kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Сложные слова в текстах разных стилей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе.

Автор: Рыбакова Нина Васильевна, учитель начальных классов

 МБОУ «Гимназия №6» города Новочебоксарска.

Тема: Сложные слова в текстах разных стилей.

Тип урока: урок - исследования

Цель: исследование детьми использования сложных слов в текстах разных стилей.

Предметные задачи:

-Закрепление правописания соединительных гласных в сложных словах;

-Закрепление умений, которые были сформированы у учащихся ранее: определение части речи, разбор слов по составу, деление слов на группы;

-Расширение представления учащихся о процессах, которые происходят в русском языке.

Метапредметные задачи:

создать условия для развития у учащихся умения:

-проводить оценку и контроль собственной учебной деятельности;

-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, принимать другую точку зрения;

-мыслить, анализировать, рассуждать, делать выводы;

- развивать исследовательские способности учащихся.

Оборудование к уроку:

      мультимедиа проектор

      презентация к уроку

      карточки для групповой, парной и индивидуальной работы                                                                       

I.Оргмомент.

Я предлагаю провести урок – исследования. А вам знакомо слово «исследовать»? Что можно исследовать? (Ответы детей). Где можно найти значение этого слова? Словарь русского языка С.Ожегова дает такое толкование этого слова. (Слайд 1)

1.Внимательно наблюдать, осматривать, знакомиться.

2.Подвергать научному изучению.

Мы будем проводить исследование по русскому языку.  На уроке вы будете в роли исследователей и экспертов. А тему исследования вы назовёте сами в ходе нашего урока.

II. Чистописание.

У: Начнём исследование с наблюдения.  Внимательно посмотрите, понаблюдайте за росчерками, выполненные детьми. (Слайд 2) Придумайте свои росчерки со строчными буквами о, е - 1 строчка. (Самостоятельная работа)

  • Взаимоконтроль. Рефлексия деятельности

Сейчас я предлагаю вам выступить в роли экспертов (человек, дающий заключение при рассмотрении какого- нибудь вопроса). Эксперты работают по критериям.  Оцените работу соседа. (Взаимопроверка)

Критерии оценки: (Слайд 3)

  1. Наклон
  2. Соединения
  3. Высота строчных букв
  4. Соблюдение строки
  5. Творчество

Кто справился на «отлично», «хорошо», кто не доволен своей работой? (Дети встают)

III. Актуализация знаний.

  • Ситуация успеха.

У: Вы успешно справились с ролью экспертов. Продолжаем исследование.  Подумайте, что хотели проверить, предложив ребятам списать слова и вставить пропущенные буквы? (Орфограмму: соединительные буквы О и Е в сложных словах) Выполните и вы такое задание.

Лес  - руб, корн- плод, пеш- ход, добр- душный,  снег- пад, мяс- рубка, стал- вар.

(Слайд 4-5)

(Самостоятельная работа)

Что вы можете рассказать о правописании соединительных гласных в сложных словах?

  • Самоконтроль. Рефлексия деятельности.

У: Сейчас вы выступите в роли экспертов своей работы. Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)

Критерии оценки: (Слайд 6)

Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!

Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким   уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!

Встаньте, кто себе поставил красный, жёлтый, зелёный кружочек.

Исследователь должен быть очень наблюдательным. Подумайте, как задание с росчерками связано с заданием, где вы вставляли пропущенные буквы? (Буквы о, е)

У: Исследователь должен уметь предлагать свои задания.

Какие ещё задания мы можете предложить ученикам 3 класса выполнить с этими словами. (Выслушать предложения детей)

Из предложенных вами заданий выбираем: разобрать по составу, определить части речи, разделить на группы.

У: Исследователь должен уметь находить информацию в разных источниках. И вот в одном из 3 классов ребятам предложили найти небольшие тексты со словом -  снегопад.  Учитель проверил работы и похвалил одного мальчика, за то, что он нашёл тексты разных стилей.

О каких стилях говорил учитель? Где мы с вами можем найти такую информацию?

(Слайд)

  • Разговорный –  при бытовом общении, при написании дружеского письма, диалога в художественном произведении.
  • Научный (научно – популярный) – при составлении и чтении доклада, сообщения, написании статей в учебниках, энциклопедиях, словарях.
  • Деловой -  при написании различных документов (законов, приказов, заявлений, объяснительных записок, инструкций), объявлений.
  • Художественный – при написании художественных произведений

Давайте и мы их прочитаем и обсудим стили этих текстов. Предлагаю поработать в парах

IV.Работа в парах.

Снегопад – это выпадение снега в большом количестве. Снегопады приводят к заносам на дорогах. Они обрывают провода, повреждают строения. Сильные снегопады в горах приводят к сходу лавин.

Стиль: ____________________________________________

Петя и Коля шли в школу.

-Ну и снегопад был вчера! - сказал Петя.

-Снегу навалило по колено! - ответил Коля.

- Такого снегопада давно не было. Ни проехать, ни пройти!

Стиль: ________________________________________

В связи с сильным снегопадом и плохим состоянием дорог выезд школьного автобуса на экскурсию в город Казань отменяется. Поездка состоится после окончания снегопада и расчистки дорог.

Стиль: _________________________________________

Шёл по миру Снегопад. Шёл он, куда глаза глядят. То в деревню завернёт, то по городу пройдёт. Оставил Снегопад после себя огромные кучи снега. Веселитесь детишки! Играйте в снежки, стройте снежные городки.

Стиль: ___________________________________________

Проверка парной работы.

Y. Прогнозирование темы исследования:

 Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего исследования? (дети высказывают свои мнения)

 У: Сложные слова в текстах разных стилей. (Слайд 10)

VI. Минутка отдыха

 Ребята, вы любите слушать сказки? Закройте глаза. Послушайте сказку. Будьте очень внимательны.

В один прекрасный день собрались у волшебницы Воды родственники. Водица по камушкам журчит. Водяной пожаловал и уселся у заводиПодводник с водолазом беседует. Водитель на гармошке наигрывает. Быстрая водомерка разыгралась. Все собрались у волшебницы. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (корень –вод-)

- Как называются оставшиеся слова на доске? (однокоренные)

- А кто запомнил сложное слово из этой сказки? (водомерка)

- Какой стиль этого текста? (художественный)

VII. Закрепление

У: Продолжаем исследовать. Составляем тексты (4-5предложений) данного стиля со словом корнеплод. (разговорный, научно-популярный, художественный)

Групповая работа

Составить текст из 4 - 5 предложений

со словом корнеплод

1,4 группы - разговорный стиль

2, 5 группы – научно-популярный стиль

3,6 группы - художественный стиль

(Слайд  11)

 Проверка с помощью сигнальных карточек. (Зелёные -правильно, красные- неправильно)

VIII. Творческое домашнее задание. (Слайд 18)

Составить текст из 4-5 предложений, используя сложное слово

         лесоруб

1ряд - разговорный стиль

2 ряд - научно-популярный стиль

3 ряд - художественный стиль

IX. Рефлексия. (Слайд 19)

Выбери начало одной из фраз и продолжи

- сегодня я узнал (а)…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял(а) задания…

- я понял (а), что…

- теперь я могу…

- я почувствовал (а), что…

- я приобрел (а)…

- я научился (ась) …

- у меня получилось …

- я смог (ла)…

- я попробую…

- меня удивило…

- мне захотелось…

Спасибо за работу! (Слайд 20)

Литература:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989.

2. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. - Ростов н/Д: Учитель, 2006.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Сложные слова в текстах разных стилей"»


Урок русского языка в 3 классе.

Автор: Рыбакова Нина Васильевна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №6» города Новочебоксарска.


Тема: Сложные слова в текстах разных стилей.

Тип урока: урок - исследования


Цель: исследование детьми использования сложных слов в текстах разных стилей.

Предметные задачи:

-Закрепление правописания соединительных гласных в сложных словах;

-Закрепление умений, которые были сформированы у учащихся ранее: определение части речи, разбор слов по составу, деление слов на группы;

-Расширение представления учащихся о процессах, которые происходят в русском языке.

Метапредметные задачи:

создать условия для развития у учащихся умения:

-проводить оценку и контроль собственной учебной деятельности;

-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, принимать другую точку зрения;

-мыслить, анализировать, рассуждать, делать выводы;

- развивать исследовательские способности учащихся.

Оборудование к уроку:

мультимедиа проектор

презентация к уроку

карточки для групповой, парной и индивидуальной работы

I.Оргмомент.

Я предлагаю провести урок – исследования. А вам знакомо слово «исследовать»? Что можно исследовать? (Ответы детей). Где можно найти значение этого слова? Словарь русского языка С.Ожегова дает такое толкование этого слова. (Слайд 1)

1.Внимательно наблюдать, осматривать, знакомиться.

2.Подвергать научному изучению.


Мы будем проводить исследование по русскому языку. На уроке вы будете в роли исследователей и экспертов. А тему исследования вы назовёте сами в ходе нашего урока.


II. Чистописание.

У: Начнём исследование с наблюдения. Внимательно посмотрите, понаблюдайте за росчерками, выполненные детьми. (Слайд 2) Придумайте свои росчерки со строчными буквами о, е - 1 строчка. (Самостоятельная работа)

  • Взаимоконтроль. Рефлексия деятельности

Сейчас я предлагаю вам выступить в роли экспертов (человек, дающий заключение при рассмотрении какого- нибудь вопроса). Эксперты работают по критериям. Оцените работу соседа. (Взаимопроверка)

Критерии оценки: (Слайд 3)

  1. Наклон

  2. Соединения

  3. Высота строчных букв

  4. Соблюдение строки

  5. Творчество

Кто справился на «отлично», «хорошо», кто не доволен своей работой? (Дети встают)




III. Актуализация знаний.

  • Ситуация успеха.


У: Вы успешно справились с ролью экспертов. Продолжаем исследование. Подумайте, что хотели проверить, предложив ребятам списать слова и вставить пропущенные буквы? (Орфограмму: соединительные буквы О и Е в сложных словах) Выполните и вы такое задание.

Лес - руб, корн- плод, пеш- ход, добр- душный, снег- пад, мяс- рубка, стал- вар.

(Слайд 4-5)

(Самостоятельная работа)

Что вы можете рассказать о правописании соединительных гласных в сложных словах?

  • Самоконтроль. Рефлексия деятельности.


У: Сейчас вы выступите в роли экспертов своей работы. Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный, жёлтый или красный кружочки)

Критерии оценки: (Слайд 6)


Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!

Жёлтый кружок- Задание оказалось не таким уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!


Встаньте, кто себе поставил красный, жёлтый, зелёный кружочек.

Исследователь должен быть очень наблюдательным. Подумайте, как задание с росчерками связано с заданием, где вы вставляли пропущенные буквы? (Буквы о, е)

У: Исследователь должен уметь предлагать свои задания.

Какие ещё задания мы можете предложить ученикам 3 класса выполнить с этими словами. (Выслушать предложения детей)

Из предложенных вами заданий выбираем: разобрать по составу, определить части речи, разделить на группы.

У: Исследователь должен уметь находить информацию в разных источниках. И вот в одном из 3 классов ребятам предложили найти небольшие тексты со словом - снегопад. Учитель проверил работы и похвалил одного мальчика, за то, что он нашёл тексты разных стилей.

О каких стилях говорил учитель? Где мы с вами можем найти такую информацию?

(Слайд)

  • Разговорный – при бытовом общении, при написании дружеского письма, диалога в художественном произведении.

  • Научный (научно – популярный) – при составлении и чтении доклада, сообщения, написании статей в учебниках, энциклопедиях, словарях.

  • Деловой - при написании различных документов (законов, приказов, заявлений, объяснительных записок, инструкций), объявлений.

  • Художественный – при написании художественных произведений


Давайте и мы их прочитаем и обсудим стили этих текстов. Предлагаю поработать в парах

IV.Работа в парах.

Снегопад – это выпадение снега в большом количестве. Снегопады приводят к заносам на дорогах. Они обрывают провода, повреждают строения. Сильные снегопады в горах приводят к сходу лавин.


Стиль: ____________________________________________



Петя и Коля шли в школу.

-Ну и снегопад был вчера! - сказал Петя.

-Снегу навалило по колено! - ответил Коля.

- Такого снегопада давно не было. Ни проехать, ни пройти!


Стиль: ________________________________________


В связи с сильным снегопадом и плохим состоянием дорог выезд школьного автобуса на экскурсию в город Казань отменяется. Поездка состоится после окончания снегопада и расчистки дорог.


Стиль: _________________________________________


Шёл по миру Снегопад. Шёл он, куда глаза глядят. То в деревню завернёт, то по городу пройдёт. Оставил Снегопад после себя огромные кучи снега. Веселитесь детишки! Играйте в снежки, стройте снежные городки.


Стиль: ___________________________________________


Проверка парной работы.


Y. Прогнозирование темы исследования:

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего исследования? (дети высказывают свои мнения)

У: Сложные слова в текстах разных стилей. (Слайд 10)


VI. Минутка отдыха


Ребята, вы любите слушать сказки? Закройте глаза. Послушайте сказку. Будьте очень внимательны.

В один прекрасный день собрались у волшебницы Воды родственники. Водица по камушкам журчит. Водяной пожаловал и уселся у заводиПодводник с водолазом беседует. Водитель на гармошке наигрывает. Быстрая водомерка разыгралась. Все собрались у волшебницы. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (корень –вод-)

- Как называются оставшиеся слова на доске? (однокоренные)

- А кто запомнил сложное слово из этой сказки? (водомерка)

- Какой стиль этого текста? (художественный)


VII. Закрепление

У: Продолжаем исследовать. Составляем тексты (4-5предложений) данного стиля со словом корнеплод. (разговорный, научно-популярный, художественный)

Групповая работа

Составить текст из 4 - 5 предложений

со словом корнеплод

1,4 группы - разговорный стиль

2, 5 группы – научно-популярный стиль

3,6 группы - художественный стиль


(Слайд 11)

Проверка с помощью сигнальных карточек. (Зелёные -правильно, красные- неправильно)


VIII. Творческое домашнее задание. (Слайд 18)

Составить текст из 4-5 предложений, используя сложное слово

лесоруб

1ряд - разговорный стиль

2 ряд - научно-популярный стиль

3 ряд - художественный стиль




IX. Рефлексия. (Слайд 19)


Выбери начало одной из фраз и продолжи

- сегодня я узнал (а)…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял(а) задания…

- я понял (а), что…

- теперь я могу…

- я почувствовал (а), что…

- я приобрел (а)…

- я научился (ась) …

- у меня получилось …

- я смог (ла)…

- я попробую…

- меня удивило…

- мне захотелось…


Спасибо за работу! (Слайд 20)


Литература:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989.

2. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. - Ростов н/Д: Учитель, 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Сложные слова в текстах разных стилей"

Автор: Рыбакова Нина Васильевна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Проверяем читательскую грамотность""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_na_temu_proveriaem_chitatelskuiu_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "485358"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542089203"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 5 классе. Понятие о стилях речи"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-poniatiie-o-stiliakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "249102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446824733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства