Конспект урока
Роль односотавных предложений в художественной литературе.
Задачи: 1) развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
2) определять виды односоставных предложений;
3) воспитывать любовь к художественной литературе
Вид урока: урок-исследование
Ход урока.
Психологическая установка.
Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Моя «она»
- Назовите героиню рассказа? (лень)
- А к чему призывает Н. Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться!»
- Выпишите предложение из стихотворения Н.Заболоцкого, в котором заключена авторская позиция.
- А почему эти строчки мы можем отнести к каждому из нас?
- Теоретические знания какой темы русского языка помогут понять обобщённый смысл?
- В какой речи встречаются односоставные предложения и нужны ли они в нашей повседневной жизни?
(презентация «Однородные предложения и реклама»
Работа в группах
- Посмотрите на карточки с заданием для групп. Как вы думаете, что вам предстоит сделать?
(Найти односоставные предложения, определить вид, прокомментировать, межпредметные связи определить)
Консультанты (презентация)
- Вам не видать таких сражений
- Сижу за решёткой в темнице сырой.
- Потом его в степи без чувств нашли.
- Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить…
- Береги платье снову, а честь смолоду. (пословица).
- Тихая, звёздная ночь.
О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя мы узнаём из односоставных предложений
Ломоносов писал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». У истоков изучения односоставных предложений стояли такие крупные учёные, Александр Афанасьевич Потебня, Филипп Фёдорович Фортунатов. А Виктор Владимирович Виноградов предложил современный термин. (Используя теорему Венна, мы ещё раз обратимся к этому названию)
Рабочие материалы урока
(дорожные карты с заданием)
Работа в группах.
День настал. Глядим в окно.
И вдруг стемнело. Снег ложится белый-белый.
Свет зажгли. Отчего же так темно?
1, 2 группы – выписывают односоставные предложения.
3,4 группы – выписывают двусоставные предложения
Сформулируем задачи урока:
- будем отличать односоставные от двусоставных;
- понаблюдаем за ролью односоставных предложений в тексте
Мотивация к учебной деятельности.
- Чем интересна эта тема в контексте изучения синтаксиса русского языка?
- Какое применение тема найдёт в реальной жизни?
- Вспомним, как часто мне приходится подчёркивать неоправданный повтор «я» в ваших сочинениях?
Диктант с заменой.
Заменить двусоставные предложения односоставными. Работа в группах.
Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зелёный бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки занесло снегом. Какое великолепие и спокойствие. Свежий снег, зелёный бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.
- Какова тема данного текста?
- Какова идея данного текста?
- В каком предложении выражена авторская позиция?
- Какова же тема сегодняшнего урока?
-