kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщения и систематизации по теме "Сложноподчиненное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации по теме "Сложноподчиненное предложение"

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения и систематизации по теме "Сложноподчиненное предложение"»

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе

учителя русского языка и литературы

Мозговенко Елены Александровны

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение».

Цели урока:

Образовательные:

  • создать условия для повторения и систематизации знаний о СПП с разными видами придаточных;

  • формировать умения определять вид придаточных, составлять их схемы;

  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

  • систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ГИА.

Развивающие:

  • развивать умение излагать свою точку зрения, развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,

  • анализировать и оценивать собственную деятельность;

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к труду, ответственное отношение к выбору будущей профессии, воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

Оборудование урока:  раздаточный материал, наглядный материал, конспект разработанный учителем к данному уроку, компьютер.

Тип урока: урок систематизации и обобщения

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка посещаемости.

Какое у вас настроение? Продолжите фразу по цепочке (Как хорошо, что ты есть, ты…)

Записываем дату, классную работу.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с картинками.

Что вы видите на картинках? В чем сходство этих зданий? С каких материалов они сделаны? (Они сделаны с простых материалов). Как это связано с языком в целом и с темой, которую мы изучаем?



Что мы будем делать на уроке?
( На уроке мы будем повторять, обобщать все, что касается темы «Сложноподчиненное предложение»)

Чем конкретно мы будем заниматься (Мы будем находить придаточные и определять их вид, выполнять тренировочные задания в расстановке знаков препинания)

3. Актуализация опорных знаний

3.1.Орфографическая разминка

Прослушайте толкование слов, запишите слова, объясните написание.

1.Рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке – каменщик.

2.Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь – учетчик.

3.Человек, занимающийся продвижением чего-либо, кого-либо, куда-либо – пиарщик.

4. Специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр.), необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением – неонщик.

5. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.

6. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.

7. Специалист по бухгалтерии; работник бухгалтерии – бухгалтер.

8. Врач, занимающийся диагностикой и лечением глазных болезней, - офтальмолог.

9. Врач-специалист (терапевт), получивший подготовку по диагностике, профилактике и лечению болезней сердечно-сосудистой системы, - кардиолог.

Какой темой объединены эти слова? Подберите однокоренные слова, подберите синонимы к слову профессия .

В мире около 40 тысяч разных профессий. Поэтому выбор профессии- сложное дело. Очень скоро вы будете выбирать себе профессию. Все профессии, которые мы записали, очень востребованы в Донецкой Народной Республике.

    1. Опрос обучающихся

-На какие две группы делятся сложные предложения?

- На какие группы делятся союзные предложные?

- Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных предложений?

- Какие виды СПП вам известны?

- На какие вопросы они отвечают?

- Как отличить главное предложение от придаточного?

- Какие виды придаточных вы знаете?

- Как определяется вид придаточного?

- Назовите средство связи придаточного с главным.

-Чем союзы отличаются от союзных слов?

4.Обобщение и систематизация знаний

Задание 1. «Рассыпанное предложение»

«Соберите» предложение, определите вид придаточных, сделайте вывод об употреблении союзного слова «где». Объясните постановку знаков препинания. Кто является автором этих предложений?

    1. Где, Бэла, видела, Печорину, после, рассказала, Казбича.

(После Бэла рассказала Печорину, где видела Казбича).

    1. Мимо, молча, с, красавица, Грушницким, и, мы, горы, по, прошли, бульвару, спустились, окон, дома, где, с, скрылась, наша. (Молча с Грушницким спустились мы с горы и прошли по бульвару мимо окон дома, где скрылась наша красавица).

    2. И, конь, огонь, через, скачет, туда, где, силу, светится (И через силу скачет конь туда, где светится огонь)

.Задание 2 . Работа с видами обстоятельственных придаточных. Соотнесите предложения первой колонки с видами предложений во второй колонке.



Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли.

(Шекспир Уильям)

СПП с придаточным времени

Жизнь есть тьма, когда нет стремления. Всякое стремление слепо, когда нет знания.

(Д. Джебран)

СПП с придаточным изъяснительным

Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.

(Плавт Тит Макций)

СПП с придаточным условия

Труд благодетелен для человека, ибо отвлекает его внимание от собственной жизни (А. Франс)

СПП с придаточным причины

Трудись для того, чтоб наслаждаться (Жан Жак Руссо)

СПП с придаточным определительным

Трудитесь, пока позволяют силы и годы

(Овидий)

СПП с придаточным цели

Специалист — это тот, кто знает очень много об очень малом. (Николас Мюррэй Батлер)

СПП с придаточным изъяснительным

Когда человек не трудится совершенно серьезно, тогда он не может быть счастлив (Дмитрий Иванович Писарев)


СПП с придаточным условия

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас (Константин Дмитриевич Ушинский)


СПП с придаточным времени

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (Народная мудрость)


СПП с придаточным цели


5.Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание 3.

Какое из высказываний вам понравилось больше?

Напишите это высказывание как тезис к своему сочинению-рассуждению. Выразите свое мнение. С каким высказыванием вы не согласны? Употребите в своем сочинении СПП.

6. Контроль усвоения. Выполните тестовые задания

А1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

А2. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

А3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

А4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Опрос обучающихся:

  1. Что запомнилось больше всего?

  2. Что мы повторили?

Незаконченное предложение (я не знал… - теперь я знаю…).

    1. Оценивание

    2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполните задания на карточках

Исправьте ошибки, напишите правильно.

Она любила весной летать в Киев, чтобы повидаться с друзьями а также чтобы насладиться цветением каштанов. 

Накрапывал холодный дождик, дул ветер так что на улице становилось всё прохладнее

.Ветер завывал так что становилось страшно. Несколько антоновских яблок, которые случаем остались на дереве, превратились в пухлые белые лампы 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок обобщения и систематизации по теме "Сложноподчиненное предложение"

Автор: Мозговенко Елена Александровна

Дата: 23.03.2021

Номер свидетельства: 576470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447670625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Подготовка к ЕГЭ. Языковой анализ текста.Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение» "
    ["seo_title"] => string(106) "podghotovka-k-iege-iazykovoi-analiz-tieksta-obobshchieniie-po-tiemie-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "130074"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415813665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения" (обобщение) "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "180262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425144935"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний»"
    ["seo_title"] => string(111) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "262626"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449395528"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства