kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок начинается со знакомства с заметкой из газеты "Жастар" о победителях в соревнованиях по армрестлингу. Такое начало сразу пробуждает интерес учащихся к дальнейшей деятельности на уроке и одновременно служит воспитанию казахстанского патриотизма. Последующее комментированное письмо служит также двум целям: с одной стороны, повторение некоторых правил правописания, с другой - лексическая работа (слова из диктанта пригодятся при работе над собственной заметкой). Домашняя подготовка учащихся сводится к тому, что они заранее подготовили сообщение о жанре заметки. Несколько вопросов по сообщению актуализируют знания учащихся ипозволят проверить, насколько добросовестно выполнено задание. Основной целью урока является написание учащимися собственной заметки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка»

Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж


Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж


Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж



Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Автор: Брант Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы. Казахстан, СКО, район им.Г.Мусрепова, КГУ «Березовская СШ»

7 класс

Тема урока: Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля.

Цель: познакомиться с признаками публицистического стиля; выделить особенности жанра заметки.

Задачи: воспитывать читательскую культуру; учиться работать с информацией; познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики; подготовить учащихся к самостоятельной работе над заметкой; показать детям значение умения собирать материал к сочинению, а также умения наблюдать и записывать свои наблюдения; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: газетная заметка, таблица «Стили речи», распечатанная памятка «Признаки стиля».

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап

  1. Прочитаем газетное сообщение (газета «Жастар», статья «Североказахстанцы на чемпионате Азии по армрестлингу завоевали четыре золотые медали!», автор Светлана Боярская)

  2. Вопросы: О чем сообщает нам автор этой небольшой статьи?

Из какого предложения становится ясно, что событие произошло недавно?

Какие факты подтверждают то, что описанное произошло в реальности? (На это указывают имена, фамилии, цифры, географические названия).

Для кого предназначена данная газетная заметка? (Заметка предназначена для широкого круга читателей, по-другому, для публики)

Вы уже догадались, о каком из стилей речи пойдет речь сегодня? (о публицистическом стиле). Записываем первую часть темы урока.

А не хотите ли и вы побыть газетными репортерами и написать собственную заметку в школьную газету? Учиться писать заметку – одна из задач нашего урока. Записываем вторую часть темы урока.



II. Актуализация прежних знаний.

- Какие стили речи вы уже знаете?

- Для чего предназначен каждый из них? Расскажите, пользуясь таблицей «Стили РЛЯ»



III. Работа по новой теме.

  1. Поисковая работа.

Можете ли вы доказать, что публицистический, публицистика, публика, публичный – родственные слова? За помощью обратитесь к толковому словарику в конце учебника. Как вы думаете, почему один из стилей называется публицистическим?



  1. Объяснительный диктант

Один учащийся у доски, остальные - в тетрадях.

Чрезвычайно, интересно, увлекательный, происходит – произошло, недавно, сыграть, серебряный, мероприятие, жюри, команда, событие, случаться, военно-спортивный, важный, достойный.



  1. Изучение памятки «Признаки публицистического стиля. Жанры». (распечатать, раздать на парты).

  2. Домашним заданием было подготовить сведения об одном из жанров публицистики: газетной заметке.

Ответьте на некоторые вопросы:

- Что означает «заметка», если исходить из названия жанра?

(В названии суть - заметить, выделить что-то из окружающей жизни. Это самый малый газетный жанр, в основе лежит обычно один факт, размер может колебаться от 10 до 100 строк ).

- Какие особенности заметки вы можете отметить?

(Заметка подает читателю факт, ограничиваясь самым необходимым, отвечая на вопросы ЧТО, ГДЕ, КОГДА произошло. Заметки не эмоциональны, об авторе мы узнаем лишь по данным в конце материала).

- О каком самом важном требовании мы не должны забывать?

(Поводом для написания заметки служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта. Очень важна оперативность, новость хороша вовремя).

- Какие виды заметок вы знаете? (хроникальная, поучительная, критическая, полемическая, отклик, расширенная).

- Какие навыки необходимы журналисту? (умение наблюдать , замечать самое характерное, важное существенное и собирать материал)



Теперь давайте вернемся к началу урока и к статье из газеты «Жастар». Докажите, что это – заметка.

(Текст очень лаконичен, сжато сообщает о прошедшем чемпионате, подает читателю факт, ограничиваясь самыми необходимыми сведениями: фамилии победителей, количество наград).

IV. Закрепление.

А сейчас, как я и обещала, вы будете газетными репортерами и попробуете самостоятельно написать заметку в нашу школьную газету «Молния». Обратимся к нашему диктанту. Какие слова вы могли бы использовать в своем сообщении?

Предлагаю объединиться в группу и поработать вместе над составлением заметки о каком-либо событии, которое вы считаете значительным и интересным.

Заметку зачитать, проверить орфографию и пунктуацию.



V. Рефлексивно-оценочный этап. Ребята, вы узнали сегодня что-то новое? А чему научились?

Комментирование оценок.



VI. Домашнее задание. Напишите заметку о классном часе А) запишите тему, дату, место проведения Б) укажите фамилию, имя, отчество классного руководителя В) назовите форму классного часа Г) опишите оформление кабинета Г) расскажите о реакции учеников на происходящее Д) напишите заметку, проверьте пунктуацию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок "Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля."

Автор: Брант Евгения Сергеевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства