Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения".
Предмет Русский язык
Класс 9
Умк Программа для общеобразовательной школы. Русский язык 5-9 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, М.: Просвещение, 2010. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник: «Русский язык». 9 класс. Авторы:Л.А.Тростецова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.- М.: Просвещение, 2010.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
- Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- закрепить умения ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
- Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма проведения урока: урок-практикум
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – рабочие листы, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения», интерактивные учебные пособия «Экзамен-медиа»: Наглядный русский язык. Русский язык 9 класс. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
2 ноутбука для самостоятельной работы учащихся.
Оформление доски
- Дата
- Эпиграф к уроку
«Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его,
то вам откроется мир безграничных радостей,
ибо безграничны сокровища русского языка».
Владимир Луговской.
Структура и ход урока
1. ОРГМОМЕНТ
- Добрый всем день! Сегодня у нас гости.
Ребята, для нас с вами торжественный час наступил. Очень хочется порадовать гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.
Сегодня мы работаем в группах. Перед вами – рабочие листы, в которых вы будете выполнять задания и оценивать себя по 5-ти балльной системе за каждое задание.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
На экран выводится слайд с союзами:
И, А, НО, ДА, НЕ ТОЛЬКО … НО И, ЗАТО, ОДНАКО, КОГДА, ИЛИ, ЛИБО
- Ребята, посмотрите внимательно на данные союзы и найдите среди них лишний. Объясните свой выбор. (называют союз когда, т.к. он подчинительный, все остальные союзы - сочинительные).
- С какими же предложениями мы будем работать на уроке? (со сложноподчинёнными предложениями).
Выводится слайд с темой.
- ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
- Ребята, какие поставим перед собой цели? (закрепить полученные знания о СПП, уметь находить СПП в тексте, правильно расставлять знаки препинания в СПП, определять виды придаточных, тип подчинительной связи, продолжать развивать умение правильного употребления СПП в речи).
4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Следующий этап работы - подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
А)- Посмотрите на экран. Перед вами текст (текст в рабочих листах и на слайде. СТР. 5 закладка № 2 «Экзамен-медиа»). Прочитаем его (читает ученик).
- Ребята, какие виды работы можно провести с текстом? (определить тему, идею, тип, стиль).
-Давайте определим тему текста (работаем все вместе):
Тема: о розе, как о самом прекрасном из цветов;
Идея: значимость розы в некоторых странах;
Тип: повествование; стиль: публицистический.
- Хорошо, молодцы. А теперь выполним следующее задание. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения (сначала работа выполняется каждым учеником в рабочих листах).
-Какие же предложения вы выделили? (представители каждой группы выходят по очереди и выделяют по одному предложению). После этого выполняем проверку.
Б) РАБОТА В ГРУППАХ. Виды придаточных в сложноподчинённых предложениях.
- Хорошо. Совещаясь, выполните следующее задание – определите виды придаточных в данных предложениях и постройте схемы (даётся время на выполнение задания; далее выходят представители каждой группы, чертят на доске схемы и пишут виды придаточных).
- Ребята (обращаясь ко 2-ой группе), посмотрите, согласны ли вы с данной схемой? Есть ли какие-то недочёты?
- Ребята (обращаясь к 1-ой группе), посмотрите, согласны ли вы с данной схемой? Есть ли какие-то недочёты?
Давайте сделаем вывод: какие же предложения называются сложноподчинёнными? (СПП – это предложения, состоящие из двух и более простых предложений, в которых одна часть- главная, а остальные – придаточные, т.е. зависящие от главной).
- Хорошо. Оцените себя объективно (учащиеся оценивают выполненное задание и выставляют себе оценку в специальной графе рабочего листа).
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Нахождение грамматических основ в предложениях и основных средств связи.
-Следующий вид работы- нахождение грамматических основ в предложениях и основных средств связи.
Включаем слайд с заданием «Экзамен-медиа» (СТР. 5 ЗАКЛАДКА № 4).
- Выделите грамматическую основу и основные средства связи в данных предложениях (сначала выполняют задание самостоятельно в рабочих листах). Далее следует проверка выполненного задания – выходят по очереди по 2 человека от группы, при помощи инструмента карандаша выделяют грамматические основы и средства связи.
- Согласны ли вы? Есть ли какие-то недочёты? Нажимаем кнопку проверки.
-Молодцы. Давайте сделаем вывод: для чего мы выделяем грамматическую основу предложения и находим средства связи главного предложения с придаточным? (для того, чтобы верно расставить знаки препинания и верно выделить главную и придаточную части).
- Ребята, в каких заданиях ОГЭ мы встречаемся с данным видом работы? (№ 8,11, 12).Хорошо, оцените себя объективно (выставляют себе оценки в рабочих листах).
- Что мы определяем при выполнении задания № 13 ОГЭ? (вид подчинения придаточных). И следующий вид работы – определение вида подчинительной связи между придаточными (используется задание «Экзамен-медиа» СТР.6 ЗАКЛАДКА № 3). Сначала выполняют задание самостоятельно в рабочих листах. Далее проверяем вместе.
- Не забудьте оценить себя.
6. АУТОТРЕНИНГ
(звучит релаксирующая мелодия)
- Закройте глаза. Вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.
Откиньте голову назад, сделайте сильный выдох. Резко откройте глаза. Посмотрите
на меня, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь закройте глаза, вслушайтесь в звуки мелодии…(пауза). Откройте глаза и снова окажитесь с нами в этой комнате. А теперь с новыми силами приступим к работе.
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Следующий этап работы – применение знаний и умений в новой ситуации.
По одному человеку от каждой группы сажаем за ноутбуки, они выполняют самостоятельно задание «Экзамен-медиа» на соответствие (СТР.6 ЗАКЛАДКА № 4). В это время на экран выводится сложноподчинённое предложение. Всем остальным учащимся даётся задание начертить схему и определить вид придаточного в данном предложении. Делают сначала самостоятельно, затем представители каждой группы по очереди чертят схемы на доске. Затем схемы сравниваем.
- Всё ли верно? Все ли согласны? Оцените себя.
8. САМООЦЕНИВАНИЕ
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Сейчас я попрошу вас выставить себе оценку за урок, исходя из тех баллов, которые вы себе выставляли. Далее опрашиваю, какие оценки поставили себе учащиеся и почему.
9.РЕФЛЕКСИЯ
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
-Итак, подводя итог нашего сегодняшнего урока, я попрошу вас ответить, что нового вы сегодня узнали, чему научились, что поняли, в каких видах работы испытывали затруднения.
10. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
На слайд выводится домашнее задание:
На «5»: 1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Сложноподчинённые предложения вокруг нас».
2)Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.
На «4»: 1)Выполнить тест по типу ОГЭ на сайте Е.А.Захарьиной.
2) Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.
На «3»: 1) Выполнить упражнение 182.
2) Повторить теорию о бессоюзных сложных предложениях.
Каждый учащийся выбирает свой уровень сложности.
-Всё ли понятно.
-Всем спасибо за урок.