Просмотр содержимого документа
«Урок «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».»
Урок «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».
Цели образования:
-дать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;
-обогатить словарный запас учащихся;
-обобщить и систематизировать теоретический материал, изученный учащимися по данной теме.
Цели развития:
-развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них;
-совершенствовать речевую, мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки.
Цели воспитания:
-воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-воспитывать любовь к родному языку;
Оборудование.
-учебник «Русский язык. 10-11 классы» под ред. Гольцовой Н. Г.; Шамшина И. В.
-презентация;
-записи на доске;
-иллюстративный материал;
-«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Тип урока: урок-исследование.
План-конспект урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы продолжили знакомство с лексикой современного русского языка. О каких именно разделах мы говорили?
-Что такое заимствованные слова?
-Каковы основные признаки заимствованных слов?
-Опасно ли заимствование?
-Вам было дано задание, пользуясь словарём иностранных слов или интернет ресурсами, определить значение иностранных слов и составить по выбору несколько словосочетаний или предложений с ними.
-антагонизм (противоречие)
-антология (сборник избранных произведений)
-апатия (равнодушие)
-апелляция (просьба о пересмотре чего-либо)
-балласт (груз)
-дифирамб (неумеренная похвала)
-кворум (установленное уставом количество присутствующих)
-панегирик (хвалебная речь)
-раритет (старинная вещь)
-фиаско (поражение).
3.Объяснение нового материала.
а) Сегодня мы продолжим знакомство с лексикой современного русского языка. Посмотрите свою таблицу, которую мы чертили на прошлом уроке «Словарный состав языка». Мы повторили разновидность лексики с точки зрения происхождения. Сегодня вспомним и обобщим материал по общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики.
Запись темы урока. (На доске, показ первого слайда)
-Ребята, а как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? Актуальна ли она?
(После ответов учащихся показ 2 слайда).
Работа с эпиграфом.
«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей». К. И. Чуковский.
Таким образом, цели и задачи нашего урока будут следующие:
(показ 3 слайда)
-Давайте рассмотрим таблицу (слайд 4),перечертим её в тетрадь.
Работа с таблицей.
Богат наш язык, многолик. В лексике современного русского языка сосуществуют самые разные по своему происхождению, сфере употребления, времени появления и характеру употребления слова. Основную, самую большую группу составляет актуальная лексика - слова активные и постоянно используемые всеми, независимо от возраста, профессии и образования носителей языка, а также места их рождения и жительства.
Заимствованные слова и фразеологизмы мы разобрали на предыдущих уроках, а про архаизмы и неологизмы я попросила подготовить небольшие сообщения.
(Сообщения учащихся, запись в тетрадь основных понятий, работа с 8 слайдом).
б) Теперь поговорим об ограниченной в употреблении лексике.
(чтение учебника, страница 26, диалектизмы, запись определений).
Слайд 5
Перед нами на доске меню, предложенное бабушками наших деревень. Попробуйте определить, какие кушанья нам предлагают отведать, из каких продуктов они приготовлены?
На доске рисунки с надписями:
Пресник
Кокорки
Алялюшка
Бобыльник
Губник
Крендельё
Диалектные слова встречаются и в художественной литературе.
Прослушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина “В хате”.
(выразительное чтение отрывка учащимся)
Пахнет рыхлыми драчёнами; У порога в дежке квас, Над печурками точёными Тараканы лезут в паз... Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко..
- Какие слова стихотворения вам непонятны?
Дается объяснение этих слов:
драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами;
дёжка – деревянная кадка для теста;
паз – узкая щель между кирпичами и досками;
махотка – крынка, горшок, кувшин.
-Ребята, а как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?
- А вот как считают ученые.
(выразительное чтение отрывка учащимся)
Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.
...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко).
Слайд 6.
Чтение материала про жаргонизмы (запись определения в тетрадь)
Слайд 7.
В толковом словаре или пользуясь интернет ресурсами, найти и выписать значение непонятных вам слов, а так же перечислить термины, которые вы уже знаете, используете, изучая материал по своей профессии «Оператор по обработке цифровой информации» - домашнее задание.
Чтение материала про термины и профессионализмы (запись определений в тетрадь).
И профессионализмы, и диалектизмы, и арготизмы употребляются преимущественно в разговорно-бытовой речи. Появление их в письменной речи при соблюдении литературных норм языка должно быть обязательно коммуникативно и экспрессивно оправдано. Если этого нет, то перед нами речевая ошибка, нарушение принятых правил.