kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "три склонения имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.И.О. Клятчёнок Наталья Ивановна

Тема: Три склонения имён существительных.

Класс: 4

Планируемые результаты

(Чёткое определение итогового результа, поддающегося оценки)

Личностные: Осознавать важность изучения русского языка, темп урока.

 

 

Метапредметные:

Регулятивные:

-постановка учебной задачи оценивания качества и уровня усвоения материала;

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, -поиск и выделение необходимой информации;

-анализ объектов с целью выделения их признаков;

-выведение следствий;

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

-определять принадлежность имён существительных;

-подбирать примеры имён существительных;

-изменять форму имён существительных при составлении предложений;

 

Цель ученика:

Научиться распознавать склонения

Цель учителя:

-способствовать формированию умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

Задачи:

-знакомить со склонением имён существительных;

-учить определять принадлежность имён существительных;

-развивать умение подбирать примеры имён существительных;

Проблема:

-почему окончания разные ( на лошади, но на лошадке)

 

Педагогические технологии:

-диалог;

-здоровьесберегающая;

-использование ИКТ


 


 

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приёмы

Формы организации деятельности

 

I этап:

Организационный

Цель:

- выработка внутренней готовности к учебной деятельности

-приветствует учащегося

-приветствует учителя;

-проверяет свою готовность к уроку

cлово учителя

индивидуальная

II этап :

Мотивация урока

Цель: создать мотивацию успеха изучаемой темы;

воспитание любви и уважения к родному языку.

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете его родной язык!

-умение слушать

-слушание

индивидуальная

III этап:

Актуализация знаний

Цель:

-актуализировать изученные способы действия;

- создание ситуации успеха

 этап

Постановка проблемной задачи

Цель:

-подведение к изучаемой теме,создать проблемную ситуацию

V этап

Усвоение новых знаний

Цель: На основании наблюдения выявить проблему, задеть проблемный вопрос.

- На уроке снова его величество- имя существительное.

(На доске открывается карточка)

Имя существительное

- Назовите все постоянные и изменяемые признаки.

( открывает соответствующие карточки. Остаётся одна закрытая)

?

Учитель предлагает не открывать учебник, а открыть новые знания

-На партах карточки слова-существительные

- Посмотрите на них и скажите, как можно распределить их на три столбика?

- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам. Назовите падежи и вопросы к ним.

- вчера я услышала разговор ребят, они тоже определяли падеж имён существительных в предложении…

(на доска записано:) Нас папа катал на лошади, но не на лошадке.

- Что заметили?

-Что удивило?

- Почему окончания разные?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

Задание:

- Определить род, изменить по падежам, понаблюдать за окончанием.

- Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в таблице

Вывод:

- Какие существительные входят в 1,2,3 группу?

-Как называются в русском языке эти группы существительных?

Учитель называет адрес букв и слогов, для названий групп существительных.

- Как назовём нашу таблицу?

Вывод:

- Что мы нового узнали об именах существительных?

-Так на сколько групп мы разбили существительные?

- По каким признакам мы группировали существительные?

- С помощью рода и окончания существительных мы можем определить его склонение?

-Сравните определение учебника со своими выводами.

Дети перечисляют всё, что знают о постоянных и изменяемых признаках существительного.

 

Видя на доске одну закрытую карточку, дети понимают, что знают о существительном не всё.

Дети соглашаются с учителем.

Работа в парах.

ж.р. м.р ср.р.

река конь солнце

песня заяц поле

Называют падежи,

определяют род, исследуют слова, делают выводы

ответ:

-сущ. ж.р. , П.п, одущ., предлог- на, ед.ч.

-Почему род, падеж, число одинаковые, а разные окончания?

(у каждого ученика лист с существительными с пропущенными окончаниями)

( Один комментирует, остальные вставляют окончания на листах, учитель на доске. Аналогично ещё четыре пары существительных)

дети предлагают и прикрепляют слова с однотипными окончаниями

-Существительные I гр. ж.р. и м.р. -а,-я

II гр. ср.р. -о, -е

м.р.-

III гр. ж.р.- ь на конце

Дети записывают их порядку

А-1,Б-2,В-3,А-4,Г-2,В-4

С к ло не ни е

« Склонение имён существительных»

-В русском языке все существительные делятся на три группы.

-Три.

- Роду и окончанию

-Да

-Д ети читают текст учебника

работа по карточкам

карточки со словами)

Проверка

(Слайд)

Работа с таблицей

Таблица с пустыми столбцами, по ходу исследования заполняется

слайд

обращается к закрытой карточке

словесный

слово учителя

наглядный

Проблемный

Слово учителя

словесный

частично - поисковый

проблемный

поисковый

наглядный

наглядный

словесный

Игра по таблице Шульте

( разминка для глаз, выработка быстроты взора)

Слово учителя

беседа

словесный

Работа с учебником

Беседа

парная

Фронтальная

фронтальная

индивидуальная

коллективная

работа в группах

коллективная

Работа в паре

фронтально

коллективно

индивидуальный

индивидуальная

Физминутка

Игра « Слушай, думай, хлопай!»

Учитель называет слова

-Скажите, играя в эту игру мы перешли к следующему этапу?

Уч-ся хлопками обозначают склонения

1скл.-1 хлопок

2скл.-2 хлопка

3скл.- 3 хлопка

-Да!

Игра

коллективная

VI этап

Применение нового знания на практике

Цель: Найти окончательное решение проблемы на основе наблюдения.

- Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

1)-Почему в словах на лошади, но не на лошадке – разные окончания?

-С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

-Существительные лошади, лошадки разного склонения

лошадь-3скл,

лошадка-1скл.

- Чтобы правильно писать окончания существительных.

Диалог

Фронтальная

VII этап

Включение в систему знаний и повторение

Цель: Закрепить полученные знания

Игра « Третье лишнее»

-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово

3адание 2-й группы

- Определите склонение следующих существительных:

Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль

-Запишите в три строчки по склонениям.

-Весна, река,

стекло- I скл.

-скворец, гора, звонок - II скл.

-стена, сверло, озеро-II скл.

-вьюга, ласточка, рысь-I скл.

-дочь, конь, ночь-III скл.

Iскл.- слива, вишня, тыква, капуста.

II скл.- яблоко, лимон, помидор, огурец, горох

III скл.- морковь, фасоль

Проверка слайд

Проверка

(Слайд)

наглядный

Работа в группах

VIII этап

Рефлексия

Цель:

Оценить свою работу

- Листопадничек предлагает игру

« Засели домики»

(На кленовых листочках, которые лежат у детей на партах, записаны существительные. Их нужно распределить по склонениям)

- Какие существительные относятся 1,2,3 склонению?

Дети выполняют работу

По окончании самостоятельной работы, учитель просит поменяться тетрадями для взаимопроверки.

наглядный

Индивидуальная

взаимопроверка

Итог урока

-Удалось ли нам добиться поставленной цели?

-Что нового узнали на уроке?

- Сколько типов склонения им. сущ.?

-Как они называются?

-да

Уч – ся высказываются по теме заданного вопроса

диалог

коллективная

Домашнее задание

1 уровень – упр, (списать существительные, указать склонение.)

2 уровень – написать 5 сущ.,1 – го скл., 5 – 2 скл., и 5 -3 - скл.,

3 уровень – написать 5 предложений о природе. Определить склонение

Спасибо за урок!

Работа с дневником

Дифференциация

индивидуальная

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "три склонения имён существительных »

Ф.И.О. Клятчёнок Наталья Ивановна

Тема: Три склонения имён существительных.

Класс: 4

Планируемые результаты

(Чёткое определение итогового результа, поддающегося оценки)

Личностные: Осознавать важность изучения русского языка, темп урока.



Метапредметные:

Регулятивные:

-постановка учебной задачи оценивания качества и уровня усвоения материала;

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, -поиск и выделение необходимой информации;

-анализ объектов с целью выделения их признаков;

-выведение следствий;

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;








Предметные:

-определять принадлежность имён существительных;

-подбирать примеры имён существительных;

-изменять форму имён существительных при составлении предложений;


Цель ученика:

Научиться распознавать склонения

Цель учителя:

-способствовать формированию умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

Задачи:

-знакомить со склонением имён существительных;

-учить определять принадлежность имён существительных;

-развивать умение подбирать примеры имён существительных;

Проблема:

-почему окончания разные ( на лошади, но на лошадке)


Педагогические технологии:

-диалог;

-здоровьесберегающая;

-использование ИКТ





Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приёмы

Формы организации деятельности


I этап:

Организационный

Цель:

- выработка внутренней готовности к учебной деятельности




-приветствует учащегося




-приветствует учителя;

-проверяет свою готовность к уроку






Слово учителя





индивидуальная

II этап :

Мотивация урока

Цель: создать мотивацию успеха изучаемой темы;

воспитание любви и уважения к родному языку.



Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете его родной язык!




-умение слушать





-слушание




индивидуальная

III этап:

Актуализация знаний


Цель:


-актуализировать изученные способы действия;

- создание ситуации успеха





















I V этап

Постановка проблемной задачи


Цель:


-подведение к изучаемой теме,создать проблемную ситуацию





















V этап

Усвоение новых знаний


Цель: На основании наблюдения выявить проблему, задеть проблемный вопрос.









- На уроке снова его величество- имя существительное.

(На доске открывается карточка)

Имя существительное

- Назовите все постоянные и изменяемые признаки.


( открывает соответствующие карточки. Остаётся одна закрытая)

?






Учитель предлагает не открывать учебник, а открыть новые знания


-На партах карточки слова-существительные

- Посмотрите на них и скажите, как можно распределить их на три столбика?



- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам. Назовите падежи и вопросы к ним.

- вчера я услышала разговор ребят, они тоже определяли падеж имён существительных в предложении…

(на доска записано:) Нас папа катал на лошади, но не на лошадке.

- Что заметили?





-Что удивило?


- Почему окончания разные?




-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.







Задание:

- Определить род, изменить по падежам, понаблюдать за окончанием.







- Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в таблице



Вывод:

- Какие существительные входят в 1,2,3 группу?




-Как называются в русском языке эти группы существительных?


Учитель называет адрес букв и слогов, для названий групп существительных.

- Как назовём нашу таблицу?


Вывод:

- Что мы нового узнали об именах существительных?


-Так на сколько групп мы разбили существительные?

- По каким признакам мы группировали существительные?


- С помощью рода и окончания существительных мы можем определить его склонение?


-Сравните определение учебника со своими выводами.







Дети перечисляют всё, что знают о постоянных и изменяемых признаках существительного.


Видя на доске одну закрытую карточку, дети понимают, что знают о существительном не всё.


Дети соглашаются с учителем.






Работа в парах.

ж.р. м.р ср.р.

река конь солнце

песня заяц поле







Называют падежи,

определяют род, исследуют слова, делают выводы











Ответ:

-сущ. ж.р. , П.п, одущ., предлог- на, ед.ч.


-Почему род, падеж, число одинаковые, а разные окончания?





(у каждого ученика лист с существительными с пропущенными окончаниями)




( Один комментирует, остальные вставляют окончания на листах, учитель на доске. Аналогично ещё четыре пары существительных)




Дети предлагают и прикрепляют слова с однотипными окончаниями



-Существительные I гр. ж.р. и м.р. -а,-я

II гр. ср.р. -о, -е

м.р.-

III гр. ж.р.- ь на конце





Дети записывают их порядку

А-1,Б-2,В-3,А-4,Г-2,В-4

С к ло не ни е






« Склонение имён существительных»



-В русском языке все существительные делятся на три группы.


-Три.


- Роду и окончанию








-Да







-Д ети читают текст учебника








Работа по карточкам





















( карточки со словами)


Проверка

(Слайд)

































Работа с таблицей


Таблица с пустыми столбцами, по ходу исследования заполняется






















Слайд














Обращаемся к закрытой карточке








словесный


















Слово учителя



наглядный









Проблемный







Слово учителя






словесный





частично - поисковый



проблемный







поисковый










наглядный













наглядный






словесный








Игра по таблице Шульте

( разминка для глаз, выработка быстроты взора)





Слово учителя








беседа









словесный







Работа с учебником








Беседа





















Парная









Фронтальная


















фронтальная











индивидуальная












коллективная











работа в группах





коллективная










Работа в паре








фронтально








коллективно









индивидуальный







индивидуальная


Физминутка

Игра « Слушай, думай, хлопай!»

Учитель называет слова






-Скажите, играя в эту игру мы перешли к следующему этапу?



Уч-ся хлопками обозначают склонения

1скл.-1 хлопок

2скл.-2 хлопка

3скл.- 3 хлопка



-Да!




Игра



коллективная

VI этап

Применение нового знания на практике


Цель: Найти окончательное решение проблемы на основе наблюдения.

- Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

1)-Почему в словах на лошади, но не на лошадке – разные окончания?




-С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?










-Существительные лошади, лошадки разного склонения

лошадь-3скл,

лошадка-1скл.


- Чтобы правильно писать окончания существительных.








Диалог







Фронтальная

VII этап

Включение в систему знаний и повторение

Цель: Закрепить полученные знания

Игра « Третье лишнее»

-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово










3адание 2-й группы

- Определите склонение следующих существительных:

Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль

-Запишите в три строчки по склонениям.


-Весна, река,

стекло- I скл.


-скворец, гора, звонок - II скл.


-стена, сверло, озеро-II скл.


-вьюга, ласточка, рысь-I скл.


-дочь, конь, ночь-III скл.





Iскл.- слива, вишня, тыква, капуста.

II скл.- яблоко, лимон, помидор, огурец, горох

III скл.- морковь, фасоль




Проверка слайд















Проверка

(Слайд)


наглядный


Работа в группах

VIII этап

Рефлексия


Цель:

Оценить свою работу

- Листопадничек предлагает игру

« Засели домики»

(На кленовых листочках, которые лежат у детей на партах, записаны существительные. Их нужно распределить по склонениям)

- Какие существительные относятся 1,2,3 склонению?

Дети выполняют работу


По окончании самостоятельной работы, учитель просит поменяться тетрадями для взаимопроверки.





наглядный





Индивидуальная

взаимопроверка

Итог урока


-Удалось ли нам добиться поставленной цели?


-Что нового узнали на уроке?

- Сколько типов склонения им. сущ.?

-Как они называются?









-да






Уч – ся высказываются по теме заданного вопроса









диалог








коллективная

Домашнее задание

1 уровень – упр, (списать существительные, указать склонение.)

2 уровень – написать 5 сущ.,1 – го скл., 5 – 2 скл., и 5 -3 - скл.,

3 уровень – написать 5 предложений о природе. Определить склонение



Спасибо за урок!



Работа с дневником




Дифференциация








индивидуальная




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "три склонения имён существительных

Автор: Клятчёнок Наталья Ивановна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 169023

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Что такое склонение? Три склонения имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_4_klasse_po_teme_chto_takoe_sklonenie_tri_sklon"
    ["file_id"] => string(6) "604081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648994865"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока. Прверочная работа "Три склонения имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-prvierochnaia-rabota-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "265238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449864647"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока. Прверочная работа "Три склонения имён существительных""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-prvierochnaia-rabota-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "265239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449864653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока. Прверочная работа "Три склонения имён существительных""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-prvierochnaia-rabota-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-2"
    ["file_id"] => string(6) "265240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449864659"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Обобщение по теме «Три склонения имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(68) "obobshchieniie-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "130455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415900188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства