kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Речь Повторение: публицистический стиль речи; жанры публицистического стиля: заметка в газету, портретный очерк, репортаж»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для совершенствования коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций через повторение знаний особенностей публицистического стиля речи; композиционных приёмов построения таких жанров публицистики, как заметка в газету, портретный очерк, репортаж и свойственных им языковых средств; развитие умений анализировать текст публицистического стиля и писать сочинения указанных жанров, что будет способствовать воспитанию таких качеств, как коммуникабельность, высокая культура устной и письменной речи, патриотизм, гуманизм, чувство национальной гордости за соотечественников.

Тип урока: урок повторения, закрепления – комплексного применения знаний, умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Речь Повторение: публицистический стиль речи; жанры публицистического стиля: заметка в газету, портретный очерк, репортаж»»

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Речь Повторение: публицистический стиль речи; жанры публицистического стиля: заметка в газету, портретный очерк, репортаж»


Цель: создать условия для совершенствования коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций через повторение знаний особенностей публицистического стиля речи; композиционных приёмов построения таких жанров публицистики, как заметка в газету, портретный очерк, репортаж и свойственных им языковых средств; развитие умений анализировать текст публицистического стиля и писать сочинения указанных жанров, что будет способствовать воспитанию таких качеств, как коммуникабельность, высокая культура устной и письменной речи, патриотизм, гуманизм, чувство национальной гордости за соотечественников.


Тип урока: урок повторения, закрепления – комплексного применения знаний, умений и навыков.


Оборудование: тексты сочинений, планы сочинений, текст публицистического стиля, таблица, запись песни «Родная деревня» на стихи Н. Рубаненко (музыка А. Ушкова и Г. Адамовой), презентация ученицы 9 класса «Почему я писала очерк о Н. И. Рубаненко».


этапы урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

1. Психологи-

ческий

настрой.













2. Целеполага-

ние.

















3. Планирова-

ние деятель-

ности на уроке.
















4. Реализация

плана.














































































































































































































5. Контроль и оценка учебной деятельности.













6. Рефлексия.







7. Домашнее

задание.


- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь и поздоровайтесь. Не бойтесь: они пришли с миром и добром.

- Садитесь, пожалуйста!

- Работа на уроке будет построена в парах: повернитесь друг к другу, улыбнитесь! Будьте доброжелательными и внимательными партнёрами.

- Прочитайте тему урока.

- Что из изученного раньше, в разделе «Речь», в 7-8 классах, мы должны повторить?









- Какие знания, умения и навыки повторите, проделав работу на уроке?



- С чего начнём работу?

- Что для этого нужно сделать?







- Каким будет следующий шаг?



- Продумайте и сформулируйте завершающий этап работы.


- Повторяю, что работа будет организована в парах.

Повторим тему «Характеристика публицистического стиля речи и поработаем с текстом публицистического стиля: отрывком из очерка Н. Сладкова. Стили речи отличаются друг от друга по функции и задачам речи; сфере применения, характеристике высказывания; языковым средствам.

Вспомните эти особенности текста публицистического стиля, проанализируйте текст писателя и путешественника Николая Сладкова.

1 пара будет работать над темой « Функция и задачи речи публицистического стиля»;

2 пара – над темой «Сфера применения публицистического стиля и характеристика высказывания»;

3 пара – над темой «Языковые средства публицистического стиля».


- Время вышло, ребята, давайте послушаем друг друга!




































- Спасибо за плодотворную работу!

А сейчас вспомним знакомые вам жанры публицистики и законы работы над ними.

1 пара работает над особенностями композиции и языковыми средствами заметки в газету и анализирует сочинение-заметку в газету Влады Митиной: насколько оно соответствует этим требованиям?

2 и 3 пары выполняют аналогичную работу с сочинениями: портретным очерком и репортажем.


- Прослушаем результаты работы пар.


























































- Работа над портретным очерком кропотливая. Трудно определиться с его героем, хотя в нашем селе живёт много людей, достойных пера очеркиста.

В 8 классе ребята писали об О. И. Черданцевой, В. А. Жолудёве, Н. В. Плотниковой, М. И. Ушкове. Саша Крапивин – о своей первой учительнице, Елене Германовне Рыльской, назвав свой очерк «Тюльпаны для Елены Германовны».

Достойных много. Но одна из гордостей нашей деревни – Надежда Ильинична Рубаненко. Послушаем и посмотрим презентацию Влады Митиной «Почему я писала о Н. И. Рубаненко».

























- Вернёмся к поставленным в начале урока целям.

- Добились ли вы их выполнения?

- Положите перед собой оценочную шкалу. Оцените свою работу. Зелёное деление на ней означает «3», синяя – «4», красная – «5».

- Озвучьте свои отметки.


Выставление отметок учителем с учётом самооценки.

- Что вас порадовало на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Где, когда и как в жизни пригодятся вам полученные знания?

Подобрать текст публицистического стиля о роли знаний в жизни человека.

Проанализировать языковые средства, используемые в нём.

Учащиеся выполняют просьбу учителя.







Учащиеся садятся на место.

Учащиеся исполняют указание учителя.







Учащиеся читают тему урока.

- Мы должны повторить особенности публицистического стиля речи;

- Уметь отличать публицистический текст от текстов других стилей речи по присущим только ему языковым средствам и приёмам построения текста;

- Повторить композиционные особенности таких жанров публицистики, как заметка в газету, портретный очерк, репортаж и свойственные им языковые средства;

- Показать умение работать с текстом, анализировать его.

- Сможем определить текст публицистического стиля, писать сочинения в жанре заметки в газету, портретного очерка, репортажа, используя нужные языковые средства.

- Повторим темы.


- Вспомнить тему «Характеристика публицистического стиля речи»;

- Вспомнить темы: « Композиционные приёмы построения сочинений в жанре заметки в газету, портретного очерка, репортажа и присущие им языковые средства».

- Применим эти знания, умения и навыки, работая с текстами: текстом публицистического стиля, текстами наших сочинений, написанных в 7, 8 классах.

- Проверю свои знания и оценю свою работу.

- Выясним, достигли ли цели, поставленной в начале урока.



































Учащиеся работают в парах.





- Чтение текста.

- Ответ 1 пары: «Функция публицистического стиля речи – воздействие, агитация и пропаганда. Задача речи – информация об актуальных вопросах современности с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения. Люди должны беречь природу и охранять исчезающие виды животных».

- Ответ 2 пары: « Этот текст – отрывок из очерка.

Текст насыщен информацией, эмоционален. Воздействуя на читателя, заставляет задуматься. Чувствуется авторское отношение к проблеме».

- Ответ 3 пары: «Автор использует следующие языковые средства: книжную и разговорную лексику; слова с отрицательным значением: « безумное отношение», «губительным образом», «упала почти до нуля»; метафору «ветер жизни»; предложения с однородными членами: «порушено, сметено», «редкое, уникальное»; олицетворения «мёртвые камни», «природа даёт примеры»; сравнения: «как вызов напастям», «красными яблоками висят на ветках снегири»; побудительное предложение «Пусть этот образ будет нам знаком надежды и стойкости на ветру жизни»; инверсию «Читаете ли вы газеты?»; простые предложения (их большинство в тексте): автор как бы быстро набрасывает перед читателем картины последствий разрушительной деятельности человека в природе».




















- Пары работают над заданиями.




- Ответ 1 пары: «Статья (заметка) в газету – один из жанров публицистики. Задача автора – привлечь внимание к какому-либо вопросу, воздействовать на окружающих, создать у них мнение о чём-то.

Композиция статьи: зачин, центральная часть (она должна быть аргументированной), концовка (обычно это призыв).

Этому жанру свойственны такие языковые средства: употребление в одном тексте книжных и разговорных слов, употребление восклицательных, вопросительных и побудительных предложений, предложений с однородными членами инверсия, параллельный способ связи предложений в тексте, лексический повтор, предложения с обращениями.

- Чтение заметки Влады Митиной «В судьбе природы – наша судьба».

- Сочинение соответствует жанру заметки: рассматривается актуальная проблема – защита природы, бережное отношение к ней. Автор пытается воздействовать на читателя.

Языковые средства автор использует следующие: вопросительное, восклицательное и побудительное предложения, предложения с однородными членами, предложение с обращением – это положительные черты работы.

В центральной части не хватает аргументов: цифр, фактов и т. д. – это отрицательные черты.


- Ответ 2 пары: « Сочинение в жанре проблемного очерка пишется о человеке общественно значимом, всеми уважаемом., отдающем своему делу и людям вои силы, талант, опыт.

Создаётся он на документальной основе.

В портретном очерке выделяются такие части: зачин; рассказ о профессии, творчестве героя; факты биографии; черты характера; эпизоды из жизни; заключение.

Языковые средства: обилие определений, сравнения, обособленные определения и приложения; восклицательные предложения; оценочная лексика».

- Чтение сочинения - портретного очерка Митиной Влады.

- Работа интересная: Надежда Ильинична Рубаненко представлена в нём как человек, как руководитель, как творческая личность.

Автор даёт её портрет, упоминает факты биографии, говорит об отношении к людям, характере.

В сочинении много определений, есть оценочная лексика».




























Прослушивание и просмотр презентации.


- Ответ 3 пары: «Ещё один интересный жанр – репортаж – живой рассказ очевидца с места события. Он состоит из зачина, центральной части и концовки.

В зачине можно использовать односоставные или неполные предложения, в центральной части – глаголы в настоящем времени, краткие страдательные причастия».

- Чтение репортажа Крапивина Александра.

- «В репортаже выдержаны все композиционные части, украшает репортаж интервью.

Глаголы в настоящем времени в центральной части, неполные предложения в зачине создают впечатление сиюминутности происходящего.

Работа хорошая!»

- Учащиеся проговаривают цели, что ставили в начале урока.

- Да.


- Учащиеся выставляют себе отметку.






- Учащиеся говорят отметки.





Учащиеся отвечают.



- Учащиеся дают ответ.


- На уроках в школе, при сдаче экзаменов, при общении; может быть, в выборе профессии.





Учащиеся записывают домашнее задание.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валентин Нина Альбертовна

Дата: 29.10.2020

Номер свидетельства: 561741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства