Цели:
- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
- выявить особенности изменения имен прилагательных;
-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
-развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Форма урока: урок – исследование
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия
Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль
Познавательные УУД:
формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию
Ход урока
1. Организация класса.
а) Вступительная беседа.
Мне хочется сегодняшний урок начать с высказывания великого французского философа XVIII в. Жана - Жака Руссо.
«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов.
Сегодня на уроке русского языка мы с вами побываем в роли исследователей.
А кто такие исследователи?
(Люди, занимающиеся научными исследованиями?)
Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду в этом помогать.
2.Определение темы урока
а) Отгадывание загадки.
Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку:
Была гостья…, …,
Пришла теперь гостья…,…..
Почему вы её не поняли?
- Послушайте еще раз:
Была гостья белая, седая,
Пришла теперь гостья зелёная, молодая.
А теперь вы сможете назвать отгадку? (Это весна)
б) Показ репродукций картин и слушание музыкальной пьесы.
Художники рисуют весну красками, композиторы – звуками. Предлагаю посмотреть и послушать, как красива весна в живописи и музыке! Вашему вниманию будут представлены репродукции картин русских художников и музыкальная пьеса Георгия Свиридова «Весна».
Замечательное время года! Поднимите руку, у кого весна любимое время года? Чем она вам нравится?
в)Обобщение знаний об имени прилагательного.
Какие слова помогли отгадать загадку? Какой частью речи являются данные слова? (Прилагательными). Докажите.
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?
Совершенно верно, тема нашего урока – имя прилагательное – часть речи. Что такое имя прилагательное? Как вы думаете, а вы всё знаете об имени прилагательном? Тогда выдвинем гипотезу.
Гипотеза: Предположим, об имени прилагательном нам ещё многое не известно.
Ребята, будем продолжать исследование имени прилагательного? Это и будет являться нашей целью.
Цель: Продолжить наше исследование и постараться ещё больше узнать о роли имени прилагательного в нашей речи.
3.Минутка чистописания. Работа с доской.
Посмотрите на запись слова весна. Какую орфограмму вы заметили в написании этого слова? (безударную гласную е в корне слова). Проверочное слово вёсны.
Подчеркнём безударную гласную е. А теперь посмотрите каким соединением она соединяется с согласной буквой в.
Повторим написание буквы В с верхним соединением. А теперь попробуйте от существительного весна образовать имя прилагательное – весенний. Как вы думаете, на написание каких орфограмм в этом слове нам следует обратить внимание? (безударная гласная е, нн.)
4.Работа над новым материалом.
а)Связь имён прилагательных с именем существительным.
Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей)
Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем. Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет словосочетание. Давайте составим словосочетание: имя прилагательное весенний с подходящим именем существительным в скобках.
Весенний (вода, ручейки, день, солнце) Работа с доской.
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Не может быть признака без предмета).
Запишем данное словосочетание. При помощи чего образуется связь?
Вывод: имена прилагательные без имён существительных не употребляются.
б) Роль прилагательных в речи.
Прочитайте записи.
I. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
II. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. (Работа над словосочетанием)
Что здесь записано? (текст).
-О чём был первый текст? О чём был второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Для чего нужны прилагательные?
Запишем первое предложение из второго текста. Разберём по членам предложения.
Каким членом предложения является имя прилагательное?
Вывод: в предложение имя прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением.
Во втором предложении назовите словосочетание. Но это прилагательное не такое красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». Тает пушистый снег. (Нет. Прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег).
Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
в)работа в паре.
- Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.
- Так для чего нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные, делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.
5.Орфографичкская минутка «Пересадка»
А теперь послушайте, как весну описывают поэты. Написание каких орфограмм вы можете объяснить?
6.Физминутка
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
Мы урок наш продолжаем,
Что учили, повторяем!»
7. Закрепление
а)Работа в группах.
А сейчас давайте повнимательнее рассмотрим картину И.Э. Грабаря «Вешний поток» Слово вешний сейчас употребляется редко. Внимательно посмотрите на картину и объясните, что значит это слово.
1группа
Мы сейчас слушали как ожила картина с помощью звуков, а первой группе сейчас нужно будет оживить картину с помощью прилагательных.
Был … день. Между … деревьями бежал … поток. В ручье … вода. По … берегам лежал … снег.
«Оживите» картину с помощью прилагательных, применив их в этом тексте:темными, солнечный, бурный, извилистым, синяя, последний.
2 группа. Списать текст и найти в нем имена прилагательные, подчеркнуть их волнистой линией.
Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
3 группа Списать текст. Найдите имена прилагательные. Стрелкой укажите их связь с именем существительным.
Вдруг с пригорка взлетела небольшая серая птичка – жаворонок. Она затрепетала крылышками и стала подниматься всё выше и выше.
И вот с голубой высоты полилась на землю радостная песня.
б) проверка
1 группа
2 группа
Ребята, о чём шла речь в этом тексте? О цветах. Весна – время первых цветов. Кто из вас знает, как называют первые весенние цветы?(Первоцветы).
Физминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
(Плавное раскрывания пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
3группа
О ком ваш текст? О жаворонке. Послушайте, как красиво поёт жаворонок. Слайд №35
Как мы, люди готовимся к встрече птиц? Для скворцов строим скворечники. Поднимите руку, у кого уже скворечники готовы?
Ребята, а теперь каждый из вас выразит своё отношение к весне или может быть восхищение весной с помощью восклицательного предложения с использованием имени прилагательного. Запишите предложение в тетрадь. Прочитайте свои предложения.
8.Итог урока:
Что вы узнали об имени прилагательном?
Обратимся к выводам.
Наша гипотеза подтвердилась? Какую новую цель мы поставим перед собой?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
а) Самооценка учащихся.
Лист самооценки.
Поставь знак + рядом с тем утверждением, с которым ты согласен. Составьте предложение о сегодняшнем уроке устно, используя 3 прилагательных.
Имя прилагательное – важная часть речи?!
9. Домашнее задание:
1. С.48-49 упр.471.
2.Напишите несколько предложений о красоте природы, о необходимости оберегать природу. (По желанию)