kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)

Цель:  1. Знакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП.

             2. Развивать речь и познавательный интерес учащихся.

             3. Прививать эстетический вкус, способствовать нравственному воспитанию.

Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Актуализация полученных знаний.

Оргмомент.

Целеполагание.

- Мы продолжаем изучать бессоюзные сложные предложения. Сегодня познакомимся с условиями постановки тире между частями БСП.

II.  Опрос домашнего задания.

1. Упражнение 261. Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие.

2. У доски 2 ученика.

Задание. Выделить грамматические основы, начертить схему предложения, поставить знак препинания и объяснить.

  1. Птиц не было слышно: они не поют в час зноя.

 

  1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

3. Графический диктант.

А) Зазвучала музыка, гости оживились.

Б) Погода была ужасная: весь день лил дождь как из ведра.

В) Смелые побеждают – трусливые погибают.

Работа над предложением: Смелые побеждают – трусливые погибают.

Третье предложение вызвало у вас затруднение, почему?

Какой союз можно поставить между простыми предложениями?

Какое здесь смысловое отношение между частями в данном БСП?

Как вы думаете, какой знак препинания следует ставить?

Работа над предложениями:

Молвит слово – соловей поёт.

Приходит весна – всё вокруг оживает.

Много снега – много хлеба.

Стояли хибарки - стоят корпуса.

III. Это и будет темой нашего урока сегодня:

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Ознакомление с теоретическим материалом

Таблица

Смысловые отношения между частями в БСП

Между частями БСП можно поставить слова

Примеры

Противопоставление

но

а

Труд человека кормит – лень портит.

Мир строит – война разрушает.

Сравнение

будто

словно

как

Учёный без трудов – дерево без плодов.

Условие или время

если

когда

Хочешь избавиться от бедности – трудись.

Вывод, следствие

значит

поэтому

так что

Дети стали большими – им надо учиться.

Быстрая смена событий

Стояли хибарки – стояли корпуса, открывшись фасадами, сбросив леса.

Сильный ученик делает вывод

Итог: Объяснение по электронному учебнику

Запись схемы в тетради.

IV. Формирование умений и навыков.

      Закрепление.

А)Упр.269. Устно. Объяснить смысл пословиц и расстановку знаков препинания.

Б)Упр.273. Заменить, где возможно, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения бессоюзными сложными.

В)      - А теперь  поработаем над текстом «Знакомьтесь: мода»,который лежит перед вами.

Комментированное чтение, сопровождаемое показом слайдов.

Словарная работа: вызывала недоумение – непонимание, неясность

                                    озадачивала – заставляла думать

                                    «иноземный образец» -  иностранный, чужой образец

                                    тщетно – бесполезно, зря

Вопрос-ответная беседа по тексту:

1. Согласны ли вы с высказыванием, что «… каждый человек воспринимает моду по-своему. Это зависит от возраста, воспитания, убеждений, вкуса, культуры, характера, одним словом – от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира»?

2. Что вы можете сказать о нынешней моде? Всё новое – хорошо забытое старое.

3. Какой смысл вложен в пословицу: «По одёжке встречают, по уму провожают»?

Задание: Выпишите из текста «Знакомьтесь: мода» БСП с тире между частями и    объясните её постановку

Мода влияла на нравы, на поведение, при этом как бы оставаясь в стороне – люди сами попадали в её сети. (Противопоставление)

Бороды было приказано сбрить – их сбрили. (Быстрая смена событий)

Возникновение новой моды в Париже привлекло внимание и российских модников – завели бороды и они, не подозревая, что к ним вернулась их собственная борода. (Указывает на вывод, следствие)

Задание: Закончите пословицы и поговорки о моде.

По росту и одежду подбирай.

Одежда лучше новая – друг старый.

Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда.

Мода да развлечения и жадного разорят.

В одежде старайся быть изящным.

Задание: Расставьте предложения соответственно схемам

Определить смысловые отношения между частями БСП

Деловые контакты со странами Западной Европы перечеркнули запрет – сразу старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной (время).

В шестидесятые годы двадцатого века появилась джинсовая мода – послевоенный сдержанный стиль в одежде прошёл (противопоставление).

Мастер без дела – лес без птиц.(сравнение, сопоставление)

Сменила вечером большую сумку на клатч –  готова к вечеринке. (быстрая смена событий)

Не идёт одежда к лицу – меняй свой стиль. (условие)

Обобщение.  По таблице.

V.  Тест.

Работа с тестировщиком.  

1. Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:

A.Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

E. Точка;

2. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Узнаешь меня – перестанешь бояться.

A. Время

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;

3. Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

E. Точка;

4.  Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

A. Время

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;

5.  Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

E. Точка.

Комментирование оценок.

Рефлексия.

VI. Домашнее задание: необычное: «Придумай задание сам».   ( упражнение, эссе «Астана-моя столица»,.)                                                            Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)

Цель:  1. Знакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП.

             2. Развивать речь и познавательный интерес учащихся.

             3. Прививать эстетический вкус, способствовать нравственному воспитанию.

Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Актуализация полученных знаний.

Оргмомент.

Целеполагание.

- Мы продолжаем изучать бессоюзные сложные предложения. Сегодня познакомимся с условиями постановки тире между частями БСП.

II.  Опрос домашнего задания.

1. Упражнение 261. Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие.

2. У доски 2 ученика.

Задание. Выделить грамматические основы, начертить схему предложения, поставить знак препинания и объяснить.

  1. Птиц не было слышно: они не поют в час зноя.
  1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)»

Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)

Цель: 1. Знакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП.

2. Развивать речь и познавательный интерес учащихся.

3. Прививать эстетический вкус, способствовать нравственному воспитанию.


Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник, раздаточный материал.


Ход урока:

  1. Актуализация полученных знаний.

Оргмомент.

Целеполагание.

- Мы продолжаем изучать бессоюзные сложные предложения. Сегодня познакомимся с условиями постановки тире между частями БСП.

II. Опрос домашнего задания.

1. Упражнение 261. Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие.

2. У доски 2 ученика.

Задание. Выделить грамматические основы, начертить схему предложения, поставить знак препинания и объяснить.

  1. Птиц не было слышно: они не поют в час зноя.


  1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.




3. Графический диктант.


А) Зазвучала музыка, гости оживились.



Б) Погода была ужасная: весь день лил дождь как из ведра.



В) Смелые побеждают – трусливые погибают.



Работа над предложением: Смелые побеждают – трусливые погибают.


Третье предложение вызвало у вас затруднение, почему?

Какой союз можно поставить между простыми предложениями?

Какое здесь смысловое отношение между частями в данном БСП?

Как вы думаете, какой знак препинания следует ставить?

Работа над предложениями:

Молвит слово – соловей поёт.

Приходит весна – всё вокруг оживает.

Много снега – много хлеба.

Стояли хибарки - стоят корпуса.


III. Это и будет темой нашего урока сегодня:

Тире в бессоюзном сложном предложении.


Ознакомление с теоретическим материалом

Таблица

Смысловые отношения между частями в БСП

Между частями БСП можно поставить слова

Примеры

Противопоставление

но

а

Труд человека кормит – лень портит.

Мир строит – война разрушает.

Сравнение

будто

словно

как

Учёный без трудов – дерево без плодов.


Условие или время

если

когда

Хочешь избавиться от бедности – трудись.


Вывод, следствие

значит

поэтому

так что

Дети стали большими – им надо учиться.

Быстрая смена событий


Стояли хибарки – стояли корпуса, открывшись фасадами, сбросив леса.


Сильный ученик делает вывод

Итог: Объяснение по электронному учебнику

Запись схемы в тетради.

IV. Формирование умений и навыков.

Закрепление.

А)Упр.269. Устно. Объяснить смысл пословиц и расстановку знаков препинания.

Б)Упр.273. Заменить, где возможно, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения бессоюзными сложными.

В) - А теперь поработаем над текстом «Знакомьтесь: мода» ,который лежит перед вами.


Комментированное чтение, сопровождаемое показом слайдов.


Словарная работа: вызывала недоумение – непонимание, неясность

озадачивала – заставляла думать

«иноземный образец» - иностранный, чужой образец

тщетно – бесполезно, зря



Вопрос-ответная беседа по тексту:

1. Согласны ли вы с высказыванием, что «… каждый человек воспринимает моду по-своему. Это зависит от возраста, воспитания, убеждений, вкуса, культуры, характера, одним словом – от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира»?

2. Что вы можете сказать о нынешней моде? Всё новое – хорошо забытое старое.

3. Какой смысл вложен в пословицу: «По одёжке встречают, по уму провожают»?

Задание: Выпишите из текста «Знакомьтесь: мода» БСП с тире между частями и объясните её постановку


Мода влияла на нравы, на поведение, при этом как бы оставаясь в стороне – люди сами попадали в её сети. (Противопоставление)


Бороды было приказано сбрить – их сбрили. (Быстрая смена событий)


Возникновение новой моды в Париже привлекло внимание и российских модников – завели бороды и они, не подозревая, что к ним вернулась их собственная борода. (Указывает на вывод, следствие)


Задание: Закончите пословицы и поговорки о моде.

По росту и одежду подбирай.

Одежда лучше новая – друг старый.

Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда.

Мода да развлечения и жадного разорят.

В одежде старайся быть изящным.


Задание: Расставьте предложения соответственно схемам

Определить смысловые отношения между частями БСП


Деловые контакты со странами Западной Европы перечеркнули запрет – сразу старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной (время).


В шестидесятые годы двадцатого века появилась джинсовая мода – послевоенный сдержанный стиль в одежде прошёл (противопоставление).


Мастер без дела – лес без птиц.(сравнение, сопоставление)


Сменила вечером большую сумку на клатч – готова к вечеринке. (быстрая смена событий)


Не идёт одежда к лицу – меняй свой стиль. (условие)


Обобщение. По таблице.


V. Тест.

Работа с тестировщиком.


1. Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:

A.Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

E. Точка;


2. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Узнаешь меня – перестанешь бояться.

A. Время

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;


3. Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

E. Точка;


4. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

A. Время

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;


5. Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

D. Тире

E. Точка.

Комментирование оценок.

Рефлексия.


VI. Домашнее задание: необычное: «Придумай задание сам». ( упражнение, эссе «Астана-моя столица», ...)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)

Автор: Лукпанова Гулбаршин Амангелдиевна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307235

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства