МБОУ СОШ № 2 с. Александрия
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» с. Александрия Лукина Светлана Васильевна |
Предмет: русский язык. |
Тема урока: «Склонение имён существительных». |
Класс: 5, учебник под редакцией С.И Львова |
Образовательное учреждение МБОУ «СОШ № 2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края |
|
Дидактическое обоснование |
Урок разработан в свете ФГОС . Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 5 классе. |
Тема урока: «Склонение имён существительных». |
Тип урока: урок повторение изученного. |
Дидактическая цель: создание условий для повторения и систематизации ранее изученного материала. |
Методические задачи урока: |
Предметные: повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имён существительных» ; закрепить навык правильного написания падежных окончаний имён существительных. |
Метапредметные. Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать в паре, группе, индивидуально. |
Личностные: -формировать положительную мотивацию учения; -развивать уважение и интерес к русскому языку. |
Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления. |
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная. |
Место данного урока в системе уроков по теме: восьмой урок по теме «Имя существительное». |
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ. |
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран. |
|
Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён существительных» в 5 классе |
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Вот опять звенит звонок, Мы начнём сейчас урок. Пусть пойдёт он всем нам впрок! -Начать наш урок я хочу со стихотворения. Послушайте его и скажите, о какой части речи в нём говорится? Всему название дано- И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных - нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, в памяти у нас,- Означено словами. | Организация учащихся, включение в деловой ритм. | Подготовка к восприятию материала. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Итак, ребята, о какой же части речи говорится в стихотворении? - На предыдущем уроке мы вспоминали роды имён существительных. При выполнении домашнего задания вы должны были отработать умение составлять родовые пары. - Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием. 2. Проверка домашнего задания. №774 Мы повторили с вами род имён существительных. И сейчас, я предлагаю вам игру «Третий лишний» . - Вы работаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданиями.(Приложение №1) Вам нужно будет выписать в тетрадь только те слова, которые являются в каждом ряду лишними. Выделите в них окончание, укажите род. Слайд № 3 | Актуализация знаний учащихся: определение родов имён существительных. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. | Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания. |
3. Формулировка темы урока и цели. | -Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на слайд. -Какие существительные выписаны в первый столбик, во второй, в третий? - А как вы думаете, по какому признаку они сгруппированы? - Так какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? - Тема для вас не новая, мы сегодня повторяем. - Скажите, какие умения мы будем отрабатывать на уроке? | Подвести учащихся к формулировке темы | Формулируют тему и цель урока | Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
4. | Давайте определим склонение ваших существительных, а чтобы не ошибиться используйте таблицу склонений и алгоритм. (Приложение №2) | | Определяют склонение существительных, повторяя алгоритм. | |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | -Нас ждёт исследовательская работа - Ребята, очень важно правильно определять склонение существительных, так как это позволит вам не допустить ошибок в написании окончаний. - Ребята, а какой праздник приближается? - В этот замечательный день мы стараемся поздравить наших мам, бабушек и сестричек и подписываем им открытки. - Вот и одна девочка обратилась к нам с просьбой проверить, правильно ли она подписала открытку к празднику для своей бабушки. СЛАЙД 5 Дорогой бабушки Вере От любимой внучке Насти. | Создание проблемной ситуации. | Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока. | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели. Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). |
5. Реализация построения проекта | -Давайте обобщим наши знания -Предлагаю поработать в парах. Заполните карточку. Вставьте недостающие данные. На партах карточки жёлтого цвета. Моделирование правила с опорной схемой -Что у вас получилось? ПРОВЕРКА (дети читают) Правильно ли мы действовали? Сравним свой результат с тем, что предлагают авторы учебника Страница 78 - Хорошо, мы справились. Проект построен. СЛАЙД 6 ФИЗМИНУТКА | | Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций. | Выполнение заданий. Составление памятки, подводящей к способу определения склонения имени существительного и выбору гласной в окончании существительного | Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция. Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи | Давайте ещё проговорим наши правила - Выполнение упр. 775 стр.79 - Устное проговаривание (по одному) -Хорошо поработали. А сейчас нас ждёт самостоятельная работа. | Установление осознанного восприятия. Обобщение. | Решение типового задания. Контроль –сличение с образцом. Анализ ошибок. Коррекция. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД: сотрудничество. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд 7. Поставьте существительные в нужную форму, выделите у них окончания, укажите падеж и склонение. Брат катал меня на (лодка). Друзья побывали в (цирк). Улица утопает в (зелень). | Организация деятельности по применению знаний. | Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном). | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение. |
8. Проверка усвоения материала. | Тестовые задания . 1. Найди существительное женского рода: а) к бабушке; б) во дворе, в) в озере, 2. Найди существительное 1-го склонения; а)лицо, б)папе, в)в городе, 3. Найти существительное 2 склонения; а) читать книгу, б) отойти от дороги, в) искать брата, 4. Найди ошибку. а) в густом камыше, б) идти по тропинки, в) сидеть на ветке. 5.Укажите вариант, в котором правильно дана характеристика слова жизнь; а) существительное, мужского рода, 2 склонения, б) ) существительное, женского рода, 1 склонения, в) ) существительное, женского рода, 3клонения. | Организация деятельности по применению знаний. | Самостоятельная работа. Осуществление взаимопроверки. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение. |
9. Рефлексия учебной деятельности | -Достигли мы своей цели? Ответ по плану: - Я узнала……. -Я хочу узнать…… - Мне понравилось…. -Мне не понравилось…. | Организация рефлексии. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. |
10. Домашнее задание. | 1. №712 (выписать существительные из второго абзаца, указать склонение). 2. Составить 5 словосочетаний с существительными, указать склонение. | Учитель даёт дифференцированное задание на дом. | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач |