Тема: Третье склонение имён существительных
Цели урока: 1)познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение»
2)развивать умение определять склонение им существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;
3)воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Ход урока
1.Организационный момент
-Эмоциональный настрой:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.
Пожалуйста повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Только это настроение нам понадобится сегодня для работы (слайд 1)
2.Откройте тетради и запишите число.
3.Чистописание:
-А сейчас попробуйте отгадать, написание какой буквы мы сегодня повторим? отгадайте.
-Это буква-хитрый знак,
Не сказать его никак,
Он не произносится, Но в слово часто просится?(ответы детей: мягкий знак)(появляется слайд № 2 буква мягкий знак)
-Чем необычна эта буква,(не обозначает никакого звука)(показ написания на интер доске)
-Письмо буквы (дети пишут в тетради)
-Давайте с вами вспомним, какую роль играет ь знак в словах,(разделяет согласную от гласной)
-Где пишется?(между гласной и согласной)
-Ёще какую роль играет? (смягчает согласный звук(показатель мягкости согласной)
-Где пишется?(между согласной и гласной)
4.Подготовка к основному этапу урока.(целепологание и мотивация)
1.Словарная работа.
Игра «Будь внимательный»
-Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безуд гласными в корне.
(учитель показывает по два слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. Один ученик работает на переносной доске)
Шуба, пальто; автомобиль, водитель, лиса, обезьяна; корабль, парусник; школьник, учитель.
-Что общего во всех этих словах (все пишутся с мягк знаком, все слова словарные.
-Определите склонение им существительных
-На какие 2 группы можно разделить эти слова по типу склонения.(слайд 33)
1 скл 2 скл
Обезьяна пальто
автомобиль
корабль
учитель
-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относятся существительные
(определить род, выделить окончание)
5.Актуализация знаний (постановка проблемы)
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения. Работа в парах.
-А сейчас вы поработаете в паре.
-У вас на столах конверты (карточки со словами, которые нужно распределить на 2 группы, по типу склонения 1 скл, 2 скл)
(после того, как только дети выполнят задание)каждая пара читает свои слова (определяют что одно слово лишнее)
-Лишние слова сразу пишутся на доске учителем (слайд №4) и дети себе в тетрадь
-У каких слов не определили склонение?
_Почему?(потому что это сущ Ж.р, но у них нет окончания)
-Как вы думаете, относятся ли они к какому нибудь склонению? К какому?
6.Постановка цели урока.
-Вот сегодня на уроке мы узнаем, какие сущ относятся к 3 склонению(слайд №5)
Цель урока: определить, какие сущ относятся к 3 склонению.
Усвоение новых знаний:
-Давайте вернёмся к словам, которые мы написали в тетради.
-определите род этих существ
-Какой можно сделать вывод?
-Проверим ваши предположения и узнаем, какие сущ относятся к третьему склонению
-учебник с 88(хоровое чтение)
(слайд № 6) 3 склонение
Ж.р окончание
На конце ь знак
7.Закрепление темы.
Найди и запомни (слайд № 7)
Слова в 4 столбика
Бабочка дыня вокзал
Пчела адрес рожь
Пыль
Дедушка степь трава
Багаж
Лошадь стрела
Берёза
Билет дорога
Судья
-Прочитайте слова, в каждом столбике найдите существ 3 склонения и заполните по порядку.(после того как убирают слайд)
-запишите слова 3 склонения по порядку в свою тетрадь: лошадь, степь, рожь, пыль.
Взаимопроверка
Самопроверка слайд №8
8Физминутка
Я читаю им сущ.Если
Сущ М.р-руки вверх,
Сущ Ж.р руки в сторону
Сущ ср.р подпрыгнули
(завод, лента, озеро, язык, руки, театр, школа, метро, ученик, окно)
9.Работа в парах
Собери пословицы
-у каждой группы карточки
1 группа дописать 1 пословицу
2 группа дописать 2 пословицу
3 группа дописать 3 пословицу
-Отвечают по 1 ученику из каждой группы
После того, как скажут дети (слайд пословица «Друг проверяется в опасности» Белые ручки, чужой труд»
«Лето собирает, а зима подбирает»
-объяснить смысл пословицы, у сущ определить склонение
10.Алгоритм определения склонения.
-Что такое алгоритм (порядок выполн работы)
-Что нужно сделать, чтобы определить склонение?
1.поставить сущ в начальной форме
2определить род
3 выделить окончание
4 если это сущ М.р или Ж.р с окончанием а, я то это сущ 1 склонения
5если это сущ М.р и сущ Ср.р с окончанием о, -е –это сущ 2 склонения.
6если это сущ Ж.р и с мягким знаком на конце это сущ 3 склонения (слайд 9)
11.Закрепление темы по учебнику. Работа в группах.
1 группа с 88 №238
1 группа списать 1 часть
2 группа списать 2 часть
3 группа списать из 4 части 2 предложения
-вставить пропущен букву, подчерк сущ 3 склонения, определить падеж
12.Рефлексия
-С чем познакомились сегодня на уроке?
-Какие же сущ относятся к 3 склонению?
-Что бы хотели выполнить ещё раз?
-Продолжите предложение:
Я допустил ошибку
Расскажите об этом
1.Это я знаю и могу выполнить
2.Этого я ещё не знаю( не умею)
-Каждая пара оцеите свою работу на уроке и дорисуйте смайликами
13.Оценивание.
-пирамидки со смайликами
-Если вы считаете, что не всегда работали смайлик посередине пирамиды.
-Если считаете, что были простым наблюдателем обведите смайлик вниз пирамиды.
Слайд №10.
-Командиры группы соберите смайлики, оцените самых активных ребят сегодня на уроке (оценивание)
14Откройте дневник, запишите Д/З с 88 правило учить, с 88 №237
Просмотр содержимого документа
«Урок "3 склонение имён существительных"»
Тема: Третье склонение имён существительных
Тип урока: комбинированный
Цели урока: 1)познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение»
2)развивать умение определять склонение им существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;
3)воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Методы обучения: проблемный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
1)индивидуальная;
2)парная
3)групповая
4)коллективная
Ход урока
1.Организационный момент
-Эмоциональный настрой:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.
Пожалуйста повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Только это настроение нам понадобится сегодня для работы (слайд 1)
2.Откройте тетради и запишите число.
3.Чистописание:
-А сейчас попробуйте отгадать, написание какой буквы мы сегодня повторим? отгадайте.
-Это буква-хитрый знак,
Не сказать его никак,
Он не произносится, Но в слово часто просится?(ответы детей: мягкий знак)(появляется слайд № 2 буква мягкий знак)
-Чем необычна эта буква,(не обозначает никакого звука)(показ написания на интер доске)
-Письмо буквы (дети пишут в тетради)
-Давайте с вами вспомним, какую роль играет ь знак в словах,(разделяет согласную от гласной)
-Где пишется?(между гласной и согласной)
-Ёще какую роль играет? (смягчает согласный звук(показатель мягкости согласной)
-Где пишется?(между согласной и гласной)
4.Подготовка к основному этапу урока.(целепологание и мотивация)
1.Словарная работа.
Игра «Будь внимательный»
-Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безуд гласными в корне.
(учитель показывает по два слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. Один ученик работает на переносной доске)
Шуба, пальто; автомобиль, водитель, лиса, обезьяна; корабль, парусник; школьник, учитель.
-Что общего во всех этих словах (все пишутся с мягк знаком, все слова словарные.
-Определите склонение им существительных
-На какие 2 группы можно разделить эти слова по типу склонения.(слайд 33)
1 скл 2 скл
Обезьяна пальто
автомобиль
корабль
учитель
-Что надо знать, чтобы правильно определить , к какому склонению относятся существительные
(определить род, выделить окончание)
5.Актуализация знаний (постановка проблемы)
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения. Работа в парах.
-А сейчас вы поработаете в паре.
-У вас на столах конверты (карточки со словами, которые нужно распределить на 2 группы, по типу склонения 1 скл, 2 скл)
(после того, как только дети выполнят задание)каждая пара читает свои слова (определяют что одно слово лишнее)
-Лишние слова сразу пишутся на доске учителем (слайд №4) и дети себе в тетрадь
-У каких слов не определили склонение?
_Почему?(потому что это сущ Ж.р, но у них нет окончания)
-Как вы думаете, относятся ли они к какому нибудь склонению? К какому?
6.Постановка цели урока.
-Вот сегодня на уроке мы узнаем, какие сущ относятся к 3 склонению(слайд №5)
Цель урока: определить, какие сущ относятся к 3 склонению.
Усвоение новых знаний:
-Давайте вернёмся к словам, которые мы написали в тетради.
-определите род этих существ
-Какой можно сделать вывод?
-Проверим ваши предположения и узнаем, какие сущ относятся к третьему склонению
-учебник с 88(хоровое чтение)
(слайд № 6) 3 склонение
Ж.р окончание
На конце ь знак
7.Закрепление темы.
Найди и запомни (слайд № 7)
Слова в 4 столбика
Бабочка дыня вокзал
Пчела адрес рожь
Пыль
Дедушка степь трава
Багаж
Лошадь стрела
Берёза
Билет дорога
Судья
-Прочитайте слова, в каждом столбике найдите существ 3 склонения и заполните по порядку.(после того как убирают слайд)
-запишите слова 3 склонения по порядку в свою тетрадь: лошадь, степь, рожь, пыль.
Взаимопроверка
Самопроверка слайд №8
8Физминутка
Я читаю им сущ .Если
Сущ М.р-руки вверх,
Сущ Ж.р руки в сторону
Сущ ср.р подпрыгнули
(завод, лента, озеро, язык, руки, театр, школа, метро, ученик, окно)
9.Работа в парах
Собери пословицы
-у каждой группы карточки
1 группа дописать 1 пословицу
2 группа дописать 2 пословицу
3 группа дописать 3 пословицу
-Отвечают по 1 ученику из каждой группы
После того, как скажут дети (слайд пословица «Друг проверяется в опасности» Белые ручки, чужой труд»
«Лето собирает, а зима подбирает»
-объяснить смысл пословицы, у сущ определить склонение
10.Алгоритм определения склонения.
-Что такое алгоритм (порядок выполн работы)
-Что нужно сделать, чтобы определить склонение?
1.поставить сущ в начальной форме
2определить род
3 выделить окончание
4 если это сущ М.р или Ж.р с окончанием а, я то это сущ 1 склонения
5если это сущ М.р и сущ Ср.р с окончанием о, -е –это сущ 2 склонения.
6если это сущ Ж.р и с мягким знаком на конце это сущ 3 склонения (слайд 9)
11.Закрепление темы по учебнику. Работа в группах.
1 группа с 88 №238
1 группа списать 1 часть
2 группа списать 2 часть
3 группа списать из 4 части 2 предложения
-вставить пропущен букву, подчерк сущ 3 склонения, определить падеж
12.Рефлексия
-С чем познакомились сегодня на уроке?
-Какие же сущ относятся к 3 склонению?
-Что бы хотели выполнить ещё раз?
-Продолжите предложение:
Я допустил ошибку
Расскажите об этом
1.Это я знаю и могу выполнить
2.Этого я ещё не знаю( не умею)
-Каждая пара оцеите свою работу на уроке и дорисуйте смайликами
13.Оценивание.
-пирамидки со смайликами
-Если вы считаете, что не всегда работали смайлик посередине пирамиды.
-Если считаете, что были простым наблюдателем обведите смайлик вниз пирамиды.
Слайд №10.
-Командиры группы соберите смайлики, оцените самых активных ребят сегодня на уроке (оценивание)
14Откройте дневник, запишите Д/З с 88 правило учить, с 88 №237
Средняя школа №17 учитель Иралиева Зульфат Амангалиевна