kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения".

Предмет Русский язык

Класс 9

Умк  Программа для общеобразовательной школы. Русский язык 5-9 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, М.: Просвещение, 2010.  Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебник: «Русский язык». 9 класс. Авторы:Л.А.Тростецова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.- М.: Просвещение, 2010.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:
    • закрепить полученные знания о СПП;
    • закрепить умения ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
    • обучать школьников лингвистическому анализу текста.
  2. Развивающие задачи:
    • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  3. Воспитательные задачи:
    • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
    • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма проведения урока: урок-практикум

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – рабочие листы, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения», интерактивные учебные пособия «Экзамен-медиа»: Наглядный русский язык. Русский язык 9 класс. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

 2 ноутбука для самостоятельной работы учащихся.

Оформление доски

  • Дата
  • Эпиграф к уроку

«Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его,

то вам откроется мир безграничных радостей,

ибо безграничны сокровища русского языка».

Владимир Луговской.

Структура и ход урока

1. ОРГМОМЕНТ

- Добрый всем день! Сегодня у нас гости.

Ребята, для нас с вами торжественный час наступил. Очень хочется порадовать гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.

Сегодня мы работаем в группах. Перед вами – рабочие листы, в которых вы будете выполнять задания и оценивать себя по 5-ти балльной системе за каждое задание.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

На экран выводится  слайд с союзами:

И, А, НО, ДА, НЕ ТОЛЬКО … НО И, ЗАТО, ОДНАКО, КОГДА, ИЛИ, ЛИБО

- Ребята, посмотрите внимательно на данные союзы и найдите среди них лишний. Объясните свой выбор. (называют союз когда, т.к. он подчинительный, все остальные союзы - сочинительные).

- С какими же предложениями мы будем работать на уроке? (со сложноподчинёнными предложениями).

Выводится слайд с темой.

  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

- Ребята, какие поставим перед собой цели? (закрепить полученные знания о СПП, уметь находить СПП в тексте, правильно расставлять знаки препинания в СПП, определять виды придаточных, тип подчинительной связи, продолжать развивать умение правильного употребления СПП  в речи).

4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

 Следующий этап работы - подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

 РАБОТА С ТЕКСТОМ.

А)- Посмотрите на экран. Перед  вами текст  (текст в рабочих листах и на слайде. СТР. 5 закладка № 2 «Экзамен-медиа»). Прочитаем его (читает ученик).

- Ребята, какие виды работы можно провести с текстом? (определить тему, идею, тип, стиль).

-Давайте определим тему текста (работаем все вместе):

Тема: о розе, как о самом прекрасном из цветов;

Идея: значимость розы в некоторых странах;

Тип: повествование; стиль:  публицистический.

- Хорошо, молодцы. А теперь выполним следующее задание. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения (сначала работа выполняется каждым учеником в рабочих листах).

-Какие же предложения вы  выделили? (представители каждой группы выходят по очереди и выделяют по одному предложению). После этого  выполняем проверку.

Б) РАБОТА В ГРУППАХ. Виды придаточных в сложноподчинённых предложениях.

- Хорошо. Совещаясь, выполните следующее задание – определите виды придаточных в данных предложениях и постройте схемы (даётся время на выполнение задания; далее выходят представители каждой группы, чертят на доске схемы и пишут виды придаточных).

- Ребята (обращаясь ко 2-ой группе), посмотрите, согласны ли вы с данной схемой? Есть ли какие-то недочёты?

- Ребята (обращаясь к 1-ой группе), посмотрите, согласны ли вы с данной схемой? Есть ли какие-то недочёты?

Давайте сделаем вывод: какие же предложения называются сложноподчинёнными? (СПП – это предложения, состоящие из двух и более простых предложений, в которых одна часть- главная, а остальные – придаточные, т.е. зависящие  от главной).

- Хорошо. Оцените себя объективно (учащиеся оценивают выполненное задание и выставляют себе оценку в специальной графе рабочего листа).

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Нахождение грамматических основ в предложениях и основных средств связи.

-Следующий вид работы- нахождение грамматических основ в предложениях и основных средств связи.

Включаем слайд с заданием «Экзамен-медиа» (СТР. 5 ЗАКЛАДКА № 4).

- Выделите грамматическую основу и основные средства связи в данных предложениях (сначала выполняют задание самостоятельно в рабочих листах). Далее следует проверка выполненного задания – выходят по очереди по 2 человека от группы, при помощи инструмента карандаша выделяют грамматические основы и средства связи.

- Согласны ли вы? Есть ли какие-то недочёты? Нажимаем кнопку проверки.

-Молодцы. Давайте сделаем вывод:  для чего мы выделяем грамматическую основу предложения и находим средства связи главного предложения с  придаточным? (для того, чтобы верно расставить знаки препинания и верно выделить главную и придаточную части).

- Ребята, в каких  заданиях  ОГЭ мы встречаемся с данным видом работы? (№ 8,11, 12).Хорошо, оцените себя объективно (выставляют себе оценки в рабочих листах).

- Что мы определяем при выполнении задания № 13 ОГЭ? (вид подчинения придаточных). И следующий вид работы – определение вида подчинительной связи между придаточными (используется задание «Экзамен-медиа» СТР.6 ЗАКЛАДКА № 3). Сначала выполняют задание самостоятельно в рабочих листах.  Далее проверяем вместе.

- Не забудьте оценить себя.

6. АУТОТРЕНИНГ

 (звучит релаксирующая мелодия)

 - Закройте глаза. Вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.

 Откиньте голову назад, сделайте сильный выдох. Резко откройте глаза. Посмотрите

 на меня, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь закройте глаза, вслушайтесь в звуки мелодии…(пауза). Откройте глаза и снова окажитесь с нами в этой комнате. А теперь с новыми силами приступим к работе.

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Применение знаний и умений в новой ситуации.  

Следующий этап работы – применение знаний и умений в новой ситуации.

По одному человеку от каждой группы сажаем за ноутбуки, они выполняют самостоятельно задание «Экзамен-медиа» на соответствие (СТР.6 ЗАКЛАДКА № 4). В это время на экран выводится сложноподчинённое предложение. Всем остальным учащимся даётся задание начертить схему и определить вид придаточного в данном предложении. Делают сначала самостоятельно, затем представители каждой группы по очереди чертят схемы на доске. Затем схемы сравниваем.

- Всё ли верно? Все ли согласны? Оцените себя.

8. САМООЦЕНИВАНИЕ

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Сейчас я попрошу вас выставить себе оценку за урок, исходя из тех баллов, которые вы себе выставляли. Далее опрашиваю, какие оценки поставили себе учащиеся и почему.

9.РЕФЛЕКСИЯ

 Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

-Итак, подводя итог нашего сегодняшнего урока, я попрошу вас ответить, что нового вы сегодня узнали, чему научились, что поняли, в каких видах работы испытывали затруднения.

10. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

На слайд выводится домашнее задание:

На «5»: 1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Сложноподчинённые предложения вокруг нас».

          2)Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.

На «4»: 1)Выполнить тест по типу ОГЭ на сайте Е.А.Захарьиной.

          2) Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.

На «3»: 1) Выполнить упражнение 182.

             2) Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.

Каждый учащийся выбирает свой уровень сложности.

-Всё ли понятно.

-Всем спасибо за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения".»

И, А, НО, ДА, НЕ ТОЛЬКО … НО И, ЗАТО, ОДНАКО, КОГДА, ИЛИ, ЛИБО

И, А, НО, ДА, НЕ ТОЛЬКО … НО И, ЗАТО, ОДНАКО, КОГДА, ИЛИ, ЛИБО

Обобщение по теме

Обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения".

АУТОТРЕНИНГ

АУТОТРЕНИНГ

Начертить схему предложения, определить виды придаточных.

Начертить схему предложения, определить виды придаточных.

  • В той части океана, где планировалось провести исследования, начиналась полоса бурь и штормов, так что эта досадная задержка могла сорвать работу наших аквалангистов.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • На «5»: 1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Сложноподчинённые предложения вокруг нас».
  • 2)Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.
  • На «4»: 1)Выполнить тест по типу ОГЭ на сайте Е.А.Захарьиной.
  • 2) Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.
  • На «3»: 1) Выполнить упражнение 182.
  • 2) Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения".

Автор: Локтева Светлана Валерьевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства