kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Сложные слова. Сложение двух основ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык

Класс: 3

Учебник: русский язык

Автор учебника: А.В.Полякова

Тема: «Сложные слова. Сложение двух основ»

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Цели:

в результате исследований вывести детей на новый способ словообразования - сложение двух основ.

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных учебных действий.

Задачи:

предметные

- создать условия для выведения учащимися нового способа словообразования, наблюдения за образованием сложных слов путём сложения двух основ;

- упражнять в написании соединительных гласных в сложных словах;

метапредметные

- учить анализировать учебную ситуацию с точки зрения языкового материала с выделением  существенных и несущественных признаков;

- определять  логику  решения  практической  и  учебной  задач;

- планировать, контролировать и корректировать ход решения  учебной  задачи;

- учить освоению способов работы с учебной книгой, словарями;

- формировать умение ученика  определять собственные знания по предмету;

- формировать коммуникативные навыки: умение вести диалог, учитывать мнение и позиции другого, стремление к сотрудничеству.

Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений составлять сложные слова из двух корней используя соединительные гласные –о- и –е-
  • создание условий для практической деятельности учащихся; 

Ход урока:

1.Оргмомент.

Учитель. Прозвенел звонок и смолк.

                  Начинается урок.

       Ученики хором.   Нам приятно и не лень

                              Говорить при встрече всем: «Добрый день!»

Учитель.   Если не лениться, можно многого добиться.

                   Вы готовы не лениться, а трудиться?

Учитель. Настраиваемся на урок:

Зажмурили крепко глазки, вдох – взлетаем,

Выдох – быстро моргаем – приземляемся.

-Прочищаем каналы мозга, глаз, носа, ушей: громко сказать три раза звук [и].

Разомнем свои ладошки и разбудим пальчики.

Это делать каждый день девочкам и мальчикам.

       Для улучшения внимания наденьте «шляпу для размышлений»: мягко заверните уши от верхней точки до мочки три  раза.

Ученики хором.

Ох, как хочется трудиться, делать всё охота.

Чтоб трудом своим гордиться, пусть кипит работа.

Учитель. Мысленно пожелайте успехов себе и товарищам.

                           Время не теряем и работать начинаем.

                   Работа не проста, занимай свои места!

Девиз урока: Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

                 Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.

2.Минутка чистописания.

(Учитель вызывает к доске любого ученика)

Учитель. -Что можете сказать о нем: кто это?

Ученик.Ученик, товарищ, фамилия, имя, друг, третьеклассник

(Вывешивается слово «Третьеклассник»)

Учитель. -Что можете сказать о слове?

Ученик. Имя существительное, сложное, орфограммы: безударная гласная Е, разделительный ь, удвоенная согласная С.

Учитель. -Будем писать букву Е с элементами:

(Показ минутки чистописания)

-Какая закономерность?

       -Продолжите закономерность.

3.Повторение о сложных словах.

      Учитель. - Какие слова называют сложными?

-Буратино так ответил: «Все длинные слова – это сложные»,

 Незнайка так: «Все непонятные слова называются сложными».

-А как вы ответите?

Учитель. -Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово? Я возьму корень –лед- и корень   –руб-. Получилось ли у меня новое слово?

Ученик. Нет.

Учитель. -Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово?

       (Схема)

       -Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?

       -Сформулируйте тему урока.

Учитель обобщает. - Сегодня на уроке продолжаем учиться образовывать и записывать сложные слова, учить правильно писать соединительные гласные -О- и -Е- в сложных словах, познакомитесь с другим способом образования сложных слов.

       4.Словарная работа.

Учитель. - Расшифруйте словарное слово. Для этого в  каждом слове выделите букву, являющуюся в нём орфограммой. (Устно)

Экскурсия, солнце, земля, парк, грустный, Рекс, строка, улов, сорока, узкий. (Электровоз)

-Что можете сказать о слове?

Ученики. Это локомотив, работающий от электрической сети, сложное слово, имя существительное м.р., ед.ч., 4 слога.

Учитель. -Запишите словарное слово «электровоз» в словарик.

       5.Работа по теме.

      1) Работа в группах (по 4 человека).

-Каждой группе предлагается задание: коллективно вспоминая, написать на листочке сложные слова на тему: «Техника», то есть то, что летает, плавает, ездит. На выполнение задания дается 3 минуты. (Самокат, самосвал, вездеход, пароход, паровоз, ледоход, ледокол, вертолёт, бензовоз, самолёт, электровоз)

Проверка: представители из каждой группы читают у доски свои слова.

2)Учитель. Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная?

-Я сейчас прочитаю небольшое стихотворение, а вам надо в нём досказать словечко.

