Тема урока:
"Мир профессий. Понятие о профессии"
Учитель технологии Сланина Тамара Константиновна
Город Пыть_Ях, Тюменская область, МБОУ СОШ №5
Цели : расширить знания о мире профессий; познакомить с понятиями «профессия», «специальность», «должность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям и условиям труда.
Оборудование: слайдовая презентация,
Ход урока
I Организационный момент.
II. Основная часть урока.
Вводное слово учителя
2.1.Три человека выполняли одинаковую работу.
На вопрос о том, что они делают, каждый из них дает разный ответ.
Первый отвечает: «Целый день таскаю эту проклятую тачку»
Второй отвечает: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»
Третий : «Строю прекрасный храм»
Вопрос: Как вы понимаете смысл данного текста?
Обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.
2.2.Беседа о труде.
- Что такое труд?
- Как вы думаете, каково значение труда для человека?
Итак, во все времена, труд – необходимая основа жизни и развития человека и общества. В труде формируется физические и психические качества: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.
(Слайд № 1)
Виды труда
Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;
Труд умственный, в том числе – учебный;
Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.
(Слайд № 2)
Сообщение темы и целей урока
(Девочки, откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока)
А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий.
Даже если рассмотреть, к примеру, нашу школу, то, конечно же, список профессий, необходимых для организации работы школы, не ограничивается 5-6.
Подумайте, пожалуйста, представители, каких профессий работают в нашей школе?
(Ученики перечисляют профессии)
- А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?
(Ученики называют цифры)
- В мире существует более 40 тыс. профессий!
За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, предприниматель, программист, дизайнер.
Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность»
Слайд № 3)
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков.
Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.
Специальность – Род занятий в рамках одной профессии.
Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например:
- профессия учитель включает в себя специальности – учитель математики, биологии, пения;
- профессия инженер: инженер – конструктор, инженер – механик;
- профессия врач: врач-терапевт, врач-окулист, врач-хирург, врач-стоматолог
Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую либо определенную должность на своей работе.
Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Примеры: директор, заведующая детским садом, начальник отдела, главный бухгалтер.
Девочки, запишите, пожалуйста, в тетрадь следующие понятия:
2. 3. Игровая разминка. Я предлагаю вам разделиться на две команды. (Деление на команды повышает активность учащихся)
На бумаге написаны буквы: К, Р, Ф,
Задание №1. Надо придумать профессии, специальности, должности, начинающиеся на эти буквы.
Задание № 2. Разделить слова на три группы: профессия специальность должность
2.4. Проверка домашнего задания – написать сообщение о своей предполагаемой будущей профессии или о профессии своих родителей. Давайте послушаем ваши выступления. Группы выступают по очереди.
Между выступлениями провести игру «Самая - самая»
Слайд № 4
Итог выступления – анализ работ учащимися, деление на три группы: на профессии, специальности, должности. Выставка рефератов по группам.
Слайд № 5
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии?
Помочь в этом может классификация профессий.
2.5. Классификация профессий
Наиболее удачную классификацию профессий предложил академик Климов
Эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов
Группы профессий
Отделы профессий
Классы профессий
Типы профессий
Эту схему можно рассматривать, как лестницу, по которой вы будете подниматься, обдумывая выбор трудового пути.
По предмету труда профессии делятся на пять типов – на что направлен труд
Слайд № 6
Типы профессий
Профессии
Ч-П
Человек – природа
Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
Агроном, микробиолог, зоотехник, агроном, лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, ветеринар.
Ч-Т
Человек-техника
Все профессии, связанные с техникой
Водитель, электромонтажник, наладчик станков, радиомонтажник, радиотехник, фотограф.
Ч-Ч
Человек-человек
Все профессии, связанные с обслуживанием людей
Воспитатель, учитель, врач, фельдшер, медсестра, вахтер, продавец, парикмахер, официант, библиотекарь, экскурсовод, юрист, милиционер.
Ч-З
Человек - знаковая система
Все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками.
Редактор, корректор, телеграфист, программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик, чертежник, радист.
Ч-Х
Человек - художественный образ
Все творческие специальности, профессии.
Писатель, художник, композитор, модель, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, ювелир, гравер, музыкант, актер
Слайд № 7
В соответствии с целями труда профессии делятся на классы
Гностические
Г
Цель труда: узнать, распознать, проконтролировать, различить, оценить.
Контролер, сборщик часов, товаровед, эксперт, следователь.
Преобразующие
П
Цель труда: изготовить по образцу.
Слесарь, портной, водитель, преподаватель, живописец.
Изыскательские
И
Цель труда: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать.
Закройщик, разметчик, конструктор, художник-оформитель.
Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.
Слайд № 8
В зависимости от орудий труда профессии подразделяются на отделы
Отделы профессий
Профессии
Р
Профессии, связанные с использованием ручных орудий труда
Столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург.
М
Профессии, связанные с использованием машин с ручным и ножным управлением
Токарь, водитель, машинист тепловоза, оператор связи.
А
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий.
Сталевар, печатник, аппаратчик, оператор
Ф
Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (речь, мимика, жесты, зрение, слух).
Преподаватель, актер, дирижер, режиссер, профессиональные спортсмены, диктор.
Слайд № 9
По условиям труда профессии делятся на группы – где работают
Условия труда
Профессии
Б
Труд в условиях обычного бытового микроклимата
Бухгалтер, экономист, чертежник, учитель, воспитатель, кассир, печатник
О
Труд с пребыванием на открытом воздухе
Строитель, пожарник, агроном, лесник
Н
Труд в необычных условиях
Летчик, шахтер, космонавт, каскадер, водолаз
М
Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей
Учитель, врач, инспектор милиции, инженер по технике безопасности
III. Практическая работа
А теперь, для того чтобы каждая из вас усвоила суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.
Слайд № 10
Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксер»
Ч – Ч, преобразующая, профессия, связанная с использованием функциональных средств, орудий труда, труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей
1 карточка: бухгалтер, токарь
2 карточка: водитель, адвокат
Бухгалтер - Ч-З; класс – гностический; профессия, связанная с использованием функциональных орудий труда; труд в условиях обычного бытового микроклимата
Токарь - Ч-Т; Преобразующий класс; профессия , связанная с использованием машин с ручным и ножным управлением; труд в условиях обычного бытового микроклимата
Водитель – Ч-Т; преобразующий класс; профессия , связанная с использованием машин с ручным и ножным управлением; труд с пребыванием на открытом воздухе
Адвокат – Ч-Ч; гностический класс; профессия, связанная с использованием функциональных средств, орудий труда; труд в условиях обычного бытового микроклимата или труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей.
Игровая разминка.
А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру “Угадай профессию”.
Вы получаете карточки с указанной профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Учащиеся должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий:
Плотник, жонглер, штукатур, швея, художник.
IV. Заключение. “Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба.
Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. А поспешность и легкомыслие могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Итог урока.
- Девочки, наш урок подошел к концу.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни?
- Кто , уже благодаря сегодняшнему уроку, выбрал для себя будущую профессию ?
Ответы учащихся.
На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
Спасибо вам за вашу работу. Спасибо всем присутствующим за внимание.