Урок русского языка по теме: " Cложные предложения с использованием регионального компонента".
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: исследование языкового материала с применением нетрадиционных информационных технологий.
Лексическая тема урока: Олжас Сулейменов.
Цели:
- совершенствовать знания учащихся о типах сложных предложений и умения определять виды придаточных предложений;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий;
- воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование: индивидуальные компьютеры, таблица “Виды придаточных предложений”, электронные тесты: “Определение видов придаточных предложений”, “Смысловая и композиционная целостность текста”, оценочные листы, звездочки для игры «Аукцион».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.).
Чтение отрывка из поэмы Олжаса Сулейменова «Земля поклонись человеку»
II. Постановка темы и целей урока.
Мотивация учащихся (0,5 мин).
Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:
- повторить виды СП и виды придаточных предложений
- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения на основе 4 уровней:
1 уровень – ученический (актуализация опорных знаний)
2 уровень – алгоритмический (составление Диаграммы Венна. Составление кластера)
3 уровень – эвристический (нахождение в тексте сложных предложений, определение вида придаточного)
4 уровень – творческий (написать мини – сочинение)
- заполнение кластера «ЗХУ»
Знаю
Хочу знать
Узнал
У нас есть спикеры команды А и команды Б. Их задача объективно оценивать ответы учащихся и заносить в оценочный бланк. При выполнении групповой работы учащихся также ответы заносятся в бланк.
III.Игра «Аукцион».
Начиная с этой игры мы реализуем с вами первый уровень нашего урока «ученический».
IV . Чтение текста «Слово об Олжасе» ( по электронному учебнику)
Задание1.
Определите верные и неверные высказывания:
1. По образованию Олжас геолог – нефтяник
2. Геологи, строители, нефтяники, археологи,
приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху.
3. Олжас с готовностью подскажет идею, выступит, где следует, арбитром.
4. Поэт не поражал cлушателей на встречах своей эрудицией.
5. У Олжаса нет особой способности раскладывать информацию по полочкам.
6. Прочитанные книги, встречи с выдающимися современниками
помогают Олжасу выстраивать
в систему всю информацию.
7. Олжас не из тех редких людей, про которых говорят: «Пришел, увидел, победил».
8. Поэты шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана.
9. Олжас создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!».
10. Олжас пишет на казахском языке.
Задание 2.
Дополните предложения в соответствии с текстом:
Он с готовностью выступит, где следует, ...
Кинодеятели приходят к Олжасу, как товарищи ...
Все не раз поражались Олжасовской ...
Наступает момент, когда информация переполняет его ...
Поэты расступились, освобождая законное место ... из Казахстана.
Задание 3: Озвучьте рисунки в соответствии с текстом.
Задание 4. (текст перед глазами). Найдите сложные предложения. Определите виды сложных предложений. Для этого мы должны провести следующую работу:
V . Мы переходим ко второму уровню нашего урока «алгоритмическому».
Задание для группы А:
-Сотавить Диаграмму Венна. Сходства и различия между ССП и СПП
Задание для группы Б:
Составить кластер (выделить признаки СПП)
Задание для группы А:
Перед нами третий уровень нашего урока «эвристический».
Найдите в тексте СПП с придаточными определительными и ССП.
Задание для группы Б:
Найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными
Выпишите их в тетрадь, нарисуйте схемы предложений (схемы предложений учащиеся рисуют на интерактивной доске)
VI . Поговорим 1,2. (по электронному учебнику)
VII. Учитель:
Кто из писателей Казахстана также как и Олжас Сулейменов закончил Геолого-разведочный факультет, но больше проявлял себя в литературе?
- Конечно, наш поэт Восточно – Казахстанской области, М.И.Чистяков.
Показ слайдов:
1.Портрет
Рассказ учащихся:
Родился в 1917году.
В 1934 году поступил на геолого – разведочный факультет, в 1950 году окончил Семипалатинский педагогический институт. С 1965года – литературный консультант в областной газете «Рудный Алтай».
Награжден медалями СССР и Почетной грамотой Верховного Совета Каз.ССР.
/Справочник Писатели Казахстана/ Сост. Ауэзов М., А., 1982 год.
/Музей. Материалы «Писатели Казахстана»/
Задание на интерактивной доске:
Определите виды сложных предложений в его стихах.
1) Механики, шоферы, трактористы,
Они пришли со всех концов страны,
Чтоб степь шумела хлебом колосисто
На неоглядном море целины.
«Палатка». 1984год.
2) Хорошо мне сидеть у родного огня,
Что когда-то, давно, ты зажгла для меня.
Он не гаснет. Он светит мне в холод и тьму.
И за то я всю жизнь благодарен тебе.
«Хорошо мне сидеть у родного огня». 1984г.
3) Я не убит.
Я выжил, уцелел.
Хочу, чтоб смерть его не зацепила,
Чтоб вражеский осколок не задел
И пуля мимо сердца проскочила.
«Солдатская совесть» 1944г.
VII. Ребята, закончите заполнение кластера графу «узнал».
VIII. Переходим к творческому уровню.
-
Какие виды сочинений вы знаете?
(повествоваение, рассуждение, описание).
-
напишите 2-3 предложения на один из перечисленных видов сочинения потеме урока.
IХ. Итог урока.
Х. Спикеры команд комментируют оценки, выставленные за урок.