Автор: Брант Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы. Казахстан, СКО, район им.Г.Мусрепова, КГУ «Березовская СШ»
7 класс
Тема урока: Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля.
Цель: познакомиться с признаками публицистического стиля; выделить особенности жанра заметки.
Задачи: воспитывать читательскую культуру; учиться работать с информацией; познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики; подготовить учащихся к самостоятельной работе над заметкой; показать детям значение умения собирать материал к сочинению, а также умения наблюдать и записывать свои наблюдения; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: газетная заметка, таблица «Стили речи», распечатанная памятка «Признаки стиля».
Ход урока
Вводно-мотивационный этап
Прочитаем газетное сообщение (газета «Жастар», статья «Североказахстанцы на чемпионате Азии по армрестлингу завоевали четыре золотые медали!», автор Светлана Боярская)
Вопросы: О чем сообщает нам автор этой небольшой статьи?
Из какого предложения становится ясно, что событие произошло недавно?
Какие факты подтверждают то, что описанное произошло в реальности? (На это указывают имена, фамилии, цифры, географические названия).
Для кого предназначена данная газетная заметка? (Заметка предназначена для широкого круга читателей, по-другому, для публики)
Вы уже догадались, о каком из стилей речи пойдет речь сегодня? (о публицистическом стиле). Записываем первую часть темы урока.
А не хотите ли и вы побыть газетными репортерами и написать собственную заметку в школьную газету? Учиться писать заметку – одна из задач нашего урока. Записываем вторую часть темы урока.
II. Актуализация прежних знаний.
- Какие стили речи вы уже знаете?
- Для чего предназначен каждый из них? Расскажите, пользуясь таблицей «Стили РЛЯ»
III. Работа по новой теме.
Поисковая работа.
Можете ли вы доказать, что публицистический, публицистика, публика, публичный – родственные слова? За помощью обратитесь к толковому словарику в конце учебника. Как вы думаете, почему один из стилей называется публицистическим?
Объяснительный диктант
Один учащийся у доски, остальные - в тетрадях.
Чрезвычайно, интересно, увлекательный, происходит – произошло, недавно, сыграть, серебряный, мероприятие, жюри, команда, событие, случаться, военно-спортивный, важный, достойный.
Изучение памятки «Признаки публицистического стиля. Жанры». (распечатать, раздать на парты).
Домашним заданием было подготовить сведения об одном из жанров публицистики: газетной заметке.
Ответьте на некоторые вопросы:
- Что означает «заметка», если исходить из названия жанра?
(В названии суть - заметить, выделить что-то из окружающей жизни. Это самый малый газетный жанр, в основе лежит обычно один факт, размер может колебаться от 10 до 100 строк ).
- Какие особенности заметки вы можете отметить?
(Заметка подает читателю факт, ограничиваясь самым необходимым, отвечая на вопросы ЧТО, ГДЕ, КОГДА произошло. Заметки не эмоциональны, об авторе мы узнаем лишь по данным в конце материала).
- О каком самом важном требовании мы не должны забывать?
(Поводом для написания заметки служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта. Очень важна оперативность, новость хороша вовремя).
- Какие виды заметок вы знаете? (хроникальная, поучительная, критическая, полемическая, отклик, расширенная).
- Какие навыки необходимы журналисту? (умение наблюдать , замечать самое характерное, важное существенное и собирать материал)
Теперь давайте вернемся к началу урока и к статье из газеты «Жастар». Докажите, что это – заметка.
(Текст очень лаконичен, сжато сообщает о прошедшем чемпионате, подает читателю факт, ограничиваясь самыми необходимыми сведениями: фамилии победителей, количество наград).
IV. Закрепление.
А сейчас, как я и обещала, вы будете газетными репортерами и попробуете самостоятельно написать заметку в нашу школьную газету «Молния». Обратимся к нашему диктанту. Какие слова вы могли бы использовать в своем сообщении?
Предлагаю объединиться в группу и поработать вместе над составлением заметки о каком-либо событии, которое вы считаете значительным и интересным.
Заметку зачитать, проверить орфографию и пунктуацию.
V. Рефлексивно-оценочный этап. Ребята, вы узнали сегодня что-то новое? А чему научились?
Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. Напишите заметку о классном часе А) запишите тему, дату, место проведения Б) укажите фамилию, имя, отчество классного руководителя В) назовите форму классного часа Г) опишите оформление кабинета Г) расскажите о реакции учеников на происходящее Д) напишите заметку, проверьте пунктуацию.