       Это бодрость и здоровье,

      Это радость и веселье,

     Плюс хорошая фигура –

    Вот, что значит … (физкультура).

-Задумывались ли вы, как образовалось слово физкультура? (Физическая культура – часть слова убирается, «культура» - придвигается)

Вывод: Слово образовано соединением двух основ без соединительной гласной.

(Схема)

-Откройте учебник на с. 94 и найдите упр. 175.

-Прочитайте слова. Какие они? (Сложные)

-Найдите слова, которые образованы без соединительных букв. (Стенгазета, Белгород, Новгород)

-Как образовалось слово «физминутка»? Можно ли его считать сложным?

Вывод: в сложных словах основы соединяются с помощью соединительных гласных и без них.

       3) Физминутка.

Отложите-ка тетрадку! Становитесь на зарядку!     

       У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Головой теперь покрутим,

Так мы лучше думать будем.

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

Давай теперь попрыгаем и ножками подвигаем.

Раз прыжок, два прыжок, поактивнее, дружок!

Дружно прыгаем, прыг-скок

Кто достанет потолок?

Мы руками бодро машем, разминаем плечи наши.

Руки перед грудью ставим и рывки мы выполняем.

Учитель. Задание на внимание: если называю сложное слово, то вы приседаете, если нет - встаёте: скалолаз, жужжит, трудолюбие, тихоходный, рассказ, пешеход, группа, мышеловка, камнепад, килограмм, землекоп, аллея.

-Сколько было сложных слов? (7)

-На какую орфограмму остальные слова? (Удвоенные согласные)

-От разминки польза есть? Что ж пора за парты сесть.

       4) Самостоятельная работа.

 (Часть детей выполняют работу по карточкам)

Задание: образовать и записать сложные слова.

         Море, ходить; рыба, ловить; утка, нос; путь, шествие; муха, морить; вода, качать; сталь, варить; чёрный,  глаз; второй, класс; труд, любить; пчела, разводить.

Задание: образовать и записать сложные слова.

         Секунда, мерить; скот, разводить; корень, плод; любить, знания; первый, класс; коньки, бежать; огонь, тушить; зелёный, глаз; овощи, резать; зуб, чистить; зверь, ферма.

(Остальные учащиеся выполняют  упр.180, с.95.)

Учитель. -Прочитайте стихотворение, найдите образные сравнения. На какое время года они указывают?

       Старый тополь у крылечка,

Дыма светлое колечко.

Светит золотом простор,

Что ни двор – монетный двор.

И, расправив крылья-вёсла,

Над просторами земли

Чёрной лодкой остроносой

Проплывают журавли.

Учитель. - Спишите стихотворение А.Екимцева. Подчеркните сложное слово. Определите, какая это часть речи.

Проверка: остроносой – прил.

       5) «Знаете ли вы?»  

Учитель.-Как произошли слова: велосипед, трамвай, светофор?

Велосипед – от лат. «велос» – быстрый, «пед» – нога.

Трамвай – от англ. «трам» – вагон, «вай» – дорога.

Светофор – из корней рус. и греч. слов – свет + О + фор (несущий).

Учитель. -О чём надо помнить при переходе дорог?

Ученик. Соблюдать ПДД.

6)Игра «Перекрёсток».

Учитель. -Поиграем в игру «Перекрёсток». Замените предложения одним словом и запишите по горизонтали в кроссворд. (Один у доски, остальные записывают в тетради слова)

-Выделите корни, подчеркните соединительные гласные. 

з

2

а

о

3

м

в

4

о

5

р

л

6

а

ё

7п

т

1.Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)

2.Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)

3.Большой чайник на ножках. (Самовар)

4.Русская народная игра – пляска. (Хоровод)

5.Лес, поваленный бурей.(Бурелом)

6.Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк)

7.Огнестрельное оружие. ( Пулемёт)

Учитель. -Прочитайте слова, буквы которых расположены по диагонали квадрата. Какие слова получились?

-Почему эти слова сложные? Докажите.

7) Игра «Кто больше?»

Задание: образовать сложные слова с данными словами:

снег, сам, птица, падать.

(Снегоход, снегоочиститель, снегопад; самокат, самолет, самоклеющий; птицеферма, птицефабрика, птицелов; звездопад, камнепад, листопад, снегопад, водопад)

6. Итог.

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

-За что можете себя похвалить?

-Я благодарю вас за работу на уроке.

Благодарить – дарить благо, добро.

       Оценивание.

Домашнее задание: с.97, упр. 185 (дописать стихотворение, вставив, рифмуя, подходящее сложное слово)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Сложные слова. Сложение двух основ".»

Учитель: Баширова Эльвира Фаритовна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Учебник: русский язык

Автор учебника: А.В.Полякова

Тема: «Сложные слова. Сложение двух основ»

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Цели:

в результате исследований вывести детей на новый способ словообразования - сложение двух основ.

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида: регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных учебных действий.

Задачи:

предметные

- создать условия для выведения учащимися нового способа словообразования, наблюдения за образованием сложных слов путём сложения двух основ;

- упражнять в написании соединительных гласных в сложных словах;

метапредметные

- учить анализировать учебную ситуацию с точки зрения языкового материала с выделением  существенных и несущественных признаков;

- определять  логику  решения  практической  и  учебной  задач;

- планировать, контролировать и корректировать ход решения  учебной  задачи;

- учить освоению способов работы с учебной книгой, словарями;

- формировать умение ученика  определять собственные знания по предмету;

- формировать коммуникативные навыки: умение вести диалог, учитывать мнение и позиции другого, стремление к сотрудничеству.

Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

  • готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений составлять сложные слова из двух корней используя соединительные гласные –о- и –е-

  • создание условий для практической деятельности учащихся;



Ход урока:

1.Оргмомент.

Учитель. Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Ученики хором. Нам приятно и не лень

Говорить при встрече всем: «Добрый день!»

Учитель. Если не лениться, можно многого добиться.

Вы готовы не лениться, а трудиться?

Учитель. Настраиваемся на урок:

Зажмурили крепко глазки, вдох – взлетаем,

Выдох – быстро моргаем – приземляемся.

-Прочищаем каналы мозга, глаз, носа, ушей: громко сказать три раза звук [и].

Разомнем свои ладошки и разбудим пальчики.

Это делать каждый день девочкам и мальчикам.

Для улучшения внимания наденьте «шляпу для размышлений»: мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Ученики хором.

Ох, как хочется трудиться, делать всё охота.

Чтоб трудом своим гордиться, пусть кипит работа.

Учитель. Мысленно пожелайте успехов себе и товарищам.

Время не теряем и работать начинаем.

Работа не проста, занимай свои места!

Девиз урока: Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.

2.Минутка чистописания.

(Учитель вызывает к доске любого ученика)

Учитель. -Что можете сказать о нем: кто это?

Ученик.Ученик, товарищ, фамилия, имя, друг, третьеклассник

(Вывешивается слово «Третьеклассник»)

Учитель. -Что можете сказать о слове?

Ученик. Имя существительное, сложное, орфограммы: безударная гласная Е, разделительный ь, удвоенная согласная С.

Учитель. -Будем писать букву Е с элементами:

(Показ минутки чистописания)

-Какая закономерность?

-Продолжите закономерность.

3.Повторение о сложных словах.

Учитель. - Какие слова называют сложными?

-Буратино так ответил: «Все длинные слова – это сложные»,

Незнайка так: «Все непонятные слова называются сложными».

-А как вы ответите?

Учитель. -Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово? Я возьму корень –лед- и корень –руб-. Получилось ли у меня новое слово?

Ученик. Нет.

Учитель. -Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово?


(Схема)

-Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель обобщает. - Сегодня на уроке продолжаем учиться образовывать и записывать сложные слова, учить правильно писать соединительные гласные -О- и -Е- в сложных словах, познакомитесь с другим способом образования сложных слов.

4.Словарная работа.

Учитель. - Расшифруйте словарное слово. Для этого в каждом слове выделите букву, являющуюся в нём орфограммой. (Устно)

Экскурсия, солнце, земля, парк, грустный, Рекс, строка, улов, сорока, узкий. (Электровоз)

-Что можете сказать о слове?

Ученики. Это локомотив, работающий от электрической сети, сложное слово, имя существительное м.р., ед.ч., 4 слога.

Учитель. -Запишите словарное слово «электровоз» в словарик.

5.Работа по теме.

1) Работа в группах (по 4 человека).

-Каждой группе предлагается задание: коллективно вспоминая, написать на листочке сложные слова на тему: «Техника», то есть то, что летает, плавает, ездит. На выполнение задания дается 3 минуты. (Самокат, самосвал, вездеход, пароход, паровоз, ледоход, ледокол, вертолёт, бензовоз, самолёт, электровоз)

Проверка: представители из каждой группы читают у доски свои слова.

2)Учитель. Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная?

-Я сейчас прочитаю небольшое стихотворение, а вам надо в нём досказать словечко.

Это бодрость и здоровье,

Это радость и веселье,

Плюс хорошая фигура –

Вот, что значит … (физкультура).

-Задумывались ли вы, как образовалось слово физкультура? (Физическая культура – часть слова убирается, «культура» - придвигается)

Вывод: Слово образовано соединением двух основ без соединительной гласной.

(Схема)


-Откройте учебник на с. 94 и найдите упр. 175.

-Прочитайте слова. Какие они? (Сложные)

-Найдите слова, которые образованы без соединительных букв. (Стенгазета, Белгород, Новгород)

-Как образовалось слово «физминутка»? Можно ли его считать сложным?

Вывод: в сложных словах основы соединяются с помощью соединительных гласных и без них.

3) Физминутка.

Отложите-ка тетрадку! Становитесь на зарядку!

У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Головой теперь покрутим,

Так мы лучше думать будем.

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

Давай теперь попрыгаем и ножками подвигаем.

Раз прыжок, два прыжок, поактивнее, дружок!

Дружно прыгаем, прыг-скок

Кто достанет потолок?

Мы руками бодро машем, разминаем плечи наши.

Руки перед грудью ставим и рывки мы выполняем.


Учитель. Задание на внимание: если называю сложное слово, то вы приседаете, если нет - встаёте: скалолаз, жужжит, трудолюбие, тихоходный, рассказ, пешеход, группа, мышеловка, камнепад, килограмм, землекоп, аллея.

-Сколько было сложных слов? (7)

-На какую орфограмму остальные слова? (Удвоенные согласные)

-От разминки польза есть? Что ж пора за парты сесть.


4) Самостоятельная работа.

(Часть детей выполняют работу по карточкам)


Задание: образовать и записать сложные слова.

Море, ходить; рыба, ловить; утка, нос; путь, шествие; муха, морить; вода, качать; сталь, варить; чёрный, глаз; второй, класс; труд, любить; пчела, разводить.


Задание: образовать и записать сложные слова.

Секунда, мерить; скот, разводить; корень, плод; любить, знания; первый, класс; коньки, бежать; огонь, тушить; зелёный, глаз; овощи, резать; зуб, чистить; зверь, ферма.


(Остальные учащиеся выполняют упр.180, с.95.)

Учитель. -Прочитайте стихотворение, найдите образные сравнения. На какое время года они указывают?


Старый тополь у крылечка,

Дыма светлое колечко.

Светит золотом простор,

Что ни двор – монетный двор.

И, расправив крылья-вёсла,

Над просторами земли

Чёрной лодкой остроносой

Проплывают журавли.


Учитель. - Спишите стихотворение А.Екимцева. Подчеркните сложное слово. Определите, какая это часть речи.

Проверка: остроносой – прил.


5) «Знаете ли вы?»

Учитель.-Как произошли слова: велосипед, трамвай, светофор?

Велосипед – от лат. «велос» – быстрый, «пед» – нога.

Трамвай – от англ. «трам» – вагон, «вай» – дорога.

Светофор – из корней рус. и греч. слов – свет + О + фор (несущий).


Учитель. -О чём надо помнить при переходе дорог?

Ученик. Соблюдать ПДД.

6)Игра «Перекрёсток».

Учитель. -Поиграем в игру «Перекрёсток». Замените предложения одним словом и запишите по горизонтали в кроссворд. (Один у доски, остальные записывают в тетради слова)

-Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.







з

2

а




о


3


м


в



4



о




5


р


л



6

а




ё


7п






т


1.Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)

2.Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)

3.Большой чайник на ножках. (Самовар)

4.Русская народная игра – пляска. (Хоровод)

5.Лес, поваленный бурей.(Бурелом)

6.Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк)

7.Огнестрельное оружие. ( Пулемёт)


Учитель. -Прочитайте слова, буквы которых расположены по диагонали квадрата. Какие слова получились?

-Почему эти слова сложные? Докажите.

7) Игра «Кто больше?»

Задание: образовать сложные слова с данными словами:

снег, сам, птица, падать.

(Снегоход, снегоочиститель, снегопад; самокат, самолет, самоклеющий; птицеферма, птицефабрика, птицелов; звездопад, камнепад, листопад, снегопад, водопад)

6. Итог.

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

-За что можете себя похвалить?

-Я благодарю вас за работу на уроке.

Благодарить – дарить благо, добро.

Оценивание.

Домашнее задание: с.97, упр. 185 (дописать стихотворение, вставив, рифмуя, подходящее сложное слово)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Сложные слова. Сложение двух основ".

Автор: Баширова Эльвира Фаритовна

Дата: 10.10.2016

Номер свидетельства: 348039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока по теме "Сложные  слова""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokapotiemieslozhnyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "283508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453833356"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект  урока русского языка в 3 классе   Тема:  «Сложные слова. Обобщение». Программа: «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-tiema-slozhnyie-slova-obobshchieniie-proghramma-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "135100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416851359"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме" Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "306563"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458145819"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока русского языка "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "110730"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406530304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства