kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Жанры публицистического стиля. Заметка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок начинаю  с чтения заметки из газеты "Жастар" о победителях в соревнованиях по армрестлингу. Такое начало урока сразу пробуждает интерес учащихся к последующей деятельности на уроке и воспитывает казахстанский патриотизм. Орфографическая разминка - комментированное письмо - также служит сразу двум целям: с одной сороны повторяем некоторые правила правописания, с другой - данные слова пригодятся учащимся при написании своей собственной заметки. Домашним заданием былопроработать материал памятки о жанре заметки. Несколько вопросов по этой памятке актуализируют знания учащихся и позволят выявить, насколько добросовестно выполнено домашнее задание. Основная цельурока - написание личной заметки о каких-то актуальных событиях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка»

Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж


Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж


Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж



Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Автор: Брант Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы. Казахстан, СКО, район им.Г.Мусрепова, КГУ «Березовская СШ»

7 класс

Тема урока: Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля.

Цель: познакомиться с признаками публицистического стиля; выделить особенности жанра заметки.

Задачи: воспитывать читательскую культуру; учиться работать с информацией; познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики; подготовить учащихся к самостоятельной работе над заметкой; показать детям значение умения собирать материал к сочинению, а также умения наблюдать и записывать свои наблюдения; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: газетная заметка, таблица «Стили речи», распечатанная памятка «Признаки стиля».

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап

  1. Прочитаем газетное сообщение (газета «Жастар», статья «Североказахстанцы на чемпионате Азии по армрестлингу завоевали четыре золотые медали!», автор Светлана Боярская)

  2. Вопросы: О чем сообщает нам автор этой небольшой статьи?

Из какого предложения становится ясно, что событие произошло недавно?

Какие факты подтверждают то, что описанное произошло в реальности? (На это указывают имена, фамилии, цифры, географические названия).

Для кого предназначена данная газетная заметка? (Заметка предназначена для широкого круга читателей, по-другому, для публики)

Вы уже догадались, о каком из стилей речи пойдет речь сегодня? (о публицистическом стиле). Записываем первую часть темы урока.

А не хотите ли и вы побыть газетными репортерами и написать собственную заметку в школьную газету? Учиться писать заметку – одна из задач нашего урока. Записываем вторую часть темы урока.



II. Актуализация прежних знаний.

- Какие стили речи вы уже знаете?

- Для чего предназначен каждый из них? Расскажите, пользуясь таблицей «Стили РЛЯ»



III. Работа по новой теме.

  1. Поисковая работа.

Можете ли вы доказать, что публицистический, публицистика, публика, публичный – родственные слова? За помощью обратитесь к толковому словарику в конце учебника. Как вы думаете, почему один из стилей называется публицистическим?



  1. Объяснительный диктант

Один учащийся у доски, остальные - в тетрадях.

Чрезвычайно, интересно, увлекательный, происходит – произошло, недавно, сыграть, серебряный, мероприятие, жюри, команда, событие, случаться, военно-спортивный, важный, достойный.



  1. Изучение памятки «Признаки публицистического стиля. Жанры». (распечатать, раздать на парты).

  2. Домашним заданием было подготовить сведения об одном из жанров публицистики: газетной заметке.

Ответьте на некоторые вопросы:

- Что означает «заметка», если исходить из названия жанра?

(В названии суть - заметить, выделить что-то из окружающей жизни. Это самый малый газетный жанр, в основе лежит обычно один факт, размер может колебаться от 10 до 100 строк ).

- Какие особенности заметки вы можете отметить?

(Заметка подает читателю факт, ограничиваясь самым необходимым, отвечая на вопросы ЧТО, ГДЕ, КОГДА произошло. Заметки не эмоциональны, об авторе мы узнаем лишь по данным в конце материала).

- О каком самом важном требовании мы не должны забывать?

(Поводом для написания заметки служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта. Очень важна оперативность, новость хороша вовремя).

- Какие виды заметок вы знаете? (хроникальная, поучительная, критическая, полемическая, отклик, расширенная).

- Какие навыки необходимы журналисту? (умение наблюдать , замечать самое характерное, важное существенное и собирать материал)



Теперь давайте вернемся к началу урока и к статье из газеты «Жастар». Докажите, что это – заметка.

(Текст очень лаконичен, сжато сообщает о прошедшем чемпионате, подает читателю факт, ограничиваясь самыми необходимыми сведениями: фамилии победителей, количество наград).

IV. Закрепление.

А сейчас, как я и обещала, вы будете газетными репортерами и попробуете самостоятельно написать заметку в нашу школьную газету «Молния». Обратимся к нашему диктанту. Какие слова вы могли бы использовать в своем сообщении?

Предлагаю объединиться в группу и поработать вместе над составлением заметки о каком-либо событии, которое вы считаете значительным и интересным.

Заметку зачитать, проверить орфографию и пунктуацию.



V. Рефлексивно-оценочный этап. Ребята, вы узнали сегодня что-то новое? А чему научились?

Комментирование оценок.



VI. Домашнее задание. Напишите заметку о классном часе А) запишите тему, дату, место проведения Б) укажите фамилию, имя, отчество классного руководителя В) назовите форму классного часа Г) опишите оформление кабинета Г) расскажите о реакции учеников на происходящее Д) напишите заметку, проверьте пунктуацию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Жанры публицистического стиля. Заметка"

Автор: Брант Евгения Сергеевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "«Речь Повторение: публицистический стиль речи; жанры публицистического стиля: заметка в газету, портретный очерк, репортаж»"
    ["seo_title"] => string(80) "rech_povtorenie_publitsisticheskii_stil_rechi_zhanry_publitsisticheskogo_stilia_"
    ["file_id"] => string(6) "561741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603977195"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Программа прикладного курса "Сочинения в газетных жанрах" (11 класс) "
    ["seo_title"] => string(74) "proghramma-prikladnogho-kursa-sochinieniia-v-ghazietnykh-zhanrakh-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212769"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431928550"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок "Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля." "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-iazykovyie-sriedstva-publitsistichieskogho-stilia-zamietka-kak-odin-iz-zhanrov-stilia"
    ["file_id"] => string(6) "194001"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427718470"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей."
    ["seo_title"] => string(79) "rassuzhdenie_obiasnenie_zametka_v_gazetu_tipa_rassuzhdeniia_o_postupkakh_liudei"
    ["file_id"] => string(6) "518969"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567432152"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства