Просмотр содержимого документа
«Урок для 4 класса»
Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание не с глаголами».
Гаврилова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением математики и английского языка»
г. Боровичи Новгородской области.
Цели:
Обучающийся умеет:
- научиться писать глаголы с частицей не.
- адекватно оценивать свои учебные действия с помощью смайликов.
Содержание:
Понятие «синтаксический разбор предложений», правило «Правописание не с глаголами».
Технология: технологиядеятельностного метода «Школа 2000…» (базовый уровень) Л.Г. Петерсон
Демонстрационный материал:
Д1. Карточка «Чистописание»
Я яя яг яз ям ян
Язык язычок русский язык
Хорошую речь приятно слушать.
Д2. Карточка «Синтаксический разбор предложений»
Завтра мы поедем к любимой бабушке.
Д3. Решение карточки «Синтаксический разбор предложений»
Нар. Мест. Гл. пред. Прил. Сущ.
Завтрамыпоедемклюбимойбабушке.
Д4. Образец задания 1
(Не)лает, (не)кусает, а в дом (не)пускает.
Из какого ковша (не)пьют, (не)едят. А только на него глядят.
Всех вовремя бужу, хоть часов (не)завожу.
Был ребенок – (не)знал пелёнок, стал стариком – сто пеленок на нем.
Кто ни разу шага (не) сделал?
Д5. Образец 2
Оправдался.
- Что ты в школе
Натворил?
- Я не дрался,
Не сорил,
И не бегал,
И не прыгал,
И ногами я
Не дрыгал,
И девчонок
Не дразнил,
И чернила
Не разлил,
Не валялся
На полу,
Я стоял себе
В углу.
(В. Орлов)
Д6. Образец 3
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Из какого ковша не пьют, не едят. А только на него глядят.
Всех вовремя бужу, хоть часов не завожу.
Был ребенок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пеленок на нем.
Кто ни разу шага не сделал?
Д7. Образец 4
Я ненавижу слово «спать»!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Нет, я не спорю и не злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь.
Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Д8. Лесенка успеха
Раздаточный материал:
Р1. Правило «Правописание глаголов с частицей не»
Правило.
Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и т.д.
Оборудование:
Учебник: Русский язык : 4 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 176с. : ил.
Доска.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Давайте пожелаем, друг другу успехов, соедините свои ладошки и соседа.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску (Д1).
Я яя яг яз ям ян
Язык язычок русский язык
Хорошую речь приятно слушать.
- Посмотрите на доску (Д2).
Завтра мы поедем к любимой бабушке.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
- Что такое синтаксический разбор предложений? (Разбор предложения по членам предложения)
Учащиеся записывают предложение в тетрадь, подчеркивают каждое слово, как член предложения, подписывают части речи над каждым словом.
- Проверьте свой ответ с образцом на доске (Д3).
Нар. Мест. Гл. пред. Прил. Сущ.
Завтрамыпоедемклюбимойбабушке.
- Молодцы!
Проблемное объяснение нового материала
- Посмотрите на текст. Какие части речи есть в нем? Приведите примеры.
- Вы назвали мне глаголы, существительные, прилагательные, местоимения, частицы и союзы.
- На какие 2 группы делятся все части речи?( самостоятельные и служебные)
- Задание: Спиши текст, раскрывая скобки (Д4).
(Не)лает, (не)кусает, а в дом (не)пускает.
Из какого ковша (не)пьют, (не)едят. А только на него глядят.
Всех вовремя бужу, хоть часов (не)завожу.
Был ребенок – (не)знал пелёнок, стал стариком – сто пеленок на нем.
Кто ни разу шага (не) сделал?
Учащиеся выполняют задание.
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
Учащиеся дают ответы, но у всех получаются разные.
- Задание одно, а результаты? (Разные.)
- Почему у вас получились разные ответы? (Не можем обосновать, что дали ответ правильно. Не знаем, что нужно сделать, чтобы дать правильный ответ.)
- Какое задание не смогли выполнить? (Не смогли правильно раскрыть скобки)
- Подумайте в парах, сформулируйте цель урока.
Цели заслушиваются, согласованная цель фиксируется на доске.
Цель: научиться писать глаголы с частицей не
- Скажите, чему посвящена тема урока? (Мы думаем, что правописанию глаголов с частицей не.)
- Какие учебные задачи нужно определить, чтобы достичь цель урока? Подумайте в парах и сформулируйте учебные задачи, которые сегодня вам предстоит решить.
Версии заслушиваются, обсуждаются.
На доске под целью записываются учебные задачи
Цель: научиться писать глаголы с частицей не.
Учебные задачи:
- Составить правило правописания глаголов с частицей не.
- Потренироваться в умении написания глаголов с частицей не.
- Какую первую учебную задачу будете выполнять? (Составить правило правописания глаголов с частицей не.)
- Давайте приступим к ее выполнению.
- Работая в группах, составьте правило «Правописание глаголов с частицей не».
Дети совещаются, организуется обсуждение, предложения фиксируются на доске, составляется согласованное правило.
-Давайте посмотрим, совпал ли ваше правило с правилом в учебнике?
На рабочем столе каждой пары правило (Р1.)
Правило.
Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и т.д.
- Молодцы!
- Ребята, вы много трудились, устали. Выполним физкультминутку.
Физкультминутка.
4.Первичное закрепление (с комментированием).
- Можете ли вы сказать, что уже выполнили свои ученые задачи и умеете правильно писать глаголы с частицей не. (Нет. Нужно потренироваться.)