « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»  Какой намёк дала нам сказка?

     Мы нашли заветные слова, вернули их людям. А теперь посчитайте, сколько баллов вы набрали за урок. Это ваша оценка. Если кого-то количество баллов не устраивает, эти оценки выставляться не будут. Попытайтесь добиться успеха на следующем уроке.

            Подведение итогов урока.

 Что нового вы узнали на уроке? Что особенно понравилось, а что не очень?

 Почему?  Ваши предложения?

 Домашнее задание:  раскройте смысл слов «Иди всегда дорогою добра».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку (развитие речи) 5 класс "Повторение сведений о типах и стилях речи". »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 10









Урок по развитию речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».






Учитель Санкина Г. И.








п. Зимовники


Урок по развитию речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Цели:

  1. познакомиться с жизнью и творчеством знаменитого художника;

  2. подобрать нужный материал к сочинению, умение учащихся описывать картину;

  3. привить любовь к прекрасному.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Звучит музыка о зиме.

Учитель: Зима! Какое наслаждение! Ребята, посмотрите в окно: снег идет, все искрится от снега, кругом белым- бело- какая красота. Улыбнитесь друг другу и порадуйтесь зимушке- зиме. А что нравится вам делать зимой?

Учащиеся отвечают ( играть в снежки, кататься с горки, играть в хоккей).

Учитель: Многие поэты, писатели посвящали свои творения этому прекрасному времени года. Замечательные художники тоже изображали на своих полотнах зиму. Известны ли вам они?

Учащиеся перечисляют картины:

Учитель: И одним из таких художников был Василий Суриков, который написал картину «Взятие снежного городка». Сегодня мы будем подбирать и готовить материал к написанию сочинения по этой картине. Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учащиеся:

  • интересно было бы узнать о жизни и творчестве художника;

  • Научиться составлять словосочетания, предложения по теме;

  • Подбирать слова для описания;

  • Научиться что-то сравнивать;

  • Работать со словарями, находя нужный материал.

Высвечиваются на доске цели урока:

Вот этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

Кто же этот замечательный художник, который привлек наше внимание своей картиной. Раньше вы слышали о нем?

Учащиеся заранее готовили материал о художнике.

1-й ученик. Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. Семья принадлежала к старинному казачьему роду.

Любимым развлечением в Сибири были охота и кулачные бои. С малых лет Суриков с отцом ходил на охоту. От матери перенял любовь к старине, к малой родине, унаследовал чувство прекрасного.

2-й ученик. Тяга к рисованию появилась с малых лет. После смерти отца жилось очень трудно. Талант юного художника заметил золотопромышленник П. И. Кузнецов, который предоставил ему стипендию на обучение в академии художников в Петербурге, которую он закончил с золотой медалью.

3-й ученик. В. И. Суриков делал росписи храма Христа Спасителя, изображал сцены из старинной жизни.

Слайды:

  1. «Утро стрелецкой казни»

  2. «Боярыня Морозова»

  3. «Переход Суворова через Альпы».

Ребята, как вы думаете, что объединяет эти картины? Да, наверняка, и фамилии вы слышали.

Учащиеся: Да, все эти картины объединены одним- они посвящены историческим событиям, реальным событиям и людям. А вот эта картина « Взятие снежного городка» отличается своей направленностью, необыкновенностью.

Учитель: Вернемся к картине. Сейчас разделимся на группы и будем работать.

1 группа. Какой момент игры изобразил художник на картине? ( самый главный, напряженный, кульминационный, всадник в полете, разбивает стену).

2 группа. Удалось ли художнику передать эмоции людей, какая игра. Назовите глаголы, которые отражают действия людей. ( игра живая, захватывающая, оживленная, всадник в стремительном полете, конь копытом сбивает преграду; глаголы- провожают зиму, смеются, радуются, веселятся, приглашают).

3 группа. А как ведут себя другие участники игры? ( ведут по- разному: кто-то кричит, кто-то машет хворостинкой, кто-то свистит).

4 группа. А как вы думаете интересна ли игра зрителям? ( конечно, ведь собралось много людей, стоят близко к крепости, с интересом наблюдают, переживают, равнодушных нет).

Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочетания из каждой группы.

Учитель: А вам знакома такая игра? И какие вам известны зимние забавы?

Учащиеся: Именно такая игра нам не знакома, но мы с ребятами

  1. Строим снежную крепость и снежками пытаемся ее разбить. Просто играем в снежки, бросаем их на дальность.

  2. А еще нам нравится праздник «Проводы зимы»; он проводится на масленицу, где все веселятся, водят хороводы, сжигают чучело, едят блины, поют песни.

Учитель: Вот и наши юные художники запечатлели моменты праздника у нас в поселке. ( прикрепить рисунки).

Работа в группах ( по картине).

1 группа. Что говорит нам об атмосфере праздника? ( праздничная одежда, сани разряженные, люди радостные, веселые).

2 группа. А как вы думаете чья это игра? ( пришли все люди, а значит всеобщая, участвуют и стар, и млад).

3 группа. Ребята, продолжите ряд слов, к таким явлениям, как

Зима-снег, мороз, катание, веселье…

Масленица- блины, гуляние, игры…

Снежный городок- крепость, кони, всадники…

4 группа. Соотнесите слова глаголы к словам:

Всадник- несется, мчится

Участники волнуются, переживают

Игры

Зрители- радуются, кричат.

Затем учащиеся выбирают слова из каждой группы и записывают в тетрадь и на доске.

Учитель: Часто в сочинении для яркости, красоты мы используем слова. ( на доске прикреплены главные слова, а на парте есть слова, найдите соответствие слов и прикрепите).

БИТВА КРЕПОСТЬ ОТВАЖНЫЙ МУЖЕСТВЕННЫЙ

Бой твердыня бесстрашный резвый

Побоище укрепление шустрый

Учитель: Что это за слова?

Учащиеся: СИНОНИМЫ.

Учитель: Правильно, напишите эти слова, наверняка, вы будете использовать их в сочинении.

А теперь мы поработаем еще со словарями, которые помогут нам в написании сочинения, продолжаем работу в группах, составим словосочетания, предложения.

1 группа. Работа со словарем фразеологизмов и эпитетов.

От мала до велика- все без исключения

Очертя голову- стремительно, напролом

Как пить дать- наверняка

С минуты на минуту- вот- вот

Работа с эпитетами

2 группа. Составьте словосочетания, которые будете использовать в сочинении. ( красивые сани, удивительное зрелище, радостная детвора, громкий свист).

3 группа. Продолжите ряд определений:

Конь- смелый, горячий

Молодцы- сильные, отважные

Девицы- нарядные, скромные.

4 группа. Составьте предложения, используя слова в переносном значении.

( у всех людей на морозе щеки горят; от восторга праздника глаза блестят; у всадника железная воля к победе).

Учащиеся отвечают по очереди. Запись на доске и в тетради.

Учитель: На доске текст, объясните орфографию и пунктуацию.

Учащиеся объясняют все, потом записывают текст в тетрадь.

Мы любим зиму за (то), что она нам дарит разные забавы: катание на санках, игру в снежки. Ребятишки машут хворостинками, что(бы) к..ней напугать. Молодеж… веселит(?)ся, а моро… жгуч, щипл…т щ…ки. Всадник бес…трашен. Учитель: Что же остается нам сделать в конце урока?

Ученики: Вспомнить напоминание – подсказку о том, как писать сочинение.

Учитель: И, конечно обсудить, добились ли мы поставленной цели на уроке?

1 группа. Начало, вступление.

2,3 группы. Основная часть сочинения- передний план картины, задний план картины.

4 группа. Заключение, вывод.

(Каждая группа говорит варианты написания сочинения. Учащиеся прослушивают, что-то записывают в тетрадь).

Учитель: Ребята, что же вы узнали сегодня на уроке? Что удивило вас, что понравилось, заинтересовало?

Мы добились поставленной цели на уроке- это главное.

Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

На доске домашнее задание:

  • Доработать над материалом сочинения

  • Откорректируйте, выберите нужное

  • Напишите сочинение на черновик.

А вы все молодцы, работали, старались. Спасибо всем вам за работу на уроке.

(Выдаются эмблемки каждому ученику).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белкина Валентина Ивановна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121193"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413903435"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства