Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Сопоставление звуков (ж) и (ш).
Цели:
- Продолжить знакомство с новыми буквами и звуками;
- Дифференцировать звуки(ж),(ш), закреплять понятия: звонкие-глухие парные согласные;
- Способствовать развитию навыков орфоэпически правильного, слогового, выразительного, сознательного, беглого чтения;
- Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;
-Воспитывать любознательность.
Прогнозируемые результаты:
-Дети научатся на слух различать звуки(ж) и (ш);
-Установят их сходство и различие;
-Запомнят, что звуки(ж) и (ш) на конце слов и в середине слова следует уточнять подбором группы родственных слов до тех пор, пока звук не будет слышаться ясно;
-Пополнят словарный запас новыми словами, что будет способствовать развитию логического мышления, развитию речи.
Ход урока
1Организационный момент
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб в мир знаний нас вести!
2 Мотивация учебной деятельности
-_Ребята, какой урок мы начинаем? (обучение грамоте).
-А, что означает слово «грамота» в вашем понимании? (слайд1)
Грамота-чтение и письмо. Значит-это умение читать и писать. А выучиться грамоте- научиться чтению и письму.
-Как вы думаете, слово «грамота» однозначное или многозначное? Какие значения этого слова вы еще знаете?
Грамота-документ, выдаваемый в награду за успехи в каком-либо деле.( похвальная, почетная ) (слайд 2)
Грамота- старинное народное название всякого документа, письма.
-Так, как называются слова, имеющие много значений? (многозначные) (табличка)
-А теперь, посмотрите, как выглядели Древнерусские грамоты и деловые записи на бересте. (слайд 3)
Береста-кора березы. (слайд 4)
Такие грамоты называют- «берестяные грамоты».
-А, что изображали на бересте? (знаки, буквы)
-А, что такое буквы? (письменные фигурки, значки для звуков)
-Для чего же люди придумали буквы-значки? (чтобы запечатлеть произнесенные ими звуки)
-Да, действительно, каждая фигурка-буква-это, как- бы застывший звук.
-Вы, конечно знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах:
Звуки- в царстве того, что мы слышим, а
Буквы- в царстве того, что мы видим.
-Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого.
-Тот, кто читает, наоборот, переводит видимые знаки в звучащие слова.
-И сегодня мы с вами будем учиться переводить звуки из мира слышимого в мир видимого.(по мостику)
-В какой-то степени мы будем сегодня…(переводчиками).
3 Актуализация знаний
-Но, чтобы переводить звуки и буквы, нужно понять. Как рождаются звуки.
-Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы как- будто сами выпрыгивают у нас изо рта.
-Но, все не так просто: в нашем организме в это время работает целый « завод» по производству звуков.
-О работе этого завода лучше всех знает учитель-логопед Насиба Иномджоновна.
Учитель-логопед:
-Вместо станков на заводе работают органы речи. А какие органы речи вы знаете? (зубы, губы, язык…)
-А звуки-это «работники». Ведь для того, чтобы получился звук, трудятся легкие, дыхательное горло, носик, ротик, губы и язык. Это и есть-органы речи. А наши ушки всегда на посту: чуть человек не так произнес в слове звук, ухо сразу услышит.
-На какие 2 группы мы можем разделить звуки?
-Если воздуху удается вырваться на ружу, не встретив никаких преград, получается какой звук? (гласный)
-А, если звуку придется прорваться через препятствие, которые устраивают губы, зубы, нос, то получаются какие звуки? (согласные)
-А для того, чтобы звуки вы произносили правильно, выполним артикуляционную гимнастику. Приготовьте зеркальце.
Артикуляционная гимнастика ( Слайды 5)
- Лопаточка;
- Часики;
- Чашечка;
- Вкусное варенье.
- Отложите зеркала в сторону.
4 Определение темы урока и постановка целей
-Ну вот, ребята и ваш завод по производству звуков теперь готов к работе.
-Когда рождается гласный звук на заводе, то работает….(голос).
-А где живут звуки? (в царстве звуков)
-Давайте переводчики переведем сначала гласные звуки в царство букв. ( на доске имитация передвижения гласных звуков( облачков) из царства звуков в царство букв, подставляя к звукам буквы.)
Звук(а)-обозначается буками а, я
Звук(о)-…………….буквами о, е
Звук (и)- ……………буквой и
-Теперь переведем некоторые согласные звуки…
Звук (в)-обозначим буквой в
(ж)-……………буквой ж
(ш)-……………буквой ш
-Сколько гласных звуков живут в царстве звуков? (6звуков)
-А букв гласных? (10 букв)
-Что могут образовывать гласные? (слоги)
-Покажите как образовываются слоги и какие.( ва- открытые, слоги-слияния, ав- закрытые, обратные)
-А слоги можно собрать в ….(слова).
-Что-то погода стала портиться. В царствах начался дождь. Посмотрите, какие слоги спрятались под зонт?( открытые)
Ду мы ка но чи ло ка
(в капельке буквы(б, п, ж,ш, л, н, д, т.)
-Соберите слова, добавляя букву в капельке.
Душ камыш но? Чи? Ло?ка
-Почему так сложно с первого раза определить по звуку, какая буква встанет в слово?
-Что же вы сегодня узнаете на уроке?
-Чему научитесь?
-Определите тему урока.( «Сравнение, сопоставление звуков (ж) и (ш).) (слайд 6)
5 Работа по теме урока
Учитель-логопед:
-Какой звук издает змея?(рисунок змеи) (Ш-ш-ш)
-Какой звук издает жук? (рис. жука) (Ж-ж-ж)
-Сегодня мы рассадили вас по группам, чтобы нам было интереснее работать.
Одна группа будет-«ШИПЕЛКИ», а другая-«ЖУЖЖАЛКИ».
За каждый правильный ответ вы будете получать фишки, а в конце урока мы подсчитаем их. (слайд «Сходство и различие звуков (Ж,Ш))
-Когда мы произносим эти звуки, какие органы речи у нас работают? (язычок, губки, зубки). Есть препятствия, значит они…(согласные).
-«ЖУЖЖАЛКИ», произнесите свой звук (Ж), у нас голосок работает? Значит он- согласный…(звонкий) (слайд)
-«ШИПЕЛКИ», произнесите свой звук(Ш), у вас голосок работает? Значит он согласный…(глухой). (слайд)
-А кто в природе может издавать такие звуки? (слайд 7)
-Давайте проверим, а ваши ушки хорощо слышат свой звук. (ЖУЖЖАЛКИ(Ж), ШИПЕЛКИ(Ш),)
1) Игра на слуховое внимание. (Логопед называет слоги, слова; дети по группам поднимают изображение змеи и жука, если услышат свой звук.)
2) Игра по группам «Найди лишний предмет»
-Проверим ваше внимание ШУМЕЛКИ.(слайд)
-Теперь ваше внимание ЖУЖЖАЛКИ.(слайд)
3) Игра «Какой предмет, какому звуку соответствует».
-Звуки работают в словах дружно, в команде и вы поработайте одной дружной командой.
-Вы потрудились, а теперь давайте отдохнем.
6 Физкультминутка
7 Продолжение работы. Постановка проблемы.
-Какие звуки вы различали в словах? (ж,ш)
-А какие это звуки?(парные по глухости-звонкости)
-Звонкие и глухие, оба твердые звуки(Ж,Ш) очень похожи друг на друга- настоящие «двойняшки» (слайд 8)
-А каких «двойняшек» мы уже поселили в Городе букв?
-ЖуЖЖАЛКИ называют звонкие парные согласные, ШИПЕЛКИ- глухую пару.
-Почему же в Алфавите живут и звонкие и глухие согласные? Для чего?
Проблема!
Решение проблемы
- Они помогают различать слова. Те и другие «СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛИ».
?ар ЖАР
-Произнесите слово ЖАР. Какой первый звук в слове слышите? (Ж). А какой буквой обозначим звук(Ж)? (буквой Ж)
-Что означает слово ЖАР? (слайд 9)
( горячий, сильно нагретый воздух, зной летом; повышенная температура тела при болезни)
-А теперь поменяйте букву Ж на буквуШ.
-Произнесите полученое слово. (ШАР)
-Изменилось ли значение слова? Что оно означает? (слайд 10)
(геометрическое тело; вид спортивного инвентаря; воздушный шар; земной шар)
-Как мы называем слова, которые имеют много значений? (многозначные)
-А чем являются в этих словах Ж и Ш? ( смыслоразличителями- помогают различать смысл слов, слова по смыслу)