Просмотр содержимого документа
«Урок делового письма в 6 классе на тему "Письмо другу"»
Урок делового письма в 6 классе на тему "Письмо другу"
Цель урока: повысить интерес обучающихся к эпистолярному жанру, истории возникновения письма.
Задачи урока: познакомить с культурой написания писем; развивать навыки работы со словарём; формировать и обогащать словарный запас обучающихся, лингвистическую культуру языка.
Основные методы педагогического воздействия: повествовательный, сравнения, вопросно-ответный, стимулирования, самостоятельной и творческой деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой).
- Попрошу вас положить на край стола смайлик, выражающий ваше настроение на момент начала урока.
- Сегодня у нас с вами пройдёт необычный урок. От каждого из вас потребуется дисциплинированность, организованность, внимание. Сегодня мы с вами будем заниматься творческой работой. (учащимся раздаются разноцветные кружки-смайлики, изображающие настроение)
- Мы получили письмо, что нам надо сделать? Правильно, написать ответ. Мы будем составлять письмо ученикам, вашим ровесникам из города Донецка.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Вводная беседа.
- Знаете ли вы, как писать письма, чтобы нечаянно не обидеть кого-то и не выставить себя невоспитанным? Не секрет, что сейчас, по сравнению с нашими предками XIX века, писать разучились.
- До изобретения телефона переписка занимала весомую часть жизни многих выдающихся людей. Эпистолярный жанр, так стали называть умение писать письма. Свое название он получил от греческого слова “epistole”, означающего “послание, письмо”.
Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. От них берет свое начало эпистолярный жанр в русском языке.
Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства - “Письмовники”, в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера. Нужно было соблюдать и правильность написания письма.
Прежде всего помните о том, что вежливый человек не оставит ни одно пришедшее к нему послание без ответа. Вряд ли вам домой приносят по мешку писем в день, так что вы, скорее всего, в состоянии написать людям, которые нашли время и желание пообщаться с вами.
Не тяните с отправкой ответного письма, напишите его в ближайшее же время, но без спешки: нетрудно определить, что человек настрочил что-то по-быстрому, лишь бы отделаться. Это заметно даже по почерку! Так что если пишете послание от руки, постарайтесь, чтобы "каракули" были разборчивыми!
Если же вы пользуетесь компьютером, в конце все равно лучше добавить хотя бы несколько строк от руки, а уж подписывать письмо обязательно надо собственноручно. Пишите искренне, от души. И конечно, не в плохом настроении. Если вы не уверены в том, что написали какое-либо слово правильно, загляните в орфографический словарь. Ошибки всегда производят очень неприятное впечатление, и лучше перестраховаться, даже если отвечаешь давним знакомым.
Постарайтесь сразу продумать, что будете писать. Хорошо бы, конечно, избегать приписок, но если вдруг перед самой отправкой письма вы вспомнили что-то очень важное, о чем нельзя не упомянуть, то в конце послания поставь две буквы "PS" ("post scriptum", что в переводе с латыни означает "после написанного") и затем добавьте то, что хотели.
Ниже поставьте свои инициалы.
Никогда не читайте чужие письма. И конечно же, если вы считаете себя порядочным человеком, то не станете никому отправлять анонимные записки не слишком приятного содержания.
А что же делать с полученными посланиями от друзей? Просто выбросить, прочитав? Ну, уж нет! Это память, так что сохраните её. Хорошие, добрые письма, написанные от души, обладают какой-то особой магией. Когда у вас плохое настроение, стоит достать из укромного местечка пару-тройку таких посланий и прочитать их, и тогда радостная улыбка целый день не покинет вашего лица.
3. Основная часть.
Рассмотрите приложение-распечатку, прочитайте, что же такое письмо? Из каких частей оно состоит?
Работа в тетрадях.
(Обращаю внимание на запись в тетради, каллиграфию, осанку. Раздаю опорные схемы).
Число.
Деловое письмо.
Письмо другу.
План
1. Обращение.
2. Сообщение чего-либо.
3. Просьба, пожелание.
Дата, подпись.
ФИЗМИНУТКА (для глаз).
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
4. Закрепление изученного материала.
Составление письма (индивидуальная работа, использую дифференцированный подход, обращаю внимание на помощь орфографического словаря, на составление простых предложений). - Какие события происходят в нашей школе? Кто является активным участником школьных дел? Что можно пожелать?