Урок - исследование
по теме «Сложные предложения»
Подготовила Гальцева В.А.,
учитель русского языка
и литературы
Тема урока: Сложные предложения
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме; развивать умение синтаксически разбирать предложение, определяя его структуру и объясняя условие постановки знаков препинания при помощи схемы; развивать умение анализировать, делать выводы; способствовать воспитанию интереса к учебе.
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания учащихся о смысловых отношениях между частями СП; углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения; продолжить работу по подготовке к ЕНТ.
Развивающие: развивать умение анализировать, систематизировать материал по синтаксису сложного предложения, создавать схемы СП; вырабатывать пунктуационную зоркость.
Воспитательные: воспитывать языковое чутьё, интерес к русской и зарубежной литературе.
Тип урока: урок - обобщение.
Технология: уровневая дифференциация.
Методы: проблемно-поисковый, интерактивный.
Формы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: таблицы, презентация, дифференцированные задания, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
Тема нашего урока: Сложные предложения.
О, сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадокса друг.
А.С. Пушкин.
Сегодня нам предстоит сделать научное открытие в области русского языка и исследовать сложное предложение.
- Что значит исследовать? (Подвергнуть научному изучению.)
- Разберите по составу: исследовать
- Что мы должны знать и уметь?
(Учащиеся формулируют цель урока.)
Цель урока: Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать знания по теме: «Сложные предложения». (ССП, СПП и сложные с разными видами связи.)
III. Закрепление изученного материала.
1. Запишите текст, решив орфографические и пунктуационные задачи. Синтаксический разбор предложений. (Работа в группах, 5 групп – 5 предложений).
На улице апрель. Скоро вы окончите школу, и вам предстоит учёба в других учебных заведениях. Не рассчитывайте на легкую победу, на открытие с налета осенившей вас идеи. Всё, что лежало под руками, давно уже подобрано и проверено. Только на новых фактах и на новых наблюдениях можно строить новые достижения.
- Какие это предложения?
- Одинаковы ли они по своей структуре?
- Чем отличается СПП от ССП?
- Какие виды орфограмм встречались?
(В кратких причастиях подобрано и проверено пишется одна н)
Вывод: В этом тексте встречались простые предложения, ССП и СПП.
2. Чем же отличаются сложные предложения от простых предложений? Составьте таблицу, в которой отобразите отличие сложных предложений от простых. Работа в паре.
Простое предложение | Сложное предложение |
1. Одна грамматическая основа | 1.2 и грамматических основ |
2. Двусоставные и односоставные | 2.Средства связи: интонация, союзы, союзные слова |
3. Односоставные: назывное, о/личное, н/личное, обобщенно-личное, безличное | |
Вывод: В чём отличие сложных предложений от простых?
3. Продолжим исследовательскую работу и познакомимся с текстом Дмитрия Сергеевича Лихачева. (См. приложение к уроку.)
- Какого стиля этот текст? (Публицистический.) Докажите.
- Как можно озаглавить? (Главное – учеба.)
- Выпишите 2-3 сложных предложения.
- Какие виды сложных предложений употреблены в тексте? (СПП с одним придаточным.)
4. Выразите согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так: Я согласен с тем, что если… (или). Полагаю, что для того чтобы...
– Дайте характеристику сложному предложению.
(Повеств., невоскл., сложное, союз., СПП с несколькими прид., 1 прид. изъяснительное, 2 прид. условия, последовательное подчинение.)
– Ставится ли запятая между союзами?
Вывод: В каком случае ставится запятая между подчинительными союзами?
5. В обретении знаний большую роль играет книга. Послушайте, чем интересно это предложение?
Дом, в котором нет книг, подобен телу, которое лишено души.
6. Вслушайтесь в высказывание Ч. Дарвина.
– Чем интересно с синтаксической точки зрения это предложение?
Если бы мне пришлось вновь прожить свою жизнь, я усвоил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки: быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. (Сложное предложение с разными видами связи.)
1. Составьте схему:
[+++, =], (— =)
(=), [— и ]
.
Вывод: На какие виды делятся сложные предложения?
Сложные
союзные с разными видами связи бессоюзные
СПП
СПП с одним и
несколькими
придаточными
7. И чтобы наш мозг не атрофировался, как говорил Ч. Дарвин, поработаем творчески.
Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании. (см. дифференцированное задание к уроку ) - по вариантам.
– Определите структуру предложений.
– Назовите вид придаточных предложений.
– Объясните правописание н и нн.
– Какая мысль объединяет предложения? (О творчестве.)
Вывод: Какой вывод вы можете сделать из высказываний знаменитых людей?
8. Запишите свои выводы в виде сложных предложений.
Нужно больше читать, чтобы прийти к ясности и простоте речи.
Речь должна быть содержательной, интересной, потому что без этого речь превратится в пустословие, болтовню.
9. Творческая работа.
- У каждого из вас есть заветная мечта куда-то поступить. А для этого нужны знания. Используя разные виды предложений, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Учёба в моей жизни».
10. Чтение сочинений.
- Используя разные виды предложений, вы высказали свои мысли о роли знаний.
11. Тест
- Насколько хорошо усвоили тему, проверим, выполнив тест, состоящий из заданий ЕНТ. (Лидеры группы проверят.)
«5» - 0 «4» - 1,2 ошибок «3» - 3,4 ошибки «2» - 5 ошибок
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, вернёмся к эпиграфу.
- Какие сделали открытия?
- Какой опыт приобрели?
- Что было трудно на уроке?
Слово учителя.
И закончить урок я хотела бы словами Д.С. Лихачева: «Учитесь любить учиться». Действительно, в наше сложное время о завтрашнем дне нужно думать уже сегодня. А если у тебя есть определенный багаж знаний, ты и профессию себе выберешь по душе; и в жизни успехов добьешься.
V. Домашнее задание: Найти в тестах вопросы о БСП, выписать 5-7 предложений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В наш век - век научно-технической революции — путь к освоению культурных и духовных ценностей, которые накопило человечество, лежит через усвоение знаний. Чтобы не отставать от времени, нам необходимо очень многое знать и уметь. Учиться нужно всегда. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому.
В учении главное не в том, чтобы получать пятерки, вызубрив заданный урок. Главное - вникать в то, что ты изучаешь в школе, не оставлять непонятных мест в учебнике, спрашивать себя, книги, учителей. Если ты чем-нибудь особенно интересуешься, иди дальше, переходи рамки школьной программы. Занимайся в кружках, научных школьных обществах.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: «Какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?»
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способны также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Учитесь любить учиться!
Лихачёв Д.С.
Сложноподчинённые предложения
А. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. Объясните правописание н и нн в прилагательных и причастиях.
I вариант 1. Хотя гений и вспыхивает в юности лишь зрелый возраст и старость способны давать заверше…ые, подлинно зрелые художест- ве…ые произведения. (Гегель.) 2. Федин садился писать только в том случае если очередная глава строго обдума…а вывере…а обогаще…а размышлениями и воспоминаниями. (К. Паустовский.) | II вариант 1. Прекрасная мысль теряет свою цену если она дурно выраже…а. (Вольтер.) 2. Талант имеет то драгоце…ое свойство что он не умеет лгать. (В. Гончаров.) 3. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоце…ые камни излучают таинстве…ый блеск. (К. Паустовский.) |
В. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. Постройте схемы сложноподчиненных предложений.
Пожалуй не найдется в нашей стране человека который не понимал бы что без знаний в сегодняшней жизни не обойдешься. Нашей стране нужны не только грамотные но и широко образованные, творчески мыслящие люди. Поэтому каждый школьник должен как можно раньше определить для себя как станет развивать свои способности и навыки чтобы достичь поставленной цели в будущем.
С. Напишите о своих планах на будущее, используя разные виды придаточных.
Учёба в моей жизни.
Сложные предложения.
Тест.
I вариант. | II вариант. |
1. Определите тип простого предложения. Вам не видать таких сражений. А) Односоставное, назывное. В) Односоставное, неопределенно - личное. С) Двусоставное. Д) Односоставное, безличное. Е) Односоставное, определённо - личное. 2. Определи вид сложносочинённого предложения по значению. Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах. А) С соединительным союзом. В) С разделительным союзом. С) С противительным союзом. 3. Определи вид предложения. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. А) Простое. В) Сложносочинённое. С) Сложноподчинённое. Д) Сложноподчинённое с несколькими придаточными. Е) Бессоюзное. 4. Какой схеме соответствует предложение? В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами. А) , ( ). В) , ( ), . С) ( ), . Д) , . Е) , ( ), ( ). 5. Укажи вид придаточного предложения. Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением. А) Времени. В) Цели. С) Причины. Д) Уступки. Е) Изъяснительное. 6.Определите количество знаков препинания. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться. А) 1. В) 2. С) 3. Д) 4. Е) 5. 7. Определи вид подчинения придаточных предложений с главным. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. А) Последовательное. В) Параллельное. С) Однородное. 8. Определи структуру предложения. Потом все заслонило облако пыли; когда оно улеглось, на шоссе не было ни Васьки, ни Женьки, и уже далеко виднелся удаляющийся драндулет. А) Простое. В) ССП. С) СПП. Д) СПП с несколькими придаточными. Е) Сложное предложение с различными видами связи. | 1. Определите тип простого предложения. Книга научит нас безошибочно распознавать добро и зло. А) Односоставное, назывное. В) Односоставное, неопределенно - личное. С) Двусоставное. Д) Односоставное, безличное. Е) Односоставное, определённо - личное. 2. Определи вид сложносочинённого предложения по значению. То слышны осторожные шаги, то раздаётся чей-то шепот. А) С соединительным союзом. В) С разделительным союзом. С) С противительным союзом. 3. Определи вид предложения. Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление. А) Простое. В) Сложносочинённое. С) Сложноподчинённое. Д) Сложноподчинённое с несколькими придаточными. Е) Бессоюзное. 4. Какой схеме соответствует предложение? Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. А) , ( ). В) , ( ), ( ). С) ( ), . Д) , . Е) , ( ), . 5. Укажи вид придаточного предложения. Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать. А) Времени. В) Цели. С) Причины. Д) Условия. Е) Определительное. 6. Определите количество знаков препинания. Я ждал её рассказа и молчал боясь что если спрошу её о чём-либо она опять отвлечётся в сторону. А) 1. В) 2. С) 3. Д) 4. Е) 5 7. Определи вид подчинения придаточных предложений с главным. Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом листом затрепетало. А) Последовательное. В) Параллельное. С) Однородное. 8. Определи структуру предложения. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. А) Простое. В) ССП. С) СПП. Д) СПП с несколькими придаточными. Е) Сложное предложение с различными видами связи. |
Самоанализ
урока русского языка
Тема урока: Сложные предложения
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме; развивать умение синтаксически разбирать предложение, определяя его структуру и объясняя условие постановки знаков препинания при помощи схемы;
развивать умение анализировать, делать выводы;
способствовать воспитанию интереса к учёбе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания учащихся о смысловых отношениях между частями СП; углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения; продолжить работу по подготовке к ЕНТ.
Развивающие: развивать умение анализировать, систематизировать материал по синтаксису сложного предложения, создавать схемы СП; вырабатывать пунктуационную зоркость.
Воспитательные: воспитывать языковое чутьё, интерес к русской и зарубежной литературе.
Тип урока: урок - обобщение.
Технология: уровневая дифференциация, ИКТ, проблемное обучение, технология сотрудничества.
Методы: проблемно-поисковый, интерактивный.
Формы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point, дидактический материал, дифференцированные задания, тесты.
На уроке применялась мультимедийная презентация PowerPoint, тестовые материалы ЦОР. Цель использования мультимедийного компонента: систематизация материала, повышение мотивации учащихся к учению.
Презентация использовалась на всех этапах урока, что значительно повышало интенсивность занятия.
В начале урока учащиеся эмоционально настроились на занятие, поставили перед собой цели. Затем в ходе урока они повторили теорию по теме «Сложное предложение», произвели пунктуационный и синтаксический анализ СП, выполнили тесты презентации PowerPoint, написали мини-сочинение. В конце урока были подведены итоги, оценку своей деятельности учащиеся давали в ходе занятия. В течение всего урока лейтмотивом была тема «Роль книги в жизни человека». Учащиеся, используя примеры лучших образцов русской и зарубежной литературы, выполняли разные виды заданий.
Все дидактические задачи на всех этапах урока выполнены.
Урок прошёл в оптимальном темпе, структурные части урока были логично связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечило стабильность учебно-познавательной атмосферы урока, а также занятость всех школьников с учётом их способностей. В ходе урока сочеталась индивидуальная, фронтальная, парная, групповая работа.
Личностно - ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.
Высокая активность учащихся соответствует современным запросам учебного процесса.
На уроке были созданы условия для эмоциональной открытости и доверия, самореализации личности.
Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий на уроках русского языка значительно увеличивает интенсивность урока, делает более наглядным изучение программного материала, а также повышает эффективность работы школьников, активизирует их внимание, даёт возможность лучше подготовить учащихся к ЕНТ.
Урок цели достиг.