МБОУ СОШ № 2 с. Александрия  
    |   Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» с. Александрия Лукина Светлана Васильевна   |  
  |   Предмет: русский язык.   |  
  |   Тема урока: «Склонение имён существительных».   |  
  |   Класс: 5, учебник под редакцией С.И Львова   |  
  |   Образовательное учреждение МБОУ «СОШ № 2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края   |  
  |        |  
  |   Дидактическое обоснование   |  
  |   Урок разработан в свете ФГОС .  Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 5 классе.   |  
  |   Тема урока: «Склонение имён существительных».     |  
  |   Тип урока: урок повторение изученного.   |  
  |   Дидактическая цель: создание условий для повторения и систематизации ранее изученного материала.   |  
  |   Методические задачи урока:   |  
  |   Предметные:  повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имён существительных» ; закрепить навык правильного написания падежных окончаний имён существительных.       |  
  |   Метапредметные.  Развивать: УУД учащихся;   психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;  умение работать в паре, группе, индивидуально.   |  
  |   Личностные:  -формировать положительную мотивацию учения;  -развивать уважение и интерес к русскому языку.   |  
  |   Основные дидактические методы: деятельностный,  проблемный, исследовательский, практический;   методы и приемы технологии развития критического мышления.   |  
  |   Форма организации познавательной деятельности:   индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.   |  
  |   Место данного урока в системе уроков по теме:  восьмой урок по теме «Имя существительное».   |  
  |   Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.   |  
  |   Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.   |  
  |        |  
 
        |   Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён существительных» в 5 классе   |  
  |   Этап   |    Содержание   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |    Универсальные действия   |  
  |   1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.   |     Вот опять звенит звонок,     Мы начнём сейчас урок.   Пусть пойдёт он всем нам впрок!  -Начать наш урок я хочу со стихотворения. Послушайте его и скажите, о какой части речи в нём говорится?       Всему название дано-  И зверю, и предмету,    Вещей вокруг полным-полно,  А безымянных - нету!  И всё, что может видеть глаз –  Над нами и под нами,-  И всё, в памяти у нас,-  Означено словами.       |    Организация учащихся, включение в деловой ритм.     |    Подготовка к восприятию материала.   |     Личностные УУД: самоопределение.   Регулятивные УУД: целеполагание.   Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.  Познавательные УУД: поиск и выделение информации.   |  
  |    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.                                                                   |    - Итак, ребята, о какой же части речи говорится в стихотворении?  - На предыдущем уроке мы вспоминали роды имён существительных. При выполнении домашнего задания вы должны были отработать умение составлять родовые пары.  - Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием.      2. Проверка домашнего задания.     №774      Мы повторили с вами род имён существительных. И сейчас, я предлагаю вам игру «Третий лишний» .  - Вы работаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданиями.(Приложение №1) Вам нужно будет выписать в тетрадь только те слова, которые являются в каждом ряду лишними. Выделите в них окончание, укажите род.  Слайд № 3   |    Актуализация знаний учащихся: определение родов имён существительных. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.   |    Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.   |     Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.   Познавательные УУД.   Общеучебные универсальные действия:   смысловое чтение.   Логические универсальные действия:   анализ материала; выбор оснований для составления задания.       |  
  |   3. Формулировка темы урока и цели.   |    -Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на слайд.  -Какие существительные выписаны в первый столбик, во второй, в третий?   - А как вы думаете, по какому признаку они сгруппированы?   - Так какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?  - Тема для вас не новая, мы сегодня повторяем.      - Скажите, какие умения мы будем отрабатывать на уроке?       |    Подвести учащихся к формулировке темы   |    Формулируют тему и цель урока   |     Регулятивные УУД: целеполагание.   Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.  Познавательные УУД: поиск и выделение информации.   |  
  |   4.     |    Давайте определим склонение ваших существительных, а чтобы не ошибиться используйте таблицу склонений и алгоритм. (Приложение №2)       |         |    Определяют склонение существительных, повторяя алгоритм.   |         |  
  |   4.Построение проекта выхода из затруднения.   |     -Нас ждёт исследовательская работа  - Ребята, очень важно правильно определять склонение существительных, так как это позволит вам не допустить ошибок в написании окончаний.   - Ребята, а какой праздник приближается?      - В этот замечательный день мы стараемся поздравить наших мам, бабушек и сестричек и подписываем им открытки.   - Вот и одна девочка обратилась к нам с просьбой проверить, правильно ли она подписала открытку к празднику для своей бабушки.   СЛАЙД 5   Дорогой бабушки Вере    От любимой внучке Насти.   |    Создание проблемной ситуации.   |    Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока.   |     Регулятивные УУД: целеполагание.   Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.   Общеучебные универсальные действия:   самостоятельное выделение познавательной цели.  Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).   |  
  |   5. Реализация построения проекта   |     -Давайте обобщим наши знания   -Предлагаю поработать в парах. Заполните карточку. Вставьте недостающие данные.   На партах карточки жёлтого цвета.   Моделирование правила с опорной схемой   -Что у вас получилось?   ПРОВЕРКА (дети читают)     |    Правильно ли мы действовали? Сравним свой результат с тем, что предлагают авторы учебника   Страница 78   - Хорошо, мы справились. Проект построен.   СЛАЙД 6  ФИЗМИНУТКА   |            |     Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций.   |     Выполнение заданий. Составление памятки, подводящей к способу определения склонения имени существительного и выбору гласной в окончании существительного     |     Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.   Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.   Коммуникативные УУД:   сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.   |  
  |    6. Закрепление с проговариванием во внешней речи   |     Давайте ещё проговорим наши правила   - Выполнение упр. 775 стр.79     - Устное проговаривание (по одному)     -Хорошо поработали. А сейчас нас ждёт самостоятельная работа.                  |     Установление осознанного восприятия. Обобщение.   |     Решение типового задания.   Контроль –сличение с образцом.   Анализ ошибок.   Коррекция.   |     Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.   Коммуникативные УУД: сотрудничество.   Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)   |  
  |    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.   |    Слайд 7.  Поставьте существительные в нужную форму, выделите у них окончания, укажите падеж и склонение.    Брат катал меня на (лодка). Друзья побывали в (цирк). Улица утопает в (зелень).        |     Организация деятельности по применению знаний.   |     Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном).   |     Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.   Личностные УУД: самоопределение.   |  
  |    8. Проверка усвоения материала.     |    Тестовые задания .  1. Найди существительное женского рода:  а) к бабушке;  б) во дворе,    в) в озере,    2. Найди существительное 1-го склонения;  а)лицо,    б)папе,  в)в городе,  3. Найти существительное 2 склонения;  а) читать книгу,    б) отойти от дороги,     в) искать брата,  4. Найди ошибку.  а) в густом камыше,  б) идти по тропинки,    в) сидеть на ветке.  5.Укажите вариант, в котором правильно дана характеристика слова жизнь;      а) существительное, мужского рода, 2 склонения,  б) ) существительное, женского рода, 1 склонения,    в) ) существительное, женского рода, 3клонения.       |     Организация деятельности по применению знаний.   |     Самостоятельная работа. Осуществление взаимопроверки.   |     Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.   Личностные УУД: самоопределение.   |  
  |    9. Рефлексия учебной деятельности   |     -Достигли мы своей цели?   Ответ по плану:   - Я узнала…….   -Я хочу узнать……   - Мне понравилось….   -Мне не понравилось….             |     Организация рефлексии.   |     Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.   |     Познавательные УУД: рефлексия.   Личностные УУД: смыслообразование.   |  
  |    10. Домашнее задание.   |     1. №712 (выписать существительные из второго абзаца, указать склонение).   2. Составить 5 словосочетаний с существительными, указать склонение.        |     Учитель даёт дифференцированное задание на дом.        |     Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.   |     Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач        |