kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в сложных бессоюзных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения сложного бессоюзного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" »

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знак препинания Примеры Отношения между простыми предложениями Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу. (М.Г.)  Можно вставить    Облака рассеялись, на темно-синем небе ярко засверкали звезды. (М.Г.) Одновременность явлений  И        И Последователь -ность явлений ,

Знак препинания

Примеры

Отношения между простыми предложениями

Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу. (М.Г.)

Можно вставить

Облака рассеялись, на темно-синем небе ярко засверкали звезды. (М.Г.)

Одновременность явлений

И

И

Последователь -ность явлений

,

Знак препинания Примеры Отношения между простыми предложениями Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощицу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от нее тянулась без конца через неподвижные поля. (Тург.)  Можно вставить  Одновременность или последовательность явлений при условии осложненности простых предложений  И ;

Знак препинания

Примеры

Отношения между простыми предложениями

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощицу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от нее тянулась без конца через неподвижные поля. (Тург.)

Можно вставить

Одновременность или последовательность явлений при условии осложненности простых предложений

И

;

Знак препинания Примеры Отношения между простыми предложениями Печален я: со мною друга нет. (П.)  Можно вставить  Причинные  Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.) Потому что Так как   Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли. (Твард.)  Пояснительные А именно  Как-то      Дополнительные  И вижу, как Словно :

Знак препинания

Примеры

Отношения между простыми предложениями

Печален я: со мною друга нет. (П.)

Можно вставить

Причинные

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.)

Потому что

Так как

Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли. (Твард.)

Пояснительные

А именно

Как-то

Дополнительные

И вижу, как

Словно

:

Знак препинания Примеры Отношения между простыми предложениями Семь раз отмерь – один раз отрежь.(Посл.)  Можно вставить Противительные Солнце взошло – начинается день.  Закуковала кукушка – сей ячмень. А, но   Посмотрит – рублем подарит. (Некр.)  Временные Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (Крыл.)  Когда Солнце дымное встает – будет день горячий.  Условные  Если    Сравнительные  Как, будто, словно Быстрая смена событий    Вывод, следствие  Следовательно Значит  _

Знак препинания

Примеры

Отношения между простыми предложениями

Семь раз отмерь – один раз отрежь.(Посл.)

Можно вставить

Противительные

Солнце взошло – начинается день.

Закуковала кукушка – сей ячмень.

А, но

Посмотрит – рублем подарит. (Некр.)

Временные

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (Крыл.)

Когда

Солнце дымное встает – будет день горячий.

Условные

Если

Сравнительные

Как, будто, словно

Быстрая смена событий

Вывод, следствие

Следовательно

Значит

_

Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

Проверим себя

Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

  • Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  • Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
  • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

Проверим себя

Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

  • Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  • Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
  • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

Проверим себя

Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

  • Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  • Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
  • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Джельсомино запел – в окрестных домах вылетели стекла.

Проверим себя

Задание: укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Джельсомино запел – в окрестных домах вылетели стекла.

  • Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  • Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
  • Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки. Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

Проверим себя

Задание: укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.

  • Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  • Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
  • Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

Проверим себя Задание: в каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

Проверим себя

Задание: в каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
  • Наступил вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.
  • Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.
Проверим себя Задание: в каком предложении неправильно расставлены знаки препинания? Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было. Вспыхнул свет: я зажмурил глаза. Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят. Будет дождик – будут и грибки.

Проверим себя

Задание: в каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

  • Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было.
  • Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.
  • Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.
  • Будет дождик – будут и грибки.

Проверим себя Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

Проверим себя

Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

  • 1, 2, 4
  • 2, 3, 4
  • 1, 2, 3, 4
  • 1, 3, 4
Проверим себя Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Вы долго выбирали дорогой товар (1) например (2) телевизор (3) но плохо проверили его работу в магазине (4) и унесли домой (5) где обнаружили серьезные дефекты.

Проверим себя

Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Вы долго выбирали дорогой товар (1) например (2) телевизор (3) но плохо проверили его работу в магазине (4) и унесли домой (5) где обнаружили серьезные дефекты.

  • 1, 2, 3, 4, 5
  • 2, 3, 5
  • 1, 3, 5
  • 1, 2, 3, 5
Благодарю вас за работу!

Благодарю вас

за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Автор: Ярославцева Галина Петровна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)"
    ["seo_title"] => string(56) "tiemaurokatirievbiessoiuznomslozhnompriedlozhienii9klass"
    ["file_id"] => string(6) "307235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458294984"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "урок-проект знаки препинания в сложном предложении"
    ["seo_title"] => string(57) "urok-proiekt-znaki-priepinaniia-v-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "249713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446966288"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Разработка урока. Тире в бессоюзном сложном предложении 9 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "160955"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422160389"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока "Союзные и бессоюзные сложные предложения""
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_soiuznye_i_bessoiuznye_slozhnye_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "601873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646840673"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Тема урока:Обобщение темы «Бессоюзное сложное предложение»"
    ["seo_title"] => string(66) "tiemaurokaobobshchieniietiemybiessoiuznoieslozhnoiepriedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "289999"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454910362"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства