kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование на тему: "Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:
- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
- выявить особенности изменения имен прилагательных;
-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
-развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Форма урока: урок – исследование
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
     Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия
     Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль
    Познавательные УУД:
формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию

                                                 Ход урока
1. Организация класса.

а) Вступительная беседа.
       Мне хочется сегодняшний урок начать с высказывания великого французского философа  XVIII в. Жана - Жака Руссо.
       «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
        Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов.
        Сегодня на уроке русского языка мы с вами побываем в роли исследователей.
А кто такие исследователи?
(Люди, занимающиеся научными исследованиями?)
Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду в этом помогать.
2.Определение темы урока
а) Отгадывание загадки.
Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку:
Была гостья…,  …,
 Пришла теперь гостья…,…..
Почему вы её не поняли?
- Послушайте еще раз:
Была гостья белая,  седая,
Пришла теперь гостья зелёная, молодая.
А теперь вы сможете назвать отгадку? (Это весна)
б) Показ репродукций картин и слушание музыкальной пьесы.
Художники рисуют весну красками, композиторы – звуками. Предлагаю посмотреть и послушать, как красива весна в живописи и музыке! Вашему вниманию будут представлены репродукции картин русских художников и музыкальная пьеса Георгия Свиридова «Весна».
   Замечательное время года! Поднимите руку, у кого весна любимое время года?  Чем она вам нравится?
в)Обобщение знаний об имени прилагательного.
 Какие слова помогли отгадать загадку?  Какой частью речи являются данные слова? (Прилагательными). Докажите.
- Кто из вас догадался,  что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?
Совершенно верно, тема нашего урока – имя прилагательное – часть речи. Что такое имя прилагательное?     Как вы думаете, а вы всё знаете об имени прилагательном? Тогда выдвинем гипотезу.
      Гипотеза: Предположим, об имени прилагательном нам ещё многое не известно.
Ребята, будем продолжать исследование имени прилагательного? Это и будет являться нашей целью.
Цель: Продолжить наше исследование и постараться ещё больше узнать о роли имени прилагательного в нашей речи.
      3.Минутка чистописания. Работа с доской.
Посмотрите на запись слова весна. Какую орфограмму вы заметили в написании этого слова? (безударную гласную е в корне слова). Проверочное слово вёсны.
Подчеркнём безударную гласную е. А теперь посмотрите каким соединением она соединяется с согласной буквой в.
Повторим написание буквы В с верхним соединением. А теперь попробуйте от существительного весна образовать имя прилагательное – весенний. Как вы думаете, на написание каких орфограмм в этом слове нам следует обратить внимание? (безударная гласная е, нн.)
4.Работа над новым материалом.
а)Связь имён прилагательных с именем существительным.

     Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей)
     Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем. Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет словосочетание. Давайте   составим  словосочетание: имя прилагательное  весенний с подходящим именем существительным в скобках.
Весенний (вода, ручейки, день, солнце) Работа с доской.
     Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Не может быть признака без предмета).
Запишем данное словосочетание. При помощи чего образуется связь?
Вывод: имена прилагательные без имён существительных не употребляются.
б) Роль прилагательных в речи.
Прочитайте записи.
     I. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
     II. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые  птицы. (Работа над словосочетанием)
Что здесь записано? (текст).
-О чём был первый текст? О чём был второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Для чего нужны прилагательные?
      Запишем первое предложение из второго текста. Разберём по членам предложения.
Каким членом предложения является имя прилагательное?
Вывод: в предложение имя прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением.
     Во втором предложении назовите словосочетание. Но это прилагательное не такое красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». Тает пушистый снег. (Нет. Прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег).
Вывод: имена прилагательные нужны для точности  описания.
в)работа в паре.                                                   
- Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.
     - Так для чего нужны имена прилагательные?
 Вывод: Имена прилагательные, делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.
5.Орфографичкская минутка «Пересадка»
А теперь послушайте, как весну описывают поэты. Написание каких орфограмм вы можете объяснить?
6.Физминутка
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
Мы урок наш продолжаем,
Что учили, повторяем!»

7. Закрепление
  а)Работа в группах.

А сейчас давайте повнимательнее рассмотрим картину И.Э. Грабаря «Вешний поток» Слово вешний сейчас употребляется редко. Внимательно посмотрите на картину и объясните, что значит это слово.
1группа
Мы сейчас слушали как ожила картина с помощью звуков, а первой группе сейчас нужно будет оживить картину с помощью прилагательных.
Был … день. Между … деревьями бежал … поток. В ручье … вода. По … берегам лежал … снег.
 «Оживите» картину с помощью прилагательных, применив их в этом тексте:темными, солнечный, бурный, извилистым, синяя, последний.
2 группа. Списать текст и найти в нем имена прилагательные, подчеркнуть их волнистой линией.
     Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые  головки мать-и-мачехи. Поднялась с земли и расцвела душистая  медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
3 группа Списать текст. Найдите имена прилагательные. Стрелкой укажите их связь с именем существительным.
     Вдруг с пригорка взлетела небольшая серая птичка – жаворонок. Она затрепетала крылышками и стала подниматься всё выше и выше.
     И вот  с голубой высоты полилась на землю радостная песня.

б) проверка
1 группа
2 группа
    
Ребята, о чём шла речь в этом тексте? О цветах. Весна – время первых цветов. Кто из вас знает, как называют первые весенние цветы?(Первоцветы).
Физминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
(Плавное раскрывания пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
3группа
О ком ваш текст? О жаворонке. Послушайте, как красиво поёт жаворонок. Слайд №35
Как мы, люди готовимся к встрече птиц? Для скворцов строим скворечники. Поднимите руку, у кого уже скворечники готовы?
     Ребята, а теперь каждый из вас выразит своё отношение к весне или может быть восхищение весной с помощью восклицательного предложения с использованием имени прилагательного. Запишите предложение в тетрадь. Прочитайте свои предложения.
8.Итог урока:

Что вы узнали об имени прилагательном?
Обратимся к выводам. 
Наша гипотеза подтвердилась? Какую новую цель мы поставим перед собой?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
а) Самооценка учащихся.
Лист самооценки.
Поставь знак + рядом с тем утверждением, с которым ты согласен.  Составьте предложение о сегодняшнем уроке устно, используя 3 прилагательных.
Имя прилагательное – важная часть речи?!
 9. Домашнее задание:
1. С.48-49 упр.471.
2.Напишите несколько предложений о красоте природы, о необходимости оберегать природу. (По желанию)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование на тему: "Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи" »

Конспект урока - исследования
на тему «Часть речи – прилагательное. Употребление в речи имён прилагательных»
3 класс
Цели:
- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
- выявить особенности изменения имен прилагательных;
-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
-развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Форма урока: урок – исследование
Методы и приемы:
исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия
Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль
Познавательные УУД:
формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию

Ход урока
Слайд №1
1. Организация класса.

а) Вступительная беседа.
Слайд №2
Мне хочется сегодняшний урок начать с высказывания великого французского философа XVIII в. Жана - Жака Руссо.
«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов.
Сегодня на уроке русского языка мы с вами побываем в роли исследователей.
А кто такие исследователи?
(Люди, занимающиеся научными исследованиями?)
Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду в этом помогать.
2.Определение темы урока
а) Отгадывание загадки.
Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку:
Была гостья…, …,
Пришла теперь гостья…,…. .
Почему вы её не поняли?
- Послушайте еще раз:
Была гостья белая, седая,
Пришла теперь гостья зелёная, молодая.
А теперь вы сможете назвать отгадку? (Это весна)
Слайд №3,4,5,6,7,8,9,10,11
б) Показ репродукций картин и слушание музыкальной пьесы.
Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Художники рисуют весну красками, композиторы – звуками. Предлагаю посмотреть и послушать, как красива весна в живописи и музыке! Вашему вниманию будут представлены репродукции картин русских художников и музыкальная пьеса Георгия Свиридова «Весна».
Замечательное время года! Поднимите руку, у кого весна любимое время года? Чем она вам нравится? Я тоже люблю весну!
в)Обобщение знаний об имени прилагательного.
-Слайд №12
Какие слова помогли отгадать загадку? ( белая ,седая, зелёная, молодая).
Какой частью речи являются данные слова? (Прилагательными). Докажите.
Слайд №13
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)
Совершенно верно, тема нашего урока – имя прилагательное – часть речи. Что такое имя прилагательное?
Слайд №14
Как вы думаете, а вы всё знаете об имени прилагательном? Тогда выдвинем гипотезу.
Слайд №15
Гипотеза: Предположим, об имени прилагательном нам ещё многое не известно.
Ребята, будем продолжать исследование имени прилагательного? Это и будет являться нашей целью.
Цель: Продолжить наше исследование и постараться ещё больше узнать о роли имени прилагательного в нашей речи.
3.Минутка чистописания. Работа с доской.
Откроем тетради, запишем дату. Посмотрите на запись слова весна. Какую орфограмму вы заметили в написании этого слова? (безударную гласную е в корне слова). Проверочное слово вёсны.
Подчеркнём безударную гласную е. А теперь посмотрите каким соединением она соединяется с согласной буквой в.
( верхним).Повторим написание буквы В с верхним соединением. Напишем половину строки слога ве, а на второй половине строке запишем слово весна, используя букву в с верхним соединением, безударную гласную подчеркнём. А теперь попробуйте от существительного весна образовать имя прилагательное – весенний. Как вы думаете, на написание каких орфограмм в этом слове нам следует обратить внимание? (безударная гласная е, нн.)
4.Работа над новым материалом.
а)Связь имён прилагательных с именем существительным.
Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей)
Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем. Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет словосочетание. Давайте составим словосочетание: имя прилагательное весенний с подходящим именем существительным в скобках.
Слайд №16
Весенний (вода, ручейки, день, солнце) Работа с доской.
Проблемный вопрос:
как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Не может быть признака без предмета).
Запишем данное словосочетание. При помощи чего образуется связь? (При помощи вопроса). Покажем эту связь с помощью стрелочки.
Вывод: имена прилагательные без имён существительных не употребляются.
Слайд №17
Слайд №18
б) Роль прилагательных в речи.
Прочитайте записи.
I. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
II. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. (Работа над словосочетанием)
Что здесь записано? (текст).
Как вы догадались?
-О чём был первый текст? О чём был второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее). Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).
Слайд №19
Запишем первое предложение из второго текста. Разберём по членам предложения. Проверка. Объяснение орфограмм.
Каким членом предложения является имя прилагательное?
Вывод: в предложение имя прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением.
Слайд №20
Слайд №21
Во втором предложении назовите словосочетание. Но это прилагательное не такое красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». Тает пушистый снег. (Нет. Прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег).
Слайд №22
Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
в)работа в паре.
- Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.
Слайд №23
(Проверка: на слайде). Слайд №24
- Так для чего нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные, делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.
Слайд №25
5.Орфографичкская минутка «Пересадка»
А теперь послушайте, как весну описывают поэты. Правда, красиво? Написание каких орфограмм вы можете объяснить?
Слайд №27
6.Физминутка
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
Слайд №26

Мы урок наш продолжаем,
Что учили, повторяем!»
7. Закрепление
а)Работа в группах.
Слайд №28
А сейчас давайте повнимательнее рассмотрим картину И.Э. Грабаря «Вешний поток» Слово вешний сейчас употребляется редко. Внимательно посмотрите на картину и объясните, что значит это слово.
Поток: Стремительно тек ущая водная масса. Вешний : О времени, погоде, состоянии природы: весенний. Послушайте, как шумит вода.
1группа
Слайд №29
Мы сейчас слушали как ожила картина с помощью звуков, а первой группе сейчас нужно будет оживить картину с помощью прилагательных.
Был … день. Между … деревьями бежал … поток. В ручье … вода. По … берегам лежал … снег.
«Оживите» картину с помощью прилагательных, применив их в этом тексте:

темными, солнечный, бурный, извилистым, синяя, последний.
Слайд №30
2 группа. Списать текст и найти в нем имена прилагательные, подчеркнуть их волнистой линией.
Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
Слайд №31
3 группа
Списать текст. Найдите имена прилагательные. Стрелкой укажите их связь с именем существительным.
Вдруг с пригорка взлетела небольшая серая птичка – жаворонок. Она затрепетала крылышками и стала подниматься всё выше и выше.
И вот с голубой высоты полилась на землю радостная песня.

б) проверка
1 группа
Слайд №32
2 группа
Ребята, о чём шла речь в этом тексте? О цветах. Весна – время первых цветов. Кто из вас знает, как называют первые весенние цветы?(Первоцветы). Какие ещё первоцветы вы знаете?
Как вы считаете, правильно ли поступают люди, когда собирают первоцветы для букетов? Почему? Многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
Физминутка

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
(Плавное раскрывания пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
3группа
Слайд №33
Проверка.
О ком ваш текст? О жаворонке. Эта птица зимующая или перелётная. Послушайте, как красиво поёт жаворонок.
Слайд №34
Каких знаете перелётных птиц, которые самыми первыми возвращаются на родину?( Грачи, скворцы). Слайд №35
Как мы, люди готовимся к встрече птиц? Для скворцов строим скворечники. Поднимите руку, у кого уже скворечники готовы?
Слайд №36
Ребята, а теперь каждый из вас выразит своё отношение к весне или может быть восхищение весной с помощью восклицательного предложения с использованием имени прилагательного. Запишите предложение в тетрадь. Прочитайте свои предложения.
На уроке мы говорили о природе, о ее красоте. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботиться о природе, мы станем добрее.
8.Итог урока:
Что вы узнали об имени прилагательном?
Обратимся к выводам.
Слайд №37
Наша гипотеза подтвердилась? Какую новую цель мы поставим перед собой?
- Какие качества помогли вам исследовать имя прилагательное? (Целеустремлённость, дружба, любознательность.)
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие у вас есть предложения?
Слайд №38
а) Самооценка учащихся.

Лист самооценки.
Поставь знак + рядом с тем утверждением, с которым ты согласен.
1) Я работал на уроке активно, с заданиями справился без ошибок.
2) У меня были ошибки, но их было мало.
3) Я пока допускаю много ошибок, но я стараюсь.
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их потом нам вслух сказать,
Чтоб я могла узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
Составьте предложение о сегодняшнем уроке устно, используя 3 прилагательных.
В начале урока я переживала немного, а сейчас хочу поблагодарить вас за работу и мое хорошее настроение.
Слайд №39
Вы сегодня были умные, активные, внимательные.
- Ребята, мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, что это взаимно.
Имя прилагательное – важная часть речи?!
- Имя прилагательное по частоте употребления занимает 3 место после имени существительного и глагола. Давайте чаще употреблять эту часть речи, и тогда наша речь будет красивой, яркой и понятной! Отметки.
Слайд №40
9. Домашнее задание:
1. С.48-49 упр.471.
2.Напишите несколько предложений о красоте природы, о необходимости оберегать природу. (По желанию)
Слайд №41


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шигарова Ольга Анатольевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232060


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства