1. Психологи- ческий настрой. 2. Целеполага- ние. 3. Планирова- ние деятель- ности на уроке. 4. Реализация плана. 5. Контроль и оценка учебной деятельности. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь и поздоровайтесь. Не бойтесь: они пришли с миром и добром. - Садитесь, пожалуйста! - Работа на уроке будет построена в парах: повернитесь друг к другу, улыбнитесь! Будьте доброжелательными и внимательными партнёрами. - Прочитайте тему урока. - Что из изученного раньше, в разделе «Речь», в 7-8 классах, мы должны повторить? - Какие знания, умения и навыки повторите, проделав работу на уроке? - С чего начнём работу? - Что для этого нужно сделать? - Каким будет следующий шаг? - Продумайте и сформулируйте завершающий этап работы. - Повторяю, что работа будет организована в парах. Повторим тему «Характеристика публицистического стиля речи и поработаем с текстом публицистического стиля: отрывком из очерка Н. Сладкова. Стили речи отличаются друг от друга по функции и задачам речи; сфере применения, характеристике высказывания; языковым средствам. Вспомните эти особенности текста публицистического стиля, проанализируйте текст писателя и путешественника Николая Сладкова. 1 пара будет работать над темой « Функция и задачи речи публицистического стиля»; 2 пара – над темой «Сфера применения публицистического стиля и характеристика высказывания»; 3 пара – над темой «Языковые средства публицистического стиля». - Время вышло, ребята, давайте послушаем друг друга! - Спасибо за плодотворную работу! А сейчас вспомним знакомые вам жанры публицистики и законы работы над ними. 1 пара работает над особенностями композиции и языковыми средствами заметки в газету и анализирует сочинение-заметку в газету Влады Митиной: насколько оно соответствует этим требованиям? 2 и 3 пары выполняют аналогичную работу с сочинениями: портретным очерком и репортажем. - Прослушаем результаты работы пар. - Работа над портретным очерком кропотливая. Трудно определиться с его героем, хотя в нашем селе живёт много людей, достойных пера очеркиста. В 8 классе ребята писали об О. И. Черданцевой, В. А. Жолудёве, Н. В. Плотниковой, М. И. Ушкове. Саша Крапивин – о своей первой учительнице, Елене Германовне Рыльской, назвав свой очерк «Тюльпаны для Елены Германовны». Достойных много. Но одна из гордостей нашей деревни – Надежда Ильинична Рубаненко. Послушаем и посмотрим презентацию Влады Митиной «Почему я писала о Н. И. Рубаненко». - Вернёмся к поставленным в начале урока целям. - Добились ли вы их выполнения? - Положите перед собой оценочную шкалу. Оцените свою работу. Зелёное деление на ней означает «3», синяя – «4», красная – «5». - Озвучьте свои отметки. Выставление отметок учителем с учётом самооценки. - Что вас порадовало на уроке? - Что вызвало затруднение? - Где, когда и как в жизни пригодятся вам полученные знания? Подобрать текст публицистического стиля о роли знаний в жизни человека. Проанализировать языковые средства, используемые в нём. | Учащиеся выполняют просьбу учителя. Учащиеся садятся на место. Учащиеся исполняют указание учителя. Учащиеся читают тему урока. - Мы должны повторить особенности публицистического стиля речи; - Уметь отличать публицистический текст от текстов других стилей речи по присущим только ему языковым средствам и приёмам построения текста; - Повторить композиционные особенности таких жанров публицистики, как заметка в газету, портретный очерк, репортаж и свойственные им языковые средства; - Показать умение работать с текстом, анализировать его. - Сможем определить текст публицистического стиля, писать сочинения в жанре заметки в газету, портретного очерка, репортажа, используя нужные языковые средства. - Повторим темы. - Вспомнить тему «Характеристика публицистического стиля речи»; - Вспомнить темы: « Композиционные приёмы построения сочинений в жанре заметки в газету, портретного очерка, репортажа и присущие им языковые средства». - Применим эти знания, умения и навыки, работая с текстами: текстом публицистического стиля, текстами наших сочинений, написанных в 7, 8 классах. - Проверю свои знания и оценю свою работу. - Выясним, достигли ли цели, поставленной в начале урока. Учащиеся работают в парах. - Чтение текста. - Ответ 1 пары: «Функция публицистического стиля речи – воздействие, агитация и пропаганда. Задача речи – информация об актуальных вопросах современности с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения. Люди должны беречь природу и охранять исчезающие виды животных». - Ответ 2 пары: « Этот текст – отрывок из очерка. Текст насыщен информацией, эмоционален. Воздействуя на читателя, заставляет задуматься. Чувствуется авторское отношение к проблеме». - Ответ 3 пары: «Автор использует следующие языковые средства: книжную и разговорную лексику; слова с отрицательным значением: « безумное отношение», «губительным образом», «упала почти до нуля»; метафору «ветер жизни»; предложения с однородными членами: «порушено, сметено», «редкое, уникальное»; олицетворения «мёртвые камни», «природа даёт примеры»; сравнения: «как вызов напастям», «красными яблоками висят на ветках снегири»; побудительное предложение «Пусть этот образ будет нам знаком надежды и стойкости на ветру жизни»; инверсию «Читаете ли вы газеты?»; простые предложения (их большинство в тексте): автор как бы быстро набрасывает перед читателем картины последствий разрушительной деятельности человека в природе». - Пары работают над заданиями. - Ответ 1 пары: «Статья (заметка) в газету – один из жанров публицистики. Задача автора – привлечь внимание к какому-либо вопросу, воздействовать на окружающих, создать у них мнение о чём-то. Композиция статьи: зачин, центральная часть (она должна быть аргументированной), концовка (обычно это призыв). Этому жанру свойственны такие языковые средства: употребление в одном тексте книжных и разговорных слов, употребление восклицательных, вопросительных и побудительных предложений, предложений с однородными членами инверсия, параллельный способ связи предложений в тексте, лексический повтор, предложения с обращениями. - Чтение заметки Влады Митиной «В судьбе природы – наша судьба». - Сочинение соответствует жанру заметки: рассматривается актуальная проблема – защита природы, бережное отношение к ней. Автор пытается воздействовать на читателя. Языковые средства автор использует следующие: вопросительное, восклицательное и побудительное предложения, предложения с однородными членами, предложение с обращением – это положительные черты работы. В центральной части не хватает аргументов: цифр, фактов и т. д. – это отрицательные черты. - Ответ 2 пары: « Сочинение в жанре проблемного очерка пишется о человеке общественно значимом, всеми уважаемом., отдающем своему делу и людям вои силы, талант, опыт. Создаётся он на документальной основе. В портретном очерке выделяются такие части: зачин; рассказ о профессии, творчестве героя; факты биографии; черты характера; эпизоды из жизни; заключение. Языковые средства: обилие определений, сравнения, обособленные определения и приложения; восклицательные предложения; оценочная лексика». - Чтение сочинения - портретного очерка Митиной Влады. - Работа интересная: Надежда Ильинична Рубаненко представлена в нём как человек, как руководитель, как творческая личность. Автор даёт её портрет, упоминает факты биографии, говорит об отношении к людям, характере. В сочинении много определений, есть оценочная лексика». Прослушивание и просмотр презентации. - Ответ 3 пары: «Ещё один интересный жанр – репортаж – живой рассказ очевидца с места события. Он состоит из зачина, центральной части и концовки. В зачине можно использовать односоставные или неполные предложения, в центральной части – глаголы в настоящем времени, краткие страдательные причастия». - Чтение репортажа Крапивина Александра. - «В репортаже выдержаны все композиционные части, украшает репортаж интервью. Глаголы в настоящем времени в центральной части, неполные предложения в зачине создают впечатление сиюминутности происходящего. Работа хорошая!» - Учащиеся проговаривают цели, что ставили в начале урока. - Да. - Учащиеся выставляют себе отметку. - Учащиеся говорят отметки. Учащиеся отвечают. - Учащиеся дают ответ. - На уроках в школе, при сдаче экзаменов, при общении; может быть, в выборе профессии. Учащиеся записывают домашнее задание. |