kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: О чем говорят устаревшие слова

Тип урока: изучение нового материала

Цель: ознакомление учащих­ся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между    архаизмами и историзмами

Задачи:

  • формирование у детей научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества);
  • совершенствование умений работать со словарями;
  • развитие речевых умений учащихся;
  • воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с заданиями.

Эпиграф:

Так же, как из году в год меняют леса

свои листья – старые падают, ? так же и слова

ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и

 крепнут, как дети, на смену другие.

Гораций

Ход урока

I. Организационный момент

П. Фронтальный опрос

? Что такое слово? (Основная единица языка)

? Что называется лексикой? (Словарный состав языка)

? Назовите определение слова, обозначающего  словарный  запас  одного человека. (Лексикон. )

? Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной  было всего лишь  30 слов.

? Что такое лексикология? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).

? В какие лексические группы  можно объединить слова в русском языке?

(1 группа слов ? в зависимости от лексического значения: однозначные и многозначные слова;   2 группа слов ? в зависимости от смысловых отношений:  синонимы, антонимы, омонимы;  3 группа слов ?  в зависимости от происхождения: исконно русские и заимствованные слова;  4 группа слов ? в зависимости от употребления: общеупотребительные и ограниченные в употреблении (профессионализмы и диалектизмы, жаргонизмы)

 III. Объяснение нового материала

Слово учителя.

? Тема нашего урока «О чем говорят устаревшие слова» (слайд 1)

? Как вы думаете, к какой лексической группе относятся устаревшие слова?

? С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов (слайд 2)

? Где в таблице будут устаревшие слова?

1. Рассмотрим изображенные на слайдах (и в учебнике) вещи (слайд 3-4)

?Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вы­шли из употребления).

?Где мы с ними можем встретиться?

?Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?

?Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не упо­требляются).

2. Почему слова вышли из употребления?

?Каковы же причины устаревания слов? (Проверяем ответ по учебнику, затем учитель делает обобщение нового материала).

Обобщение учителя: (слайд 5)

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них за­бываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, пред­мет. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трам­вая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта, потреб­ность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.(слайды 6-7)

Другие слова забываются, если для называния того же предме­та, признака, действия появляются новые слова. Например, в древ­нерусском языке было слово тук — «жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозна­чавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. По­добные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами (слайды 8-9)

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).

Существуют и специальные словари устаревших слов (слайды 10 – 12)

? Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.

-С какой целью используются устаревшие слова в художественной литературе?

(В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания её колорита. Так, в книге С. П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадёры, гусары, верста и др., немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория(победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно) и т. д.)

Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Такова их роль во многих стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» употреблены архаизмы перст, зеница, вещий, горний, прозябанье, уста, десница и др.

Архаизмы используются также как одно из средств создания юмора, иронии, сатиры. Этой цели служат архаизмы, например в фельетонах, баснях, пародиях и других подобных жанрах.

 

IV Закрепление нового материала.

  1. Найди лишнее слово (слайды 13-16)
  2. Найдите среди данных ниже слов устаревшие слова. Почему они устарели? Проверьте себя по любому толковому словарю русского языка

Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак.

 Дюжина, аршин, верста,  сажень,  пуд, фунт, локоть.

 Лавочник,  поручик,   граф,  дворецкий,  урядник, гувернантка,  дворник,  князь, министр,  солдат, фельдмаршал.

  1.  Выпишите слова в два столбика (слайд 17)

«историзмы»,      «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.

 

  1. Какое слово является устаревшим? (слайды 19-20)
  2. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Еда:

 

 

 

Посуда:

 

 

 

Одежда:

 

 

 

Женские

головные

уборы:

 

 

 

Кокошник,  кулебяка,  кафтан,  коврига,  лохань,  ступа,  ботвинья,  душегрейка, зипун, армяк, кваш­ня, корчага, ушат, повойник.

  1. «Словарик устаревших слов». Из текста выпишите устарешие слова и их значение. (Приложение у каждого на столе)

        

VI  Итог урока.

-Итак, какие слова называются устаревшими? Почему слова устаревают? О чем рассказывают нам устаревшие слова? Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? Зачем нужно собирать и беречь устаревшие слова?

VII  Домашнее задание.

Приложение

Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, которые от них образовались. Вот несколько примеров. Слово окно было образовано от слова око. Око — орган зрения, и окно сначала делали круглым, как око. Теперь окна не круглые, а всё-таки окна. От слова око произошло и слово очки.

Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина — это мясо телёнка, свинина — мясо свиньи. а вот почему говядина? Какое это мясо? Оказывается, раньше было слово го-вядо. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов.

Или старое слово рех. Оно означало — дыра, отверстие. Теперь, вероятно, вам понятно, почему мы говорим прореха, решётка, решето. а вот старое слово лоп обозначало широкий лист. От него образовались — лопух (растение с широкими листьями), лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист), лопасть (тоже внешне похожа на лист). Да и слово лопоухий теперь понятно: человек с большими, как лопы (листья)ушами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" »



Тема: О чем говорят устаревшие слова

Тип урока: изучение нового материала

Цель: ознакомление учащих­ся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между архаизмами и историзмами

Задачи:

  • формирование у детей научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества);

  • совершенствование умений работать со словарями;

  • развитие речевых умений учащихся;

  • воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с заданиями.

Эпиграф:

Так же, как из году в год меняют леса

свои листья – старые падают, так же и слова

ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и

крепнут, как дети, на смену другие.

Гораций

Ход урока

I. Организационный момент

П. Фронтальный опрос

─ Что такое слово? (Основная единица языка)

─ Что называется лексикой? (Словарный состав языка)

─ Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека. (Лексикон. )

─ Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов.

─ Что такое лексикология? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).

─ В какие лексические группы можно объединить слова в русском языке?

(1 группа слов ─ в зависимости от лексического значения: однозначные и многозначные слова; 2 группа слов ─ в зависимости от смысловых отношений: синонимы, антонимы, омонимы; 3 группа слов ─ в зависимости от происхождения: исконно русские и заимствованные слова; 4 группа слов ─ в зависимости от употребления: общеупотребительные и ограниченные в употреблении (профессионализмы и диалектизмы, жаргонизмы)

III. Объяснение нового материала

Слово учителя.

─ Тема нашего урока «О чем говорят устаревшие слова» (слайд 1)

─ Как вы думаете, к какой лексической группе относятся устаревшие слова?

─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов (слайд 2)

─ Где в таблице будут устаревшие слова?

1. Рассмотрим изображенные на слайдах (и в учебнике) вещи (слайд 3-4)

─Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вы­шли из употребления).

─Где мы с ними можем встретиться?

─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?

─Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не упо­требляются).

2. Почему слова вышли из употребления?

─Каковы же причины устаревания слов? (Проверяем ответ по учебнику, затем учитель делает обобщение нового материала).

Обобщение учителя: (слайд 5)

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них за­бываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, пред­мет. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трам­вая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта, потреб­ность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.(слайды 6-7)

Другие слова забываются, если для называния того же предме­та, признака, действия появляются новые слова. Например, в древ­нерусском языке было слово тук — «жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозна­чавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. По­добные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами (слайды 8-9)

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).

Существуют и специальные словари устаревших слов (слайды 10 – 12)

─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.

-С какой целью используются устаревшие слова в художественной литературе?

(В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания её колорита. Так, в книге С. П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадёры, гусары, верста и др., немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория(победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно) и т. д.)

Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Такова их роль во многих стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» употреблены архаизмы перст, зеница, вещий, горний, прозябанье, уста, десница и др.

Архаизмы используются также как одно из средств создания юмора, иронии, сатиры. Этой цели служат архаизмы, например в фельетонах, баснях, пародиях и других подобных жанрах.



IV Закрепление нового материала.

  1. Найди лишнее слово (слайды 13-16)

  2. Найдите среди данных ниже слов устаревшие слова. Почему они устарели? Проверьте себя по любому толковому словарю русского языка

Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак.

Дюжина, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть.

Лавочник, поручик, граф, дворецкий, урядник, гувернантка, дворник, князь, министр, солдат, фельдмаршал.

  1. Выпишите слова в два столбика (слайд 17)

«историзмы», «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.



  1. Какое слово является устаревшим? (слайды 19-20)

  2. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Еда:





Посуда:





Одежда:





Женские

головные

уборы:





Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, кваш­ня, корчага, ушат, повойник.

  1. «Словарик устаревших слов». Из текста выпишите устарешие слова и их значение. (Приложение у каждого на столе)

VI Итог урока.

-Итак, какие слова называются устаревшими? Почему слова устаревают? О чем рассказывают нам устаревшие слова? Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? Зачем нужно собирать и беречь устаревшие слова?

VII Домашнее задание.

Приложение

Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, которые от них образовались. Вот несколько примеров. Слово окно было образовано от слова око. Око — орган зрения, и окно сначала делали круглым, как око. Теперь окна не круглые, а всё-таки окна. От слова око произошло и слово очки.

Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина — это мясо телёнка, свинина — мясо свиньи. а вот почему говядина? Какое это мясо? Оказывается, раньше было слово го-вядо. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов.

Или старое слово рех. Оно означало — дыра, отверстие. Теперь, вероятно, вам понятно, почему мы говорим прореха, решётка, решето. а вот старое слово лоп обозначало широкий лист. От него образовались — лопух (растение с широкими листьями), лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист), лопасть (тоже внешне похожа на лист). Да и слово лопоухий теперь понятно: человек с большими, как лопы (листья)ушами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова"

Автор: Филимонова Татьяна Владимировна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114818"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411668938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок."
    ["seo_title"] => string(44) "russkiiiazykkrasivpievuchvyrazitielienghibok"
    ["file_id"] => string(6) "279055"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190059"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Толстой "Косточка" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-l-tolstoi-kostochka"
    ["file_id"] => string(6) "226686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440421760"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства