Конспект урока по обучению грамоте
Тема: « Буква Рр. Сочинение по картине « Осень в лесу»
Тип урока: урок-путешествие (Путешествие по осеннему лесу).
Класс: 1.
Цели: формировать умения составлять рассказ по картине.
Задачи:
- Образовательные: повторение и закрепление изученных букв и звуков;
- Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, фонематический слух;
- Воспитательные: расширять кругозор, пробудить желание к учебе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
- Ребята, я прочитала стихотворение, скажите, какое сейчас время года?
- Осень.
- Как вы поняли?
- Из стихотворения.
На доске висит картина «Осень в лесу»
- Посмотрите на картину, вот она осень. Скажите, что происходит осенью?
- Листопад.
- Да осенью начинается листопад, посмотрите, сколько листочков упало, а на них буквы.
- А какая погода осенью?
- Холодная.
- Ой что –то руки у меня замерзли, а у вас замерзли?
- Да
- Давайте погреем наши ручки.
Физминутка
“ЛИСТОЧКИ”
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И за парты тихо сели.
- Посмотрите на листики, ребята, на них есть буквы, давайте мы их с вами напишем в тетради, откройте тетради, возьмите в руки ручки, покажите, как нужно правильно держать ручку.
( Дети открывают тетради, показывают,как нужно правильно держать ручку. У доски работает 1 человек)
- Из ряда букв запишите только прописные заглавные:
Л, н, Е, а, у, т, С, р.
(ЛЕС)
- Давайте с вами пропишем в тетради слово лес, а Кристина на доске.
- Итак повторим, как нужно сидеть за партой когда мы пишем, как нужно держать ручку.
( Дети в тетрадях прописывают 1 строчку слово ЛЕС )
– Ребята, не случайно у нас было такое начало урока. Сегодня мы с вами отправимся в лес. Лес, по которому мы будем гулять – осенний.
Посмотрите на картину, каким вы его видите?
Что стало с природой в это время года?
- Природа увядает, листья желтеют и опадают.
Так хочется вспомнить строчки из стихотворения Владимира Степанова
«Осенний лес»
В лесу теперь светлей и тише,
Видна сквозь ветви вышина.
Его вершина, словно крыша,
Огнем осенним сожжена.
Среди стволов туман пушистый,
Как дым клубится на заре,
Слетают листья, словно искры,
И догорают на земле
- Кто из вас был в лесу?
- Как нужно себя вести в лесу?
- Тихо.
II. Сообщение темы и постановка целей урока.
– Прогулка эта будет необычной, так как от вас потребуются знания и умения, которые вы приобрели на прошедших уроках, и сегодня мы с вами составим рассказ о нашей прогулке по осеннему лесу.
- Итак, ну вот мы с вами и пришли. Посмотрите, нам навстечу кое-кто идет
, а чтобы нам узнать, нужно отгадать загадку.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)
- Ребята, у нашего лесного друга есть для нас вопросы, на которые мы должны ответить.
1)- На какие группы делятся звуки? ( Гласные и согласные )
- Чем отличаются буквы от звуков? ( Звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишим )
-Назовите, какие вы знаете гласные звуки? ( а о у и ы э )
- Какие согласные звуки знаете? ( т м н л с р )
- С какими звуками мы познакомились на прошлом уроке? ( р и рь )
- На письме какой буквой они обозначаются? ( Р )
- Приведите пример слова с твердым звуком р, посмотрите на лес.
- Приведите пример с мягким звуком рь.
2)На доске слоги
РА РО РИ РУ РЕ РЫ
–Что мы прочитали? (Слоги)
Произносим только гласные звуки!
- Игра «Буква заблудилась»!
а о е н у ы
р т и к с л
– Как мы определяем, что это гласный звук? Согласный?
III. Фонетическая разминка. Физминутка
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревья выше, выше.»
Чистоговорка:
ры-ру-ры – нас кусают комары.
су-со-су – стало холодно в лесу.
са-са-са – в лесу бегает лиса.
IV. Упражнение в составлении и чтении слов.
(Индивидуальные задания у доски)
- Игра «Найди пару!»
Ни ни ка
на ре са
(РЕКА, НИНА, САНИ)
V. Звукобуквенный анализ слова
- Ребята, посмотрите, кто это идет к нам навстречу. Если мы с вами отгадаем загадку, то узнаем кто это!
- Лиса.
- Лисичка нам тоже приготовила приготовила загадку
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (ГРИБ)
( Показываю детям картинку гриба )
- Лисичка просит нас, чтобы мы сделали звукобуквенный анализ слова гриб
- Сколько слогов в слове гриб? (1)
- Куда падает ударение? ( На звук И )
- Какой первый звук ? ( г )
- Какой он? ( согласный, твердый, обозначается синим цветом )
Какой второй звук? ( Р – согласный, твердый, обозначается синим цветом )
- Какой третий звук? ( И – гласный, обозначается красным цветом )
-Какой четвертый звук? ( Б – согласный, твердый, обозначается синим цветом )
VI. Составление предложений по картине.
Показываю детям схемы, по которым дети должны составить предложения.
- Какое время года?
- Наступила золотая осень.
- Какие стали листья на деревьях?
- Листочки на деревьях пожелтели.
-Как светит солнышко?
- Солнце светит не ярко.
Куда улетают птицы?
- Птицы улетают в теплые края.
- Какой лес?
- Лес очень красивый.
Повторяем полученные предложения несколько раз всем классом
VIII. Подведение итога урока
- Ну вот и подходит к концу наше путешествие, пора возвращаться в школу. Понравилось вам путешествовать в осеннем лесу? Что сегодня делали с вами на уроке ?Что вспомнили?
Домашнее задание.
- Ребята, дома расскажите маме наш рассказ об осеннем лесе, это вам домашнее задание.
- Спасибо за урок!