Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ. Используемая технология: урок-исследование.
Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ. Используемая технология: урок-исследование.
4 класс учебник русского языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко ч.1
УМК «Гармония»
Урок разработан учителем начальных классов О.П. Полюдовой
по теме:
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ.
Используемая технология: урок-исследование.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Цели:
Дать детям первоначальное понятие о наречии, познакомить с их особенностями, как самостоятельной части речи.
Развивать у детей исследовательские навыки, мышление, умение анализировать, группировать, выделять главное, обобщать, наблюдать, навыки самоконтроля.
Воспитывать у детей любовь к русскому языку, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности, трудолюбие, коммуникативность, культуру общения.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями по группам, толковые словари.
1.Организационный этап.
В школьных коридорах прозвенел звонок
И пора настала нам начать урок.
Мы отбросим прочь веселье,
Примем мы серьезный вид,
И отправимся учиться - это нам не повредит.
Вновь достанем мы тетрадки,
Лёг на край стола дневник.
Наши знанья и уменья всем покажем в тот же миг.
2.Актуализация знаний.
Записать число, классная работа. Обратить внимание на словарные слова: октября, клаССная работа.
Минутка чистописания. На доске записаны слоги СЛЕ ИС ДО НИ Е ВА. Задание: записать эти слоги в таком порядке, чтобы при их слиянии получилось слово (ИССЛЕДОВАНИЕ). Записать слово целиком. Как вы думаете, почему в этом слове две буквы СС? Запись.
У нас получилось название нашего урока. Если обратиться к толковому словарю, то вы найдете значение слова – Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
- Какие же новые знания можно получить на уроке русского языка? (Ответы детей)
-Работа нам предстоит в группах. Давайте вспомним правила.
Правило работы в группах:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Свое несогласие высказывай вежливо.
Проверка домашнего задания. С. 60 № 134.
Последний квадратик в задании: Знаешь ли ты, к какой части речи относятся выделенные слова? (наречие)
Совсем облетела
Весело пела
Ярко светило
Неожиданно затянулось
Затянулось слева
Закрыли вечером
Мы изучали эту часть речи? (нет)
Давайте вспомним какие части речи вы знаете?
1) Работа по таблице (В таблице нет слова “наречие”).
– На какие две группы делятся части речи?
– Почему они так называются?
– Какие части речи относятся к самостоятельным? К служебным?
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
Части речи.(Таблица "Части речи")
Сегодня предлагаю провести исследование еще одной части речи. Догадались, о чем я говорю? НАРЕЧИЕ.
-Что вы о нем знаете?
Постановка цели урока.
-А нужно ли знать о ней больше? Давайте поставим перед собой цель на уроке... (Изучить наречие как часть речи)
Раскроем его секреты.
-Какую цель поставите перед собой? (Больше узнать о наречии, о его особенностях, о связях с другими словами, о его происхождении, учиться находить среди других слов).
Как у настоящих исследователей у нас должен быть план, которого мы будем придерживаться.
План исследования
Узнать:
1.Что такое наречие?
2.Какие значения имеет?
3.Изменяемая или неизменяемая часть речи?
4.Из каких частей речи образовалось наречие?
5.С какими частями речи связано?
6.Какую роль выполняют наречия в речи и в предложении?
И у каждого из вас есть листок, на котором написано: результат исследования. В него мы будем записывать то, что мы с вами узнали о наречии.
Результаты исследования:
1.___________________________________
2.___________________________________
3.___________________________________
4.___________________________________
5.___________________________________
6.___________________________________
Новая тема.
- И так, исследование началось. Мы уже установили имя незнакомца.
Работа по таблице Части речи.
- Куда мы отнесем эту часть речи в таблице? (К самостоятельным).
- Почему? Докажите.
- Что мы уже знаем о наречии? (Наречие относится к самостоятельным частям речи).
Словарный диктант.
А) Записываем слова для наблюдения. Пишите грамотно, красиво, четко, как настоящие исследователи.
Дети пишут слова под диктовку. (Используются ребусы. Сначала появляется ребус, дети записывают отгадки, проверяют написанное).
- На какие группы можно их разделить? (По вопросам и по значениям).
Б) Распределим наречия по значениям.
Значения наречий
Как? Каким образом? - легко, вместе - образ действия
Где? - внутри, везде - место действия
Куда? - направо, назад - место действия
Откуда? - издалека - место действия
Когда? - вчера, завтра - время действия
В) Самопроверка.
Г) Вывод.
- Что уже узнали о наречии? (Вопросы указывают на место, время, образ действия) С.61. Запишите в результаты исследования.
- Продолжим наше исследование.
А) Чтобы больше узнать о незнакомце, запишем предложения. Один ученик у доски вписывает слова в текст.
Дул очень сильный ветер.
Ветер дул сильно.
Дули очень сильные ветры.
Ветры джули сильно.
- Что можете сказать о предложениях? ( Наречие не изменяется по числам). С. 62-63.
Б) Разбор по членам предложения и по частям речи.
- Какие слова между собой похожи? Чем отличаются?
- «Сильный» - прилагательное, обозначает признак предмета, можно определить род, число, падеж. В предложении связано с именем существительным.
- «Сильно» - наречие, обозначает признак действия, связано с глаголом.
- Каким членом предложения является? (Второстепенным).
В) Измените число и время глаголов. Что заметили? (Наречие не изменяется).
- Какую часть речи поясняет наречие «очень»?
- Итак, во время исследования открыли новую часть речи – наречие.
- Что мы узнали о наречиях? Сделайте вывод.
Вывод: наречие – неизменяемая часть речи, поясняет глагол или прилагательное; обозначает место, время, образ действия и отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? и т.д.
Физминутка
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
- Какие слова-наречия встретились в физминутке?
Г) Работа с учебником. С.61.
ВЫВОД В УЧЕБНИКЕ.
4) Происхождение и образование наречий.
- Осталось установить происхождение незнакомца.
- Попробуйте по таблице самостоятельно определить, как образовались наречия.
Наречие - (два) дважды
-(на+конец) наконец
- (тихий) тихо, (громкий) громко
- сейчас (сей+час), сегодня (сего+дня)
- мой (по-моему)
- Откройте секрет наречий, как они образовались?
(Дети делают вывод сами).
5) Сведения о языке.
Наречия в русском языке появились позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени растащили все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Наречия в предложении чаще всего поясняют глагол, поэтому их называют приглаголием (при глаголе).
- Что мы еще узнали о незнакомце?
6) Вывод по незаконченным алгоритмам:
1.Наречие - ... (какая?) часть речи. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕИЗМЕНЯЕМАЯ
2. Поясняет - ... ГЛАГОЛ
3.Отвечает на вопросы - ... КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
4.Какие значения имеет - ... МЕСТО, ВРЕМЯ, ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ
5.Образуется из - ... ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, МЕСТОИМЕНИЙ
6.В предложении является - ... ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ (ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ)
7) Закрепление пройденного. (Работа по карточкам).
Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия
а) Переходить реку 1) вкрутую
б) Разделить конфеты 2) исподлобья
в) Сварить яйцо 3) всухомятку
г) В дороге ели 4) поровну
д) Держать ружье 5) вброд
е) Надеть кепку 6) набекрень
ж) Глянуть на врага 7) наперевес
- Записать любое предложение и обозначить части речи. Проверка.
Итог урока. Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ. Используемая технология: урок-исследование. »
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения". 4-й класс УМК "Гармония"
Валышева Валерия Олеговна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цели:
повторить имеющиеся сведения о предложении;
научить определять предложения с однородными членами, находить в предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены);
познакомить с тем, как связаны (объединены) однородные члены в предложении (перечислительной интонацией);
развивать речь, орфографическую зоркость;
воспитывать положительные качества личности.
Оборудование: карточки с заданиями.
Технология: проблемное обучение
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: Предлагаю провести аукцион знаний на тему “Что мы знаем о предложении”. Разыгрывается звание знатока. Подведение итога.
– Сегодня мы продолжим изучать предложения и раскроем ещё одну тайну русского языка. Давайте отправимся на экскурсию, а куда – отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай!
Дети. Библиотека.
Запись числа в тетрадях. Рассказ учителя о видах библиотек.
3. Индивидуальная работа
а) Работа с толковым словарем: 2 значения слова библиотека.
По вариантам:
б) фонетический разбор слова.
в) разбор слова как части речи. Проверка
г) Этимология слова
4. Постановка учебной проблемы
– Наш друг Майкл тоже был в библиотеке, и вот как он рассказал об этом.
Я ходил в детскую библиотеку. Миша ходил в детскую библиотеку. Таня ходила в детскую библиотеку. Мы там рассматривали новые книги. Мы там выбирали новые книги.
– Поднимите руки, кому понравился текст.
– Что не понравилось?
5. Работа в парах
– Подумайте, как можно отредактировать предложения Майкла.
Проверка.
Я, Миша и Таня ходили в детскую библиотеку. Мы там рассматривали и выбирали новые книги.
– Что вы заметили особого в этом предложении? (3 подлежащих при одном сказуемом. Подлежащие относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. (Установление связи)
Запись 2-го предложения.
– Найдите основу 2-го предложения. Что в этом предложении вы заметили особого? (2 сказуемых при 1 подлежащем. Сказуемые относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос).
– Подумайте, может эти члены предложения можно как-то назвать одним научным словом? Какие ассоциации вызывают у вас такие понятия: одно, одинаковые
(Выслушиваются ответы детей)
– Давайте, сравним наши предположения.
Чтение сообщения по учебнику с. 49
– Как вы думаете, какой будет •тема нашего урока? Какие задачи перед собой мы поставим?
(Выслушиваются предположения детей, делается вывод)
– Итак, сегодня мы должны запомнить, что такое однородные члены предложения, учиться составлять и записывать предложения с однородными членами.
6. Физкультминутка
7. Знаки препинания при однородных членах предложения
– Перед вами предложение. Прочтите его выразительно.
В “Мурзилке” есть на каждой странице рисунки рассказы стихи небылицы.
(– Однородные члены предложений связаны перечислительной интонацией: при чтении на каждом однородном члене ставится логическое ударение, и каждое слово произносится одинаковым тоном, а после каждого однородного члена делается пауза.)
– А как на письме осуществляются эти правила? (Между однородными членами ставиться “,”)
– Перед вами еще одно предложение. Сравните их.
В “Мурзилке” есть на каждой странице интересные занимательные захватывающие рассказы.
– Запишите это предложение, разберите его по членам, и назовите однородные члены. Какие знаки препинания вы поставили?
8. Упражнение в составлении предложений с однородными членами
Карточка для учащихся:
Выберите то задание, с которым можете справиться самостоятельно:
1-й уровень:
Спиши предложение и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.
В библиотеке ты можешь найти материал для доклада реферата проекта.
2-й уровень: составь предложения
В читальном зале ты можешь
не рви не загибай не пачкай станицы
В книге
почитать новые журналы газеты
3-й уровень:
Составь и запиши предложение с однородными членами (о любимых книгах)
Проверка. (Обращается внимание на знаки препинания)
9. Работа в группах
Творческое задание: придумайте схему– подсказку для Майкла, чтобы правильно записывать предложения с однородными членами.
Проверка. Сравнение с образцом.
10. Закрепление
– Предлагаю вспомнить предложения из любимых произведений и дополнить их однородными членами, запишите их и составьте схему (по вариантам).
1. Избушка там, на курьих ножках стоит (без окон, без дверей).
2. По дороге зимней (скучной) тройка борзая бежит.
3.. Испугался крокодил завопил (заголосил).
Проверка. Схемы дети рисуют на доске.
11. Рефлексия
Экспресс-контроль. Тест “Однородные члены предложения”
(При правильном ответе дети хлопают в ладоши).
1. Какие члены предложения называются однородными?
Отвечающие на вопросы кто? что?
Относящиеся к подлежащему.
Отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову
2. Как связаны между собой однородные члены предложения?
Связаны знаками препинания.
Связаны интонацией перечисления
3. Какие члены предложения могут быть однородными?
Только подлежащие
Только сказуемые и второстепенные члены
Все члены предложения.
12. Домашнее задание
Упр. № 466 (уст.), № 467
– Всем спасибо за работу, надеюсь, что дома родным вы обязательно расскажете еще об одной тайне русского языка, которую мы сегодня разгадали.
Урок русского языка в 4-м классе (УМК "Гармония")
Пискунова Наталья Ильинична, учитель
Разделы: Преподавание в начальной школе
Задачи урока: обобщить и систематизировать знания детей о слове, повторить, что главное в слове – его значение, упражнять в различных видах разбора, развивать наблюдательность, внимание, память, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.
Оборудование:
1.Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского.
2.Компьютер со слайдом картины Б. Щербакова.
3.Набор карточек для игры “Вопрос – ответ”.
4. Учебник по русскому языку М. С. Соловейчик, 4 класс, часть 2.
5. Тетрадь – задачник №3.
Ход урока.
I. Организационный момент.
—Закройте глаза. Нарисуйте вытянутыми руками цифру 8 сначала горизонтально, а затем в вертикальном положении по 4 раза.
— Глаза закрыты. Делаем движение глазами вверх, вниз, влево, вправо. (4 раза).
—Потерли руки, согрели ладони, а теперь ладонями погрели глаза.
—Помассировали уши.
II. Сообщение задач урока.
— Сегодня на уроке нам с вами предстоит трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь после 4 лет обучения знаете.
— А кого же называют главным работником в языке? (слово)
—Почему?
— В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но, делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы сможем только тогда, когда воспользуемся словами.
III. Раскрытие темы урока.
— Посмотрите на доску. Перед вами несколько записей (Рис. 1)
радуюсь
с радостью
радос?ное
радос?но
адыр
Рис.1
— А теперь послушайте музыку. (Звучит музыка П.И.Чайковского).
— Используя записи, составьте предложения, в которых вы выразите свое отношение к услышанной музыке.
— Какую из записей вы не сможете использовать, чтобы выразить свои мысли? (адыр)
Почему? (Это сочетание звуко - букв лишено смысла, поэтому оно и не слово.)
—Запишите только слова.
Дети записывают слова, объясняют орфограммы на месте пропуска.
— Выделите ту часть слова, которой похожи эти слова. Как она называется?
(Общая часть родственных слов называется корнем)
— В третьем слове выделите другие части слова. Назовите их. Какую работу они выполняют?
Дети дают определение суффиксу и окончанию.
— Догадайтесь, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов с которыми вы работали.
(Это слово рады.)
— Составьте с этим словом предложение.
— Выполните звукобуквенный разбор слова “ радуюсь” в тетради.
Дети выполняют задание самостоятельно, а один ученик на доске. Одновременно у доски 3 ученика дают письменную характеристику первых трех слов как частей речи. Затем идет проверка выполненной работы.
—Обобщите: как можно характеризовать слово?
(Объяснить значение слова.
Разобрать по составу.
Проанализировать как часть речи.
Сделать звукобуквенный разбор.)
— Как слово сделать членом предложения?
(Надо построить предложение.)
—Составьте предложение, используя слова:
у, я, радость, настроение
(У меня радостное настроение.)
— Запишите предложение и обозначьте, какими членом предложения является в нем имя прилагательное.
У местоимения укажите лицо и падеж.
Минута отдыха.
Пробуждение.
Ученики сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. По команде учителя первый ученик внешнего ряда встает и открывает глаза. Он дает команду следующему ученику и так выполняется упражнение до конца. Главное требование к выполнению упражнения – полное безмолвие и четкое соблюдение очередности.
IV. Работа по учебнику.
— А теперь я прочитаю вам отрывок из произведения И. Соколова-Микитова (упр. № 591)
В это время на экране появляется картина Б.Щербакова “Вода спадает”, звучит музыка П.И.Чайковского.
— Какова основная мысль текста?
Можно ли сказать, что на картине Б.Щербакова “Вода спадает” изображено приближение тех событий, о которых говорится в тексте? Почему вы так думаете?
(Ответы детей)
— Прочитайте текст еще раз и найдите предложение со значением оценки.
Чем оно особенно важно для текста?
(Ответы детей)
— Теперь самостоятельно выполните оставшиеся задания к тексту.
Дети выполняют задания, затем следует проверка.
V. Работа над систематизацией знаний.
—Теперь работаем в парах. Упр. № 589
1. Самостоятельная работа.
2. Проверка проходит при помощи игры “Вопрос – ответ”
Детям раздаются карточки (Рис. № 2), на одной стороне которой написан вопрос, на другой – ответ, но только на другой вопрос. Один ребенок читает вопрос, дети ищут у себя ответ на карточке, нашедший ответ, читает его, а затем читает вопрос с другой стороны своей карточки.
Чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от не “слов”?
Каким членом предложения оно является в этом предложении.
Какие три “работы” могут выполнять слова?
Все слова языка имеют значение.
На какие две группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно?
Слова могут называть, помогать, указывать.
По каким общим признакам различаются части речи?
Слова делятся на самостоятельные и служебные части речи
Чем отличаются имена и глаголы?
Части речи различаются по трем признакам, на какой вопрос отвечает, что обозначает и как изменяется
Чем от всех других самостоятельных частей речи отличаются наречия?
Имена склоняются, а глаголы спрягаются.
Что можно анализировать в каждом самостоятельном слове?
Наречия не умеют изменяться. У них нет ни рода, ни числа, ни падежа.
Как еще можно характеризовать слово, когда оно входит в состав предложения?
В каждом слове можно провести звуко- буквенный разбор, по составу, как часть речи.
Рис. №2
VI. Итог.
VII. Домашнее задание. Упр. № 590.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Самоопределение к учебной деятельности.
Приветствие.
Проверяют готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний с выявлением затруднения
1.Разгадывание ребуса. (слайд2)
-Разгадайте ребус.
-Что можем сделать с этим словом?
-Слово.
-Произнести, написать, прочитать, определить значение, разделить на слоги, поставить ударение, найти и объяснить орфограммы, определить часть речи, изменить, определить род, число, падеж, склонение, посчитать количество звуков и букв, определить самостоятельная или служебная это часть речи, подобрать родственные слова, включить в предложение и т.п.
Определение темы и цели урока.
1.Выход на тему урока учащимися.
-Какой будет тема урока? (слайд 3)
-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты языка или повторять уже известные?
-Какие вопросы мы поставим перед собой на урок?
Вопросы проговариваются и карточки с вопросительными знаками крепятся на доску. (Приложение)
-Какие знания и умения нам пригодятся?
- Для чего нужно уметь все это делать?
На доске собирается схема (постепенно) (Приложение)
з-б. с.с.
слово
значение ч.р.
-Слово.
-Повторять уже известные.
1.Что в слове главное?
2.Как можно анализировать слова?
3.Зачем надо знать о слове так много?
-Умение выполнять звуко-буквенный разбор, анализ слова как части речи, строение слова.
IV. Закрепление. Включение в систему знаний.
Строение слова
Когда слова становятся членами предложения
1.Постановка проблемного вопроса.
-Прочтите. Посчитайте, сколько слов записано.(слайд 4)
-Какая из записей не слово? Почему?
-Запишите только слова.
-Как решили орфографические задачи?(слайд 5)
-Какое слово из записанных тобой может служить проверочным для этих слов?
-Что можешь сказать о записанных словах?
-Докажите, что они родственные. Выделите корень.
-У имени прилагательного укажите все части слова.
Самопроверка: если все сделали верно, поставьте на полях +.
-Догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов, с которыми вы работали?
-Допишите его, выделите корень.
Вывод: Что же в слове главное?
2.Звуко-буквенный анализ слова.
-Запишите транскрипцию глагола.
-Закончите звуко-буквенный анализ слова.
Самопроверка: если все сделали верно, поставьте на полях +.
3. Анализ слова как части речи.
-Проанализируйте глагол и как часть речи.
-Какого пункта не будет в анализе? Почему?
Самопроверка: если все сделали верно, поставьте на полях +.
-Что надо сделать, чтобы слово стало членом предложения?
Вывод:
-Слово становится членом предложения только тогда. Когда входит в предложение.
-Любое ли слово может стать членом предложения?
4. Составление предложений.(упр. 588)
-Закончи записи, включив записанные ранее слова, в предложения.
-Обозначь, какими частями речи и членами предложения являются вставленные слова.
-Как решили орфографические задачи? От чего зависело решение?
Самопроверка: кто выполнил задание правильно, ставит +.
-Не имеет значения.
Радуюсь, с радостью, радостный, радостно
-Непроизносимый согласный – радость.
-с радостью.
- Родственные слова.
-Есть общая часть и общее значение.
Один ученик разбирает у доски.
-Переставить местами буквы – рады.
-Значение.
-[радуй'ус']
Один ученик работает у доски
-1. Радуюсь – гл, что делаю?, действ.
2. Н.ф. – радоваться
3. 1спр.
4.В наст.в., в ед.ч., в 1 –м л.
5. –
-Не член предложения.
-Включить в предложении.
-Только самостоятельные части речи.
прил. вт.ч .
-У меня радостное настроение. Я
гл. сказ
радуюсь, когда у меня всё получается. Каждое дело я
нареч. вт.ч.
стараюсь делать радостно (с радостью).
-От части слова, в которой была орфограмма. Получается (-ет в окончании, получаться, не на –ить, не глагол-исключение – I спр.)
-дело (кого? что? в.п. 2 скл. )
5.Физминутка.
Порядок слов в предложении
Грамматическая основа предложения
Многозначность слова
6.Работа в парах. (упр.590)
-Ребята, поработаем в парах.(слайды 6, 7)
-Какое задание можно дать?
-Как будете действовать?
Проверка: взаимопроверка и коллективная
-Чей же вариант лучший?
-От чего будет зависеть порядок слов?
7. Работа в ТПО №3(упр. 590) (слайд 8 )
-Какой же вариант лучший?
-Какое слово было самым трудным для написания? Почему?
-Найди грамматическую основу в предложении. Определи время глагола.
Самопроверка: кто выполнил задание правильно, ставит +.
-Что интересного в значении выделенного слова?
8.Работа в группах.(Приложение)
-Чем интересно слово разбил?
-Поработайте с толковым словарем и составьте словосочетания, такие, чтобы стало понятно, что слово разбил многозначное.
Проверка: коллективная
9. Работа в группах.(Приложение)(слайды 9-14)
-Выполните задания.
(Слайд 9 – заставка, слайды 10-14 проверка)
Группа №1. Прочтите записи. Всё ли понятно?
Мальчик полоскал собаку. Все спустились с горы, а Петя всё слизал. Мама отварила дверь.
Группа №2.Прочтите записи. Всё ли понятно?
Люба кормила кошку рыбой. Она её любила.
Катя встала на скамейку. Она покачнулась.
Группа №3.Прочтите записи. Всё ли правильно?
Повар посолил суп солью.
У Юры жил молодой котёнок.
Группа №4.Антон написал рассказ о своей бабушке. Прочитайте записи. Всё ли правильно?
Мою бабушку зовут вера Петровна я часто бываю у Бабушки мы с ей ходим в парк.
Группа №5.Прочтите высказывания детей. Скажите правильно.
Ай, я задверил руку!
Ура, мне купили новую копатку!
Коллективная проверка
-Определить части речи.
-Составить предложение.
-Сначала решим, о чем пойдет речь в предложении.
-На ней скоро распустится яркий цветок.
Яркий цветок скоро распустится на ней. Скоро на ней распустится яркий цветок.
- От предыдущего предложения, если оно входит в текст.
Один ученик у доски.
-Скоро на ней распустится яркий цветок.
-Распустится. (распуститься, на –ить, не гл-искл.- II спр. --ит)
-Цветок распустится. Буд. время.
-Имеет много значений. Разбить вазу, разбить врага, разбить губу, разбить учеников на 2 команды.
Вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляют совместную деятельность.
VII. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)
Прогнозирование работы на следующие уроки.
-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
-Посчитайте количество плюсов за отдельные виды работ.
-Какие вызвали затруднения? Дома вас ждет аналогичная работа.
-Можете проверить себя.
Домашнее задание (слайд 15)
-Вернемся к вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока. На все ли ответили?
В ходе ответов детей листочки со знаками вопросов снимаются с доски.
- Какие вопросы можно поставить на будущее?
Осуществляют самоконтроль.
Упр.591
-Да. По-разному анализировали слова, вспомнили, что в слове главное – значение.