Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика"
Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика"
Цели урока :
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно
3) Воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика" »
Урок русского языка в 6 «В» классе по теме:
«Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»
Дата: 12.10.15 год
Цели урока :
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно
3) Воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку
Формы работы – индивидуальная.
Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ
Оборудование: ссылка на словари и энциклопедии, учебник русского языка для 6 класса
Здравствуй, Рамеш. Как твоё самочувствие? Надеюсь, что урок у нас пройдёт плодотворно и организованно.
Проверка домашнего задания.
Операционно-познавательный этап: 2 Новая тема.
Чтение параграфа 15. Составление кластера в паре. Лучший выносится на доску.
Слово учителя: В разделе лексикология слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.
Многие слова русского языка известны всему народу .Эти слова являются общеупотребительными, их знают все. Например: вода, земля, небо, птица.
Но есть в русском языке слова, которые знают и используют не все. Например: слово ЯРУГА( ОВРАГ) употребляется в речи жителей некоторых мест; ШАМОТ( огнеупорная глина) — в речи металлургов. Это необщеупотребительные слова.
3.Знакомство с группами необщеупотребительных слов с профессионализмами и диалектизмами.
Ребята , необщеупотребительные слова делятся на несколько групп. Сегодня мы познакомимся с двумя группами таких слов.
Первая группа -это профессионализмы.
От какого слова образовалось это слово?
Профессия.
Правильно. Молодцы! Профессионализмы -слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
Профессионализмы (иначе специальные слова) разъясняются в особых словарях — справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные слова даются в толковых словарях. Возле слова ставится помета СПЕЦ.(что значит специальное); другие пометы указывают, с какими специальностями связано слово, например: техн. (техническое), морск.( морское).
Многозначные слова могут иметь ,помимо общеупотребительных значений , и профессиональные.
4. Практическая часть.
Работа с учебником.
Упражнение 182
Разделите тетрадь пополам. В левой части запишем общеупотребительные слова, а в правой части необщеупотребительные.
5.Работа на закрепление.
Давайте разберём упражнение 185
Слово учителя: Учитель читает диалог бабушки и внука.
-Сходи - ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.
-Чего принести ,бабушка?
-Бураков.-
-Ну это у нас так свёклу называют.
Учитель : Почему мальчик не понял бабушку?
Слово свёкла общеупотребительное. Слово бурак используется только в речи жителей определённой местности. Это диалектное слово(диалектизм).
Выпиши слова свёкла ,а рядом через тире напиши бурак. И над диалектизмом поставь букву Д.
7. Домашнее задание.
Дома надо будет прочитать упражнение 117. И выписать из него слова диалектизмы, т. е. Как в той или иной местности люди называют общеупотребительное для всех слово ВЕТЕР.
8.Рефлексия.
Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили?Подведём итоги.
Как называются слова, которые знает каждый из нас?( общеупотребительные)
Как называются слова , которые знают и используют не все?( необщеупотребительные)
Какие две группы слов необщеупотребительных слов вы узнали? ( профессионализмы и диалектизмы).