№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку; мотивирует к учебной деятельности; создаёт эмоциональный настрой. Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора. | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы | Личностные: включение учащихся в учебный процесс. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
2. | Актуализация знаний | Использует таблички со словами «звук», « слог», «слово», «предложение» просит восстановить логическую цепочку и дать ответ на вопрос: -Что такое предложение? ( определение «Предложение – это группа слов, связанная по смыслу», вывешивает на доску.) -Почему данная запись называется цепочкой? | Выполняют задание по восстановлению логической цепочки. Дети выдвигают свои предположения, делают обоснование. | Познавательные: анализ объектов, умение ориентироваться в системе имеющихся знаний . Коммуникативные: формулирование грамотных, четких речевых высказываний. |
3. | Организация деятельности по определению темы, цели урока. Постановка учебных задач. | Просит продолжить логическую цепочку: «звук», «слог», «слово», «предложение», … Организует диалог с целью пробуждения учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока. - Как Вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? -Что мы знаем про текст? (на доске появляется схема – солнышко «Текст».) -Прочитайте тему урока? Как, Вы, ее понимаете? -Что значит связь предложений в тексте? -Найдите однокоренное слово к слову связь из определения «Предложение». Каким еще словом мы можем дополнить эту группу однокоренных слов? - Почему вы думаете, что это однокоренные слова? - Как эти слова связаны с темой нашего урока? -Какую цель урока мы можем перед собой поставить? -Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь поставленной цели? -А как Вы думаете из любой ли группы предложений можно составить текст? - А если предложения объединены одной темой? -Вот мы сегодня и должны, как Вы сказали учиться связывать предложения в текст. | Дети выдвигают свои предположения, делают обоснование. Продолжают цепочку. Формулируют тему, цель, учебные задачи урока. Тема урока: Связь предложений в тексте. Цель урока: научиться связывать предложения в текст. Нам надо узнать: -Все ли предложения можно объединить в текст? -Как правильно связать предложения. Чтоб получился текст? Дети выдвигают гипотезу. -Из любой группы предложений можно составить текст. | Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя; высказывают свою точку зрения; слушают и понимают других; Регулятивные: определение темы, формулирование цели и учебных задач урока. Личностные: устанавливают и понимают связь между целью учебной деятельности и её мотивами. |
4. | Открытие нового знания. | Организует работу учащихся в группах постоянного состава. -Сегодня мы будем работать в группах постоянного состава. Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте повторим наш девиз работы в группе: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!». Прочитайте правила работы в группе, которые находятся в Ваших папках. Предлагает детям найти из данных записей текст.(Детям даны отдельные предложения, текста нет, одно предложение лишнее) -Можем ли данные предложения связать в текст? - О чем мы должны помнить, составляя текст? | Учащиеся читают правила работы в группе, а затем читают данные записи и приходят к выводу, что среди данных записей текста нет, а даны отдельные предложения. Делают свои обоснования. Составляют из данных предложений текст. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: участвовать в диалоге; сотрудничать с учителем и сверстниками, в поисках выхода из проблемной ситуации; Уметь строить речевое высказывание Познавательные: умение определять способы действия, находить ответы на вопросы, расширение представлений о понятии «Текст» Личностные: бесконфликтное взаимодействие в команде, взаимопомощь. |
5. | Обмен информацией | Предлагает группам прочитать свои тексты, а другим оценить. | Чтецы групп зачитывают полученные тексты, а представители других групп дают свою оценку, делают свои поправки. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других и вступать в беседу; уметь строить речевое высказывание. Личностные: делегирование полномочий в группе |
6. | Организация получения информации | А сейчас сравните ваши тексты с текстом автора. -Какие ошибки были допущены? - Почему одно предложение автор не включил в свой текст? - Что новое мы можем включить в нашу схему – солнышко «Текст» | Учащиеся сравнивают свои тексты и делают исправления. -Предложения должны стоять в определенной последовательности быть связаны не только темой, но и по смыслу. | Познавательные: овладение операциями сравнения. анализа и синтеза. Коммуникативные: формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения, поддержание диалога. Регулятивные: учатся проговаривать новое знание; соотносят выполненное задание с образцом. |
7. | Физкультминутка | -Мы работаем все вместе, встали у своих мы парт. Подмигнем соседу слева, а потом соседу справа, Протяну соседу справа, а потом соседу слева руку я свою, Улыбнусь соседу справа. А потом соседу слева, подарю им доброту, Ведь, ребята, мы команда, Все Нам по плечу! | | |
8. | Первичное закрепление | С целью разработки памятки «Текст» организует работу «Научного бюро».Предлагает ребятам поработать в «Научном бюро» и провести свое исследование. - Все ли группы предложений являются текстом?» -Ребята, кто сегодня хочет посетить «Научное бюро» и провести свое исследование . Детям предлагаются различные признаки, они выбирают только те, которые подходят для темы исследования. Остальным учащимся предлагается продолжить текст. - Ребята, а мы продолжим работу с нашим текстом. - Как Вы думаете, а у нашего текста может быть продолжение? -А какое предложение может нам помочь в данной работе? -Как Вы думаете, какие звери и птицы могут оставить свои следы? - Продолжите Ваши тексты 1-2 предложениями и запишите их, но сначала еще раз проговорим признаки текста. ( Смотрим на схему) -Давайте вспомним правила оформления предложений при записи. | 2-3 человека уходят в «Научное бюро» работают над текстом и составляют памятку « Текст», которая будет помогать при составлении текста Дети записывают продолжение и представляют свои тексты. Группа отчитывается, а ребята дают оценку. | Регулятивные: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками проведению контроля и самоконтроля выполнения заданий Познавательные: осуществлять выбор среди предложенных вариантов |
9. | Закрепление | Предлагает учащимся выбрать из предложенного списка, те признаки, которые подходят к теме урока. - У Вас в папках даны признаки текста, но в них допущены ошибки. Вы должны выбрать то, что подходит к нашей теме и поставить «+». -А сейчас мы послушаем наших ученых и сравним их выводы с теми, которые мы сделали с вами. Предлагает оценить работу ребят из «Научного бюро». -Оцените работу наших ученых, сделав свои комментарии. | Дети отмечают плюсами нужные признаки. Ребята из «Научного бюро» отчитываются, о проделанной работе, а остальные дают свою оценку. | Регулятивные: учатся проговаривать новое знание; Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям. |
10. | Подведение итогов. | Предлагает вспомнить цель и учебные задачи урока и сделать свои выводы. _ Ребята, давайте вспомним цель урока, как Вы думаете: достигли мы ее с Вами? -Скажите, а для чего мы так много говорим о тексте и где мы с ним встречаемся? | Дети вспоминают цель урока и дают свои комментарии. | Коммуникативные: формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения, поддержание диалога. Личносчтные: понимание языковой культуры. |
11. | Рефлексия. | «Коробочка сюрпризов». Учитель показывает детям коробочку и предлагает: «Давайте соберем в эту коробочку сюрпризов все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке». Предлагает ребятам оценить свою работу. | Ребята собирают в «Коробочку сюрпризов» самое интересное на уроке.(работа в группе, составить текст из предложений, продолжить текст и др.) Выбирают один из предложенных лучиков и прикрепляют к схеме – солнышко «Текст» | Регулятивные: внутренняя и внешняя рефлексивная самооценка деятельности; Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: оценивать свои достижения, осознавать трудности. Коммуникативные: выражать свои мысли. Чувства в словесной форме. |
12. | Домашнее задание. | Предлагает выбрать творческое задание по изученной на уроке теме, из списка предложенных. 1.Найти лишнее предложение и записать полученный текст. 2.Востановить последовательность предложений в тексте и записать полученный текст. | Выбирают домашнее задание. | |
-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений; включать недостающие по смыслу предложения и исключать избыточные в смысловом отношении предложения;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять допущенные ошибки, объяснять их причину
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности и на основе наблюдения за собственной речью;
- проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения, интерес к изучению языка
- способность ориентироваться в задачах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей речевых ситуаций .