Тема: Сложноподчиненные предложения.(обобщение)
Цель: Систематизация и обобщение знаний по изученной теме.
Задачи:
Образовательные: развитие умения различать виды придаточных, определять средства их связи с главным, продолжить формирование умений правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Развивающие: развитие познавательных интересов, творческих возможностей учащихся, умения анализировать, доказывать.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств, самостоятельности.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок – практикум
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Если мы хотим успешно общаться с людьми,
мы прежде всего должны научиться понимать друг друга.
У. Хейнс.
Найти ключевые слова.
- Нам необходимо понимать друг друга, потому что будем работать в группах, от
взаимопонимания зависит успешность вашей работы.
-Какой это вид сложного предложения?
Определение темы и цели урока.
- Реализация учебной деятельности.
Работа в группах.
А) Повторение теоретического материала.
Как определить вид сложноподчиненного предложения?
Б) «Узелки на память».
Определения вида придаточных.
Выделить союз.
Расставить знаки препинания.
Найти грамматическую основу.
Задать вопрос от главного к придаточному и определить вид придаточного.
Начертить схему спп.
Для того чтобы открыть свою родину, надо открыть ее в своем сердце.
Человек умирает, когда говорит неправду.
Дети знают, что такое благодарность, и умеют сохранять ее надолго.
Того, кто уважает старших, судьба одаривает долгой жизнью, славой, здоровьем и умом.
Если хочешь быть уважаемым, уважай свой народ.
В) Работа с текстом.
Человек должен быть интеллигентным. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень – очень важно для того, чтобы жить долго и счастливо. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго и физически, и умственно. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным.
Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой.
( Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном).
Задание к тексту.
1.Определить тип и стиль текста.
2.Главная мысль текста.
3.Найти сложноподчиненные предложения и определить их вид.
4.Найти предложение, которое соответствует схеме:
….в том, (что…).
Г) Творческое задание.
Если вы хотите понравиться людям ….
Задание: составить памятку из 4 предложений, используя сложноподчиненные предложения.
Советы Д.Корнеги.
- чаще улыбайтесь;
-искренне интересуйтесь жизнью других людей;
-умейте выслушать до конца говорящего с вами;
-говорите об интересующем вашего собеседника.
Д) « Кто быстрей и правильней»
Конструирование предложений по заданным схемам.
Если твой сын ловок, вежлив, спокоен, милосерден, то и единственный он хорош.
Тот день, когда ты оторвешься от коллектива, будет началом конца.
При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
Я не знаю, где разница между товарищем и другом.
В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.
Е)Тест на соответствие. ( ключ на интерактивной доске)
Самопроверка.
Предложения
Вид придаточного
Есть три вещи, через которые народ теряет свое лицо:
неуважение к старшим, неуважение к власти,
неуважение к еде.
причины
Молодость тем счастлива, то у нее есть будущее.
сравнения
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
определительное
Чтобы достичь богатства, уважения и счастья, нужен ум.
Образа действия
Если знания открыли твои глаза, тебя обходит несчастье.
изъяснительное
Где глупость – образец, там разум – безумие.
цели
Дурные вещи могут так же портить нас, как и портят дурные товарищи.
места
Чем человек умнее и добрее, тем более он замечает добро в людях.
условия
3.Рефлексия.
Закончить фразы:
-Я научилась (-ся)….
-Я запомнила (-л)…
-Теперь я…
Домашнее задание. Подобрать тексты. Употребление сложноподчиненны предложений в разных стилях речи.