1. Организационный момент (2 мин.)
2.Актуализация ЗУН. Проверка домашнего задания. (10 мин.)
3. Объяснение нового материала (7 мин.)
4. Физкультминутка (1 мин.)
6. Итоги урока (2 мин.)
7. Домашнее задание (3 мин.)
№ | Этап Урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1. | Организационный момент | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок русского языка по теме «Союзные и бессоюзные сложные предложения» Открываем тетради, записываем дату и тему урока. | Здравствуйте! Ученики записывают число, классную работу, тему урока. | |
2. | Актуализация знаний | -Спишите, пожалуйста, предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы. 1) Год за годом все меньше и меньше остаёт…ся возле с…лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья. (Г. Скрибицкий) 2) Каждое лето под высоким к… рнизом дома в котором проходило мое де…ство бел…грудые веселые ласточ…ки л…пили свои гнезда. (И. Соколов - Микитов) 3) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих одуванчиков. (М. Пришвин) - Почему вы решили, что первое предложение является ССП? - Какие предложения являются СПП? Почему? - Докажите, что предложение 3 является БСП. (это БСП, т. к. части соединены только интонацией). Обобщение материала и составление схемы, заполнение таблицы. Вывод: Сложные предложения бывают союзные (ССП, СПП), бессоюзные (БСП). ССП – это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой и с помощью сочинительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них. СПП состоит без главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений, связанных между собой подчинительной связью. БСП – это предложение, части которого соединены с помощью интонации. | Ученики выполняют задание. 1 предложение – сложносочиненное (ССП) 2 предложение – сложноподчиненное (СПП) 3 предложение – бессоюзное сложное (БСП) - обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. - предложение 2 является СПП, т. к. части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова. - это БСП, т. к. части соединены только интонацией. Ученики составляют схему в тетрадях. Заполнить таблицу | ССП | СПП | БСП | Средство связи | союзы | союзы | Знаки препинания | Союзы | | | | Виды | | | | примеры | | | | | |
3. | Объяснение нового материала | - Ребята, теперь открываем учебник, страница 18. Прочитайте, пожалуйста, правило. Мы поняли, что простые предложения, входящие в составе сложных, соединяются двумя основными способами. Какими? - А теперь, давайте вспомним союзы. На какие группы делятся союзы? - Вспомните, пожалуйста, на какие группы делятся сочинительные союзы? - А на какие группы делятся подчинительные союзы? | Ученики читают правило. - 1) при помощи интонации и союзов или союзных слов. 2) при помощи интонации (т.е. без союзов и союзных слов). - На подчинительные и сочинительные. - Соединительные (и, ни, ни; тоже; также; не только, но и; да и; да (=и), ), разделительные(или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли), противительные(а, но, однако, зато, да(=но), же). - Причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные. | |
4. | Физкультминутка | Я буду называть слова-синонимы, слова-антонимы или омонимы. Когда вы услышите синонимы, поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите антонимы, присядьте на корточки. Когда я назову омонимы, имитируйте ходьбу на месте, не отрывая носков от пола. | Выполняют упражнения. | |
5. | Закрепление темы | Индивидуальное задание. Из простых предложений составьте сложные различных видов с союзами и без союзов, укажите вид предложений. Было уже 10 часов вечера. Над садом светила полная луна. Работа в парах. Предложения записаны на доске или на карточке. (Осуществляется взаимопроверка работ.) • Определите, каким способом простые предложения соединены в сложное (А – при помощи союза; Б – при помощи союзного слова; В – при помощи интонации). I вариант 1) В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем. 2) Мудрено пишут только о том, чего не понимают. 3) Мой отец над сетью труб хлопочет – я стихов вызваниваю сеть. 4) Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово. 5) Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. II вариант 1) Даль подернулась туманом, чешет тучи лунный гребень. 2) Есть в реках места такие, где в заводях спит вода. 3) Ночи не приносили прохлады, хотя и были великолепны. 4) Дымилась роща над горою, и вместе с ней горел закат. 5) Такая чудесная погода, какая редко бывает в апреле. | Ученики самостоятельно выполняют задание. Было уже 10 часов вечера, и над садом светила полная луна. (Сложное, ССП, с сочинительным союзом и). Когда над садом светила полная луна, было уже 10 часов вечера. (Сложное, СПП, с подчинительным союзом когда). Над садом светила полная луна: было уже 10 часов вечера. (Сложное, БСП). А, 2 -Б, 3- В, 4-Б, 5-Б. 1- В, 2- Б, 3- Б, 4- А, 5- Б. | |
6. | Итоги урока | Проверочный тест. 1. Полно спать: тебе две розы я принес с рассветом дня. (А. Фет) А. ССП Б. СПП В. БСП 2. Каким средством связи соединены части сложного предложения: Дома богачей здесь отделаны мрамором или мозаикой, беднота же обитает в жалких лачугах на городских окраинах. (А. Ладинский) А. интонация Б. сочинительный союз В. подчинительный союз 3. Определить тип предложения по структуре: Предки Лейкина, как и Чехова, были крепостными, но на волю вышли раньше, раньше сколотили каптал и вообще, судя по всему были удачливее Чеховых. (М. Громов) А. ССП Б. простое предложение, осложненное однородными членами В. БСП (ключ к тесту: 1В, 2А, 3Б) Проверка теста, подведение итогов урока. | Ученики выполняют проверочный тест, затем проверяем, подводим итоги. | |
7. | Домашнее задание | Выписать из учебника литературы 6 предложений (ссп, спп, бсп). | Записывают д.з. в дневники | |