kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование, продолжение знакомства с лексикой современного русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».»

Урок «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».

Цели образования:


-дать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;

-обогатить словарный запас учащихся;

-обобщить и систематизировать теоретический материал, изученный учащимися по данной теме.


Цели развития:

-развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них;

-совершенствовать речевую, мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки.


Цели воспитания:

-воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-воспитывать любовь к родному языку;


Оборудование.

-учебник «Русский язык. 10-11 классы» под ред. Гольцовой Н. Г.; Шамшина И. В.

-презентация;

-записи на доске;

-иллюстративный материал;

-«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.


Тип урока: урок-исследование.





План-конспект урока:


1.Оргмомент.


2.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы продолжили знакомство с лексикой современного русского языка. О каких именно разделах мы говорили?

-Что такое заимствованные слова?

-Каковы основные признаки заимствованных слов?

-Опасно ли заимствование?

-Вам было дано задание, пользуясь словарём иностранных слов или интернет ресурсами, определить значение иностранных слов и составить по выбору несколько словосочетаний или предложений с ними.

-антагонизм (противоречие)

-антология (сборник избранных произведений)

-апатия (равнодушие)

-апелляция (просьба о пересмотре чего-либо)

-балласт (груз)

-дифирамб (неумеренная похвала)

-кворум (установленное уставом количество присутствующих)

-панегирик (хвалебная речь)

-раритет (старинная вещь)

-фиаско (поражение).


3.Объяснение нового материала.


а) Сегодня мы продолжим знакомство с лексикой современного русского языка. Посмотрите свою таблицу, которую мы чертили на прошлом уроке «Словарный состав языка». Мы повторили разновидность лексики с точки зрения происхождения. Сегодня вспомним и обобщим материал по общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики.

Запись темы урока. (На доске, показ первого слайда)

-Ребята, а как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? Актуальна ли она?

(После ответов учащихся показ 2 слайда).

Работа с эпиграфом.

«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей».
К. И. Чуковский.

Таким образом, цели и задачи нашего урока будут следующие:

(показ 3 слайда)

-Давайте рассмотрим таблицу (слайд 4),перечертим её в тетрадь.

Работа с таблицей.

Богат наш язык, многолик. В лексике современного русского языка сосуществуют самые разные по своему происхождению, сфере употребления, времени появления и характеру употребления слова. Основную, самую большую группу составляет актуальная лексика - слова активные и постоянно используемые всеми, независимо от возраста, профессии и образования носителей языка, а также места их рождения и жительства.

Заимствованные слова и фразеологизмы мы разобрали на предыдущих уроках, а про архаизмы и неологизмы я попросила подготовить небольшие сообщения.

(Сообщения учащихся, запись в тетрадь основных понятий, работа с 8 слайдом).


б) Теперь поговорим об ограниченной в употреблении лексике.

(чтение учебника, страница 26, диалектизмы, запись определений).

Слайд 5

Перед нами на доске меню, предложенное бабушками наших деревень. По­пробуйте определить, какие кушанья нам предлагают отведать, из каких продуктов они при­готовлены?

На доске рисунки с надписями:

Пресник


Кокорки


Алялюшка


Бобыльник


Губник


Крендельё

Диалектные слова встречаются и в художественной литературе.

Прослушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина “В хате”.

(выразительное чтение отрывка учащимся)

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз...
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко..

- Какие слова стихотворения вам непонятны?

Дается объяснение этих слов:

  • драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами;

  • дёжка – деревянная кадка для теста;

  • паз – узкая щель между кирпичами и досками;

  • махотка – крынка, горшок, кувшин.



-Ребята, а как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?

- А вот как считают ученые.

(выразительное чтение отрывка учащимся)

Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.

...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко).


Слайд 6.


Чтение материала про жаргонизмы (запись определения в тетрадь)

Слайд 7.

В толковом словаре или пользуясь интернет ресурсами, найти и выписать значение непонятных вам слов, а так же перечислить термины, которые вы уже знаете, используете, изучая материал по своей профессии «Оператор по обработке цифровой информации» - домашнее задание.

Чтение материала про термины и профессионализмы (запись определений в тетрадь).

И профессионализмы, и диалектизмы, и арготизмы употребляются преимущественно в разговорно-бытовой речи. Появление их в письменной речи при соблюдении литературных норм языка должно быть обязательно коммуникативно и экспрессивно оправдано. Если этого нет, то перед нами речевая ошибка, нарушение принятых правил.

4.Закрепление.

Выборочный диктант.

1) Выборочный диктант:

выпишите общеупотребительные слова.

Диагноз, квадрат, тусовка, помидор, кросс, кантата, связист, ноктюрн, доказательство, производство, вертолет, скорость, универсам, выпендреж, окружение, спринтер, террористы, автор.


5.Подведение итогов.

— Что такое общеупотребительные слова?

— Что такое диалектизмы? Каковы их стилистические функции?

— Что такое жаргонизмы? Каковы их стилистические функции?

— Что полезного вы извлекли для себя на уроке?


Выставление оценок.



Слайд 9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».

Автор: Жукова Елена Анатольевна

Дата: 05.10.2017

Номер свидетельства: 431015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика" "
    ["seo_title"] => string(124) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-na-tiemu-obshchieupotriebitiel-naia-i-nieobshchieupotriebitiel-naia-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "246447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446382905"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок-исследование «Происхождение и употребление слов в современном русском языке» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-issliedovaniie-proiskhozhdieniie-i-upotrieblieniie-slov-v-sovriemiennom-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "144797"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418799237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Среднесрочное   планирование по русскому языку 6 класса "
    ["seo_title"] => string(59) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "198784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428467792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства