kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»

Сопутствующая тема – малая родина

Цели:

  1. Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточными причины
  2. Закрепление пунктуационных навыков.
  3. Закрепление умения конструировать предложения по заданному условию.
  4. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
  5. Воспитывать любовь к малой родине, уважительное отношение к своим односельчанам.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе “PowerPoint”.

Ход урока:

  1. Оргмомент.   (слайд 1)
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  1. Создание проблемной ситуации

А) Прием «Верные и неверные утверждения»   (слайд 1)

- На слайде записаны различные утверждения. Прочитайте только те, которые считаете верными.

1) СПП состоит из двух частей – главной и придаточной.                                                Да

2) Изъяснительные придаточные – одна из групп обстоятельственных.                       Нет

3) Придаточное причины – одна из групп обстоятельственных.                                      Да

4) Придаточные причины присоединяются к главной части при помощи союзов и союзных слов.                            Нет

5) Придаточное места указывает на время действия.                     Да

Б) Совместное определение темы и целей урока.

- Определите тему нашего урока.

- Какие цели мы должны перед собой поставить?

     (Научиться узнавать СПП с придаточными причины, ставить в них знаки препинания, строить схемы.)

III. Изучение нового материала.

1) Запишем предложение:

Мы не поехали на каток, потому что день был холодный. (Слайд 3) (синтаксический разбор предложения, составление схемы)

  • Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
  • Сложносочиненное или сложноподчиненное?
  •  Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

[…], (потому что…).

  • Почему мы не поехали на каток? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
  • С помощью какого союза придаточное предложение связано с главным? Каким союзом можно его заменить? (так как, ибо, поскольку)

Таким образом, какое же предложение называется сложноподчиненным предложением с придаточным причины? (…)

Работа с учебником.

- Прочитайте теоретические сведения на странице 152-153.

- Какая информация вам была известна?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация для вас осталась не понятна?

Б) Вывод: ( Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:

[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) — [ук.сл. оттого], (что).

Стадия осмысления.

А) Прием «Кластер»    (слайд 5)

     (Составляем опорную схему. Все, о чем говорим, фиксируем.)

- Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения причины.

- Составьте модели СПП с придаточными причины(схему)

- Составьте СПП с придаточным причины.

Сопоставление с татарским языком: В татарском языке есть СПП с придаточными причины? (…)

IV. Закрепление

1. Творческая работа. (Слайд 7) Добавьте к предложениям придаточные причины:

(учащиеся это задание выполняют самостоятельно, далее проверка: 4 ученика читают по предложению)

  1. Я люблю Талачево _______________.
  2. Мы изучаем творчество А.Аглиуллина ___.
  3. Нам нравится ходить в лес __________.
  4. Наше село очень красиво ____________.
  5. Летом в деревне много детей _________.

2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (Слайд 8). Составить схемы. (работа в парах)

1) Мама закрыла шторы
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того
4) Я плохо спал этой ночью

что самолет улетел рано утром
так как было душно
потому что свет мешал малышу спать
так как болота уже начали замерзать.

 

Физминутка для глаз

3. Работа с текстом  (Слайды 10-13)

1) Выразительное чтение текста (каждому ученику даётся распечатанный текст, также текст проецируется на экране)

3. Ответить на вопросы:

  • Определите тему текста. Как можно его озаглавить?
  • Определите тип  речи.
  • На сколько частей можно разделить текст?
  • Из скольких предложений состоит данный текст?
  • Какие по структуре предложения преобладают в тексте?

3. Работа в группах

1 группа (работают над 2-ой частью текста) (Слайды 14-19)

Задания

  1.  Укажите слово с непроверяемой гласной в корне

1) родились

2) горизонт

3)поля

4)леса

 

  1.  Замените словосочетание  «радостно проводить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

  1.      В приведённых ниже предложениях  из текста  пронумерованы все    запятые. Выпишите цифры, обозначающие  запятые при вводном слове.

Что же такое малая родина?

     Это маленький уголок земли, (1)где мы родились. Те бескрайние просторы,(2)поля и леса,(3)которые бесконечно тянутся далеко за горизонт.

      Это утопающая весной и летом в цветах  наша деревня Талачево,(4) что занимает один из живописнейших уголков Республики Башкортостан.

    Это наши односельчане, замечательные и отзывчивые люди, (5)которые трудятся плечом к плечу во благо родины.

    Это,(6)наконец, (7)наша школа,(8) где с утра  до вечера пропадаем мы  с вами.   Разве можно забыть,(9)как хорошо и радостно проводить время с друзьями…

4.  В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанных подчинительной связью.

    Что же такое малая родина?

     Это маленький уголок земли, (1)где мы родились. Те бескрайние просторы,(2)поля и леса,(3)которые бесконечно тянутся далеко за горизонт.

      Это утопающая весной и летом в цветах  наша деревня Талачево,(4) что занимает один из живописнейших уголков Республики Башкортостан.

    Это наши односельчане, замечательные и отзывчивые люди, (5)которые трудятся плечом к плечу во благо родины.

    Это,(6)наконец, (7)наша школа,(8) где с утра  до вечера пропадаем мы  с вами.   Разве можно забыть,(9)как хорошо и радостно проводить время с друзьями…

2 группа (работают над 3-ей частью текста) (Слайды20- 24)

Задания

  1.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему человека всегда тянет к месту, где он родился и вырос»?

1)Талачево – наш дом, и мы его хозяева.

2) Нам хочется, чтобы в  нашем  доме царил полный порядок, было чисто, тепло и уютно.

3) Так как мы любим своё село, в нас всегда останется  огромное желание  вернуться в дом, где прошло наше детство, где мы росли, познавали мир.

4) Пока мы есть, дышим и творим, наша родина будет жить и процветать.

2. Выпишите грамматические основы предложения (15)

3.   Укажите количество грамматических основ  в предложении (14)

4.  В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанных подчинительной связью.

Талачево – наш дом,(1) и мы  его хозяева. Нам хочется,(2) чтобы в  нашем  доме царил полный порядок,(3)было чисто,(4) тепло и уютно. Так как мы любим своё село, (5)в нас всегда останется  огромное желание  вернуться в дом,(6) где прошло наше детство,(7) где мы росли, (8)познавали мир. Пока мы есть,(9) дышим и творим,(10) наша родина будет жить и процветать. Всегда и везде нас будет согревать память о нашей малой родине, (11)которая даёт нам новые силы строить счастливую жизнь.

V. Домашнее задание (Слайд 25)

на «3»-упр.255 (списать, составить схемы СПП)

на «4»- Написать 8 СПП с придаточными причины, сделать их схемы,

на «5»- написать сочинение «Моя малая Родина» с использованием СПП причины.

VI. Этап подведения итогов учебного занятия. (Слайд 26)

Итоговая беседа.

Учитель- Давайте вспомним, какие цели, задачи мы ставили перед собой в начале урока исходя из темы.

 -Что получилось?

 -Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

 -Над чем еще необходимо поработать?

Этап рефлексии. (Слайд 27)

    О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.

Учитель объявляет о завершении урока. Оценки учащимся за урок.

6. Звучит  песня «С чего начинается родина…»        (Слайд 28)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» »

Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»

Сопутствующая тема – малая родина

Цели:

  1. Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточными причины

  2. Закрепление пунктуационных навыков.

  3. Закрепление умения конструировать предложения по заданному условию.

  4. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.

  5. Воспитывать любовь к малой родине, уважительное отношение к своим односельчанам.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе “PowerPoint”.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)

  2. Актуализация имеющихся знаний.

  1. Создание проблемной ситуации

А) Прием «Верные и неверные утверждения» (слайд 1)

-- На слайде записаны различные утверждения. Прочитайте только те, которые считаете верными.

1) СПП состоит из двух частей – главной и придаточной. Да

2) Изъяснительные придаточные – одна из групп обстоятельственных. Нет

3) Придаточное причины – одна из групп обстоятельственных. Да

4) Придаточные причины присоединяются к главной части при помощи союзов и союзных слов. Нет

5) Придаточное места указывает на время действия. Да



Б) Совместное определение темы и целей урока.

-- Определите тему нашего урока.

-- Какие цели мы должны перед собой поставить?

(Научиться узнавать СПП с придаточными причины, ставить в них знаки препинания, строить схемы.)

III. Изучение нового материала.

1) Запишем предложение:

Мы не поехали на каток, потому что день был холодный. (Слайд 3) (синтаксический разбор предложения, составление схемы)

  • Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?

  • Сложносочиненное или сложноподчиненное?

  • Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

[…], (потому что…).

  • Почему мы не поехали на каток? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).

  • С помощью какого союза придаточное предложение связано с главным? Каким союзом можно его заменить? (так как, ибо, поскольку)

Таким образом, какое же предложение называется сложноподчиненным предложением с придаточным причины? (…)

Работа с учебником.

- Прочитайте теоретические сведения на странице 152-153.

- Какая информация вам была известна?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация для вас осталась не понятна?

Б) Вывод: ( Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:

[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) — [ук.сл. оттого], (что).

Стадия осмысления.

А) Прием «Кластер» (слайд 5)

(Составляем опорную схему. Все, о чем говорим, фиксируем.)

-- Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения причины.

-- Составьте модели СПП с придаточными причины(схему)

-- Составьте СПП с придаточным причины.

Сопоставление с татарским языком: В татарском языке есть СПП с придаточными причины? (…)



IV. Закрепление

1. Творческая работа. (Слайд 7) Добавьте к предложениям придаточные причины:

(учащиеся это задание выполняют самостоятельно, далее проверка: 4 ученика читают по предложению)

  1. Я люблю Талачево _______________ .

  2. Мы изучаем творчество А.Аглиуллина ___.

  3. Нам нравится ходить в лес __________ .

  4. Наше село очень красиво ____________ .

  5. Летом в деревне много детей _________ .

2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (Слайд 8). Составить схемы. (работа в парах)

1) Мама закрыла шторы
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того
4) Я плохо спал этой ночью

что самолет улетел рано утром
так как было душно
потому что свет мешал малышу спать
так как болота уже начали замерзать.



Физминутка для глаз

3. Работа с текстом (Слайды 10-13)

1) Выразительное чтение текста (каждому ученику даётся распечатанный текст, также текст проецируется на экране)

3. Ответить на вопросы:

  • Определите тему текста. Как можно его озаглавить?

  • Определите тип речи.

  • На сколько частей можно разделить текст?

  • Из скольких предложений состоит данный текст?

  • Какие по структуре предложения преобладают в тексте?

3. Работа в группах

1 группа (работают над 2-ой частью текста) (Слайды 14-19)

Задания

  1. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне

1) родились

2) горизонт

3)поля

4)леса



  1. Замените словосочетание «радостно проводить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



  1. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Что же такое малая родина?

Это маленький уголок земли, (1)где мы родились. Те бескрайние просторы,(2)поля и леса,(3)которые бесконечно тянутся далеко за горизонт.

Это утопающая весной и летом в цветах наша деревня Талачево,(4) что занимает один из живописнейших уголков Республики Башкортостан.

Это наши односельчане, замечательные и отзывчивые люди, (5)которые трудятся плечом к плечу во благо родины.

Это,(6)наконец, (7)наша школа,(8) где с утра до вечера пропадаем мы с вами. Разве можно забыть,(9)как хорошо и радостно проводить время с друзьями…



4. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанных подчинительной связью.

Что же такое малая родина?

Это маленький уголок земли, (1)где мы родились. Те бескрайние просторы,(2)поля и леса,(3)которые бесконечно тянутся далеко за горизонт.

Это утопающая весной и летом в цветах наша деревня Талачево,(4) что занимает один из живописнейших уголков Республики Башкортостан.

Это наши односельчане, замечательные и отзывчивые люди, (5)которые трудятся плечом к плечу во благо родины.

Это,(6)наконец, (7)наша школа,(8) где с утра до вечера пропадаем мы с вами. Разве можно забыть,(9)как хорошо и радостно проводить время с друзьями…

2 группа (работают над 3-ей частью текста) (Слайды20- 24)

Задания

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему человека всегда тянет к месту, где он родился и вырос»?

1)Талачево – наш дом, и мы его хозяева.

2) Нам хочется, чтобы в нашем доме царил полный порядок, было чисто, тепло и уютно.

3) Так как мы любим своё село, в нас всегда останется огромное желание вернуться в дом, где прошло наше детство, где мы росли, познавали мир.

4) Пока мы есть, дышим и творим, наша родина будет жить и процветать.

2. Выпишите грамматические основы предложения (15)

3. Укажите количество грамматических основ в предложении (14)

4. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанных подчинительной связью.

Талачево – наш дом,(1) и мы его хозяева. Нам хочется,(2) чтобы в нашем доме царил полный порядок,(3)было чисто,(4) тепло и уютно. Так как мы любим своё село, (5)в нас всегда останется огромное желание вернуться в дом,(6) где прошло наше детство,(7) где мы росли, (8)познавали мир. Пока мы есть,(9) дышим и творим,(10) наша родина будет жить и процветать. Всегда и везде нас будет согревать память о нашей малой родине, (11)которая даёт нам новые силы строить счастливую жизнь.



V. Домашнее задание (Слайд 25)

на «3»-упр.255 (списать, составить схемы СПП)

на «4»- Написать 8 СПП с придаточными причины, сделать их схемы,

на «5»- написать сочинение «Моя малая Родина» с использованием СПП причины.



VI. Этап подведения итогов учебного занятия. (Слайд 26)

Итоговая беседа.

Учитель- Давайте вспомним, какие цели, задачи мы ставили перед собой в начале урока исходя из темы.

-Что получилось?

-Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

-Над чем еще необходимо поработать?

Этап рефлексии. (Слайд 27)

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.

Учитель объявляет о завершении урока. Оценки учащимся за урок.



6. Звучит песня «С чего начинается родина…» (Слайд 28)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Махмутова Гузель Фанисовна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "166529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422971073"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока  русского языка в 7 классе по теме: "Подчинительные союзы" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-podchinitiel-nyie-soiuzy"
    ["file_id"] => string(6) "110018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405402384"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства