Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)
Цель: 1. Знакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП.
2. Развивать речь и познавательный интерес учащихся.
3. Прививать эстетический вкус, способствовать нравственному воспитанию.
Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
- Актуализация полученных знаний.
Оргмомент.
Целеполагание.
- Мы продолжаем изучать бессоюзные сложные предложения. Сегодня познакомимся с условиями постановки тире между частями БСП.
II. Опрос домашнего задания.
1. Упражнение 261. Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие.
2. У доски 2 ученика.
Задание. Выделить грамматические основы, начертить схему предложения, поставить знак препинания и объяснить.
- Птиц не было слышно: они не поют в час зноя.
- Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
3. Графический диктант.
А) Зазвучала музыка, гости оживились.
Б) Погода была ужасная: весь день лил дождь как из ведра.
В) Смелые побеждают – трусливые погибают.
Работа над предложением: Смелые побеждают – трусливые погибают.
Третье предложение вызвало у вас затруднение, почему?
Какой союз можно поставить между простыми предложениями?
Какое здесь смысловое отношение между частями в данном БСП?
Как вы думаете, какой знак препинания следует ставить?
Работа над предложениями:
Молвит слово – соловей поёт.
Приходит весна – всё вокруг оживает.
Много снега – много хлеба.
Стояли хибарки - стоят корпуса.
III. Это и будет темой нашего урока сегодня:
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Ознакомление с теоретическим материалом
Таблица
Смысловые отношения между частями в БСП
Между частями БСП можно поставить слова
Примеры
Противопоставление
но
а
Труд человека кормит – лень портит.
Мир строит – война разрушает.
Сравнение
будто
словно
как
Учёный без трудов – дерево без плодов.
Условие или время
если
когда
Хочешь избавиться от бедности – трудись.
Вывод, следствие
значит
поэтому
так что
Дети стали большими – им надо учиться.
Быстрая смена событий
Стояли хибарки – стояли корпуса, открывшись фасадами, сбросив леса.
Сильный ученик делает вывод
Итог: Объяснение по электронному учебнику
Запись схемы в тетради.
IV. Формирование умений и навыков.
Закрепление.
А)Упр.269. Устно. Объяснить смысл пословиц и расстановку знаков препинания.
Б)Упр.273. Заменить, где возможно, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения бессоюзными сложными.
В) - А теперь поработаем над текстом «Знакомьтесь: мода»,который лежит перед вами.
Комментированное чтение, сопровождаемое показом слайдов.
Словарная работа: вызывала недоумение – непонимание, неясность
озадачивала – заставляла думать
«иноземный образец» - иностранный, чужой образец
тщетно – бесполезно, зря
Вопрос-ответная беседа по тексту:
1. Согласны ли вы с высказыванием, что «… каждый человек воспринимает моду по-своему. Это зависит от возраста, воспитания, убеждений, вкуса, культуры, характера, одним словом – от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира»?
2. Что вы можете сказать о нынешней моде? Всё новое – хорошо забытое старое.
3. Какой смысл вложен в пословицу: «По одёжке встречают, по уму провожают»?
Задание: Выпишите из текста «Знакомьтесь: мода» БСП с тире между частями и объясните её постановку
Мода влияла на нравы, на поведение, при этом как бы оставаясь в стороне – люди сами попадали в её сети. (Противопоставление)
Бороды было приказано сбрить – их сбрили. (Быстрая смена событий)
Возникновение новой моды в Париже привлекло внимание и российских модников – завели бороды и они, не подозревая, что к ним вернулась их собственная борода. (Указывает на вывод, следствие)
Задание: Закончите пословицы и поговорки о моде.
По росту и одежду подбирай.
Одежда лучше новая – друг старый.
Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда.
Мода да развлечения и жадного разорят.
В одежде старайся быть изящным.
Задание: Расставьте предложения соответственно схемам
Определить смысловые отношения между частями БСП
Деловые контакты со странами Западной Европы перечеркнули запрет – сразу старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной (время).
В шестидесятые годы двадцатого века появилась джинсовая мода – послевоенный сдержанный стиль в одежде прошёл (противопоставление).
Мастер без дела – лес без птиц.(сравнение, сопоставление)
Сменила вечером большую сумку на клатч – готова к вечеринке. (быстрая смена событий)
Не идёт одежда к лицу – меняй свой стиль. (условие)
Обобщение. По таблице.
V. Тест.
Работа с тестировщиком.
1. Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:
A.Запятая
B. Точка с запятой
C. Двоеточие
D. Тире
E. Точка;
2. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Узнаешь меня – перестанешь бояться.
A. Время
B. Следствие
C. Условие
D. Противопоставление
E. Быстрая смена событий;
3. Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:
A. Запятая
B. Точка с запятой
C. Двоеточие
D. Тире
E. Точка;
4. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Служить бы рад – прислуживаться тошно.
A. Время
B. Следствие
C. Условие
D. Противопоставление
E. Быстрая смена событий;
5. Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:
A. Запятая
B. Точка с запятой
C. Двоеточие
D. Тире
E. Точка.
Комментирование оценок.
Рефлексия.
VI. Домашнее задание: необычное: «Придумай задание сам». ( упражнение, эссе «Астана-моя столица»,.) Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)
Цель: 1. Знакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП.
2. Развивать речь и познавательный интерес учащихся.
3. Прививать эстетический вкус, способствовать нравственному воспитанию.
Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
- Актуализация полученных знаний.
Оргмомент.
Целеполагание.
- Мы продолжаем изучать бессоюзные сложные предложения. Сегодня познакомимся с условиями постановки тире между частями БСП.
II. Опрос домашнего задания.
1. Упражнение 261. Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие.
2. У доски 2 ученика.
Задание. Выделить грамматические основы, начертить схему предложения, поставить знак препинания и объяснить.
- Птиц не было слышно: они не поют в час зноя.
- Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.