kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование «Происхождение и употребление слов в современном русском языке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

научить учащихся пользоваться словарями для определения сферы употребления того или иного слова, определять уместное или неуместное использование диалектных, устаревших и общеупотребляемых слов в речи, в художественных произведениях;

обогатить словарь учащихся;

воспитать культуры речи и интерес к русскому языку.

Оборудование: толковые словари, иллюстрации по теме, раздаточный материал.

Урок проходит в форме ролевой игры. Ученики работают  в 3-х группах (это лаборатории научно-исследовательского института). Учитель, научный руководитель, приказом по институту назначает заведующих лабораториями.

Вступительное слово учителя:

- Русский народ и люди, говорящие на русском языке, живут на огромных просторах нашей Родины. Они понимают друг друга, т.к. говорят на одном языке, употребляют слова, которые известны всем. Большинство слов – общенародные.

Они составляют основу лексики. Их называют общеупотребительными. Но есть слова, которые употребляются либо на определенной территории, либо в разделе науки, производства. Это слова, ограниченные в употреблении.

Задача урока: исследовать какие виды слов входят в обе группы лексики, понаблюдать, как они используются в языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование «Происхождение и употребление слов в современном русском языке» »

Урок-исследование

«Происхождение и употребление слов в современном русском языке».


Маринина Маргарита Васильевна

Учитель русского языка и литературы


Чтобы процесс овладения русским языком был интересным, увлекательным и очень эффективным, я пользуюсь средствами субъективизации.

Субъективизация предполагает качественно новую роль школьников в организации и осуществлении учебной деятельности – их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.

В соответствии с данной методикой учащимся передается часть функций учителя. В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют

тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или на отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, сами делают выводы и обобщения.

Взаимодействие средств субъективизации обеспечивается с помощью системы специально разработанных заданий и упражнений, направленных на углубленное овладение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности. Благодаря этому лингвистическое развитие учащихся происходит в теснейшей связи с комплексным развитием их интеллекта, что в свою очередь обеспечивает высокую результативность обучения русскому языку.

На таких уроках школьники осуществляют такие мыслительные операции, как сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, группировку, классификацию, подведение под понятие. В результате этого ученики подходят к нужному выводу.

Осознанная и активная деятельность детей во время изучения нового материала в значительной мере обеспечивается за счет широкого использования частично-поискового метода. Основу этого процесса составляет речевое действие. Оно является словесным оформлением практического мыслительного акта, осуществляемого школьниками. Учитель предусматривает последовательность мыслительных операций, направляет ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые учителем практические операции и в развернутой форме, поэтапно формулируют части нового понятия (правила), а затем обобщают изученное.

Проделанная мною работа позволяет сделать вывод, что реализация принципов субъективизации на уроках русского языка в 5-х классах резко повышает активность и осознанность действий школьников, существенно улучшает качество их знаний и речевое развитие учащихся.



Цель урока:

научить учащихся пользоваться словарями для определения сферы употребления того или иного слова, определять уместное или неуместное использование диалектных, устаревших и общеупотребляемых слов в речи, в художественных произведениях;

обогатить словарь учащихся;

воспитать культуры речи и интерес к русскому языку.

Оборудование: толковые словари, иллюстрации по теме, раздаточный материал.

Урок проходит в форме ролевой игры. Ученики работают в 3-х группах (это лаборатории научно-исследовательского института). Учитель, научный руководитель, приказом по институту назначает заведующих лабораториями.

Вступительное слово учителя:

- Русский народ и люди, говорящие на русском языке, живут на огромных просторах нашей Родины. Они понимают друг друга, т.к. говорят на одном языке, употребляют слова, которые известны всем. Большинство слов – общенародные.

Они составляют основу лексики. Их называют общеупотребительными. Но есть слова, которые употребляются либо на определенной территории, либо в разделе науки, производства. Это слова, ограниченные в употреблении.

Задача урока: исследовать какие виды слов входят в обе группы лексики, понаблюдать, как они используются в языке.

Ход урока.

1. Мобилизующий этап.

Инсценировка. (диалог между бабушкой и одноклассником ее внучки «Бестолковый»)

( автор, ученик, бабка)

Ученик с учительницей подошли к дому бабки Труковой, чтобы поговорить с ее внучкой, не сыграет ли она в пьесе.

- Где Люба? – спросил я.

- По батожья ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы!

- По что?

- Ну, по петушки!

- По что, по что?

- По стебени.

- Не понимаю вас.

- Ах. Батюшка. Какой же ты бестолковый.

2. Беседа после инсценировки.

- Согласны ли вы с тем, что мальчик бестолковый?

- Почему не согласны?

- А вы поняли, куда ушла Люба?

- Почему?

- Где мы можем выяснить значение непонятных слов?

(Демонстрация словарей)

3. Исследование лексики, ограниченной в употреблении.

1) Работа с текстом (карточка №1)

Группы получают разное задание, исследуют текст, приходят к выводу, что в тексте есть непонятные слова, они работают со словарем, выписывают слова в тетрадь. Обращают внимание, что у слов стоит пометка «областное», «диалектическое» .

Варианты карточек:

***

- Что диешь?

- Солеными огурцами кричу.

- Да ты брусна. Они же худые

- Что? Забруснявел?

Слова для справок:

Диеть – делать

Кричать – торговать

Брусна – обманщик

Худой – плохой

Забрусняветь - покраснеть

***

- Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.

- чего принести, бабушка?

- Бурков.

- А что это такое?

Слова для справок:

Бурак - свекла

***

Матушка схватила рогач, подцепила им махотку и, споткнувшись об услон, уронила его на мост.

Слова для справок:

Рогач – ухват

Махотка – глиняный горшок

Услон – скамейка

Мост – пол в избе

Слово учителя:

- Итак, мы убедились, что есть слова, которые известны лишь на определенной местности, области. Такие слова называют диалектными. Диалект – говор. Сфера употребления этих слов ограничена.

2) Индивидуальное задание (рассказ ученицы о происхождении диалектных слов).

- Сотрудница лаборатории №1 исследовала работы ученых о происхождении диалектных слов. Сейчас она представит свой материал.

3) Работа с карточкой №2.

Учащиеся готовятся ответить на вопрос «Как нужно относиться к употреблению в речи диалектных слов, к их сохранению? Нужны ли они нам? Важны ли они для нас?

(первыми выступают ученики 3 группы)

1 группа. Исследует работы ученых и делает вывод.

Текст карточки: Для чего сохранять то, что не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках.

… Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, для его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи, зафиксировать их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко)

2 группа. Читает стихи С.Есенина «В хате» и Н.Некрасова «Крестьянские дети», находят диалектные слова и делают вывод.

Текст карточки:

С.Есенин. В хате.

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз…


Мать с ухватами не сладиться.

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.


Н.Некрасов. Крестьянские дети.

- Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо,

Отец слышишь, рубит, а я отвожу.


3 группа. Ученики самостоятельно отвечают на этот вопрос.

Ученики приходят к выводу: диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Потерять диалектные слова – это значит потерять значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение столетий. Наш долг – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.

4. Работа над устаревшими словами, неологизмами, фразеологизмами и специальными словами.

1) Ребята исследуют употребление слов, помещенных на карточке № 3 и отвечают на вопрос «Являются ли эти слова диалектными?»









Ученики приходят к выводу, что это не диалектные слова. Среди них есть профессиональные, они ограничены в употреблении, связаны с какой-то профессией, а фразеологизмы и устаревшие слова – это общеупотребительная лексика.

2) Слово учителя:

- разная судьба бывает у слов. Они живут тысячелетиями, не изменяясь, не старея (вода, лес, хлеб), другие уходят из языка (лапти, кухарка, городничий), третьи только что появляются. Новые слова называются неологизмами.

Задание: 1 и 2 группы (записывает новые слова, относящиеся к экономике (эмиссия, бизнес, экспорт и др.))

3 группа (записывает слова, относящиеся к технике (компьютер, видеофон, модем, плеер и др.))

- Но нельзя все время быть новыми, неологизмы со временем становятся привычными словами. Обратите внимание на эти новые слова. Они почти все иностранного происхождения. Значение их разъясняется в словаре иностранных слов (знакомство со словарем, определение значения некоторых слов).

5. Итог урока. Обобщение.

1) Итак, мы исследовали с вами лексику. А теперь предстоит работа по подведению итога. (составление таблицы)

На доске слова. Разместите их в домики таблицы (для каждой группы выдается таблица)

Перечень слов:

  • Лексика, ограниченная в употреблении

  • Общеупотребительная лексика

  • Неологизмы

  • Диалектизмы

  • Профессионализмы

  • Устаревшие слова

  • Фразеологизмы


ЛЕКСИКА

























2)

- Ребята! Что вам понравилось на уроке?

- А что нет?

- Что нового вы узнали?

- Чем вы обогатили себя?

Домашнее задание: § 55, упр. 528, упр. 533 (2 задание)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-исследование «Происхождение и употребление слов в современном русском языке»

Автор: Маринина Маргарита Васильевна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства