Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в сложных бессоюзных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения сложного бессоюзного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" »
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знак препинания
Примеры
Отношения между простыми предложениями
Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу. (М.Г.)
Можно вставить
Облака рассеялись, на темно-синем небе ярко засверкали звезды. (М.Г.)
Одновременность явлений
И
И
Последователь -ность явлений
,
Знак препинания
Примеры
Отношения между простыми предложениями
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощицу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от нее тянулась без конца через неподвижные поля. (Тург.)
Можно вставить
Одновременность или последовательность явлений при условии осложненности простых предложений
И
;
Знак препинания
Примеры
Отношения между простыми предложениями
Печален я: со мною друга нет. (П.)
Можно вставить
Причинные
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.)
Потому что
Так как
Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли. (Твард.)
Пояснительные
А именно
Как-то
Дополнительные
И вижу, как
Словно
:
Знак препинания
Примеры
Отношения между простыми предложениями
Семь раз отмерь – один раз отрежь.(Посл.)
Можно вставить
Противительные
Солнце взошло – начинается день.
Закуковала кукушка – сей ячмень.
А, но
Посмотрит – рублем подарит. (Некр.)
Временные
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (Крыл.)
Когда
Солнце дымное встает – будет день горячий.
Условные
Если
Сравнительные
Как, будто, словно
Быстрая смена событий
Вывод, следствие
Следовательно
Значит
_
Проверим себя
Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Проверим себя
Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Проверим себя
Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Проверим себя
Задание: укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Джельсомино запел – в окрестных домах вылетели стекла.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.
Проверим себя
Задание: укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.
Проверим себя
Задание: в каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
Наступил вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.
Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.
Проверим себя
Задание: в каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было.
Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.
Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.
Будет дождик – будут и грибки.
Проверим себя
Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.
1, 2, 4
2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 3, 4
Проверим себя
Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Вы долго выбирали дорогой товар (1) например (2) телевизор (3) но плохо проверили его работу в магазине (4) и унесли домой (5) где обнаружили серьезные дефекты.