kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок начинается со знакомства с заметкой из газеты "Жастар" о победителях в соревнованиях по армрестлингу. Такое начало сразу пробуждает интерес учащихся к дальнейшей деятельности на уроке и одновременно служит воспитанию казахстанского патриотизма. Последующее комментированное письмо служит также двум целям: с одной стороны, повторение некоторых правил правописания, с другой - лексическая работа (слова из диктанта пригодятся при работе над собственной заметкой). Домашняя подготовка учащихся сводится к тому, что они заранее подготовили сообщение о жанре заметки. Несколько вопросов по сообщению актуализируют знания учащихся ипозволят проверить, насколько добросовестно выполнено задание. Основной целью урока является написание учащимися собственной заметки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка»

Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж


Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж


Памятка

Признаки публицистического стиля

Цель – воздействие, агитация, злободневная информация.

Форма – письменный или устный монолог для массового и межличностного общения.

Языковые средства – наряду с нейтральными языковыми средствами используются:

- эмоционально и экспрессивно окрашенные слова;

- фразеологизмы и стандартные выражения;

- частицы (бы, б, ли, пусть, разве и т.д.)

-междометия (ах, ого, ой и т.д.)

- несложные синтаксические конструкции;

- риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения;

- оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений;

-повторы.

Основные жанры стиля

•Интервью

•Заметка

•эссе

•репортаж



Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Автор: Брант Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы. Казахстан, СКО, район им.Г.Мусрепова, КГУ «Березовская СШ»

7 класс

Тема урока: Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля.

Цель: познакомиться с признаками публицистического стиля; выделить особенности жанра заметки.

Задачи: воспитывать читательскую культуру; учиться работать с информацией; познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики; подготовить учащихся к самостоятельной работе над заметкой; показать детям значение умения собирать материал к сочинению, а также умения наблюдать и записывать свои наблюдения; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: газетная заметка, таблица «Стили речи», распечатанная памятка «Признаки стиля».

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап

  1. Прочитаем газетное сообщение (газета «Жастар», статья «Североказахстанцы на чемпионате Азии по армрестлингу завоевали четыре золотые медали!», автор Светлана Боярская)

  2. Вопросы: О чем сообщает нам автор этой небольшой статьи?

Из какого предложения становится ясно, что событие произошло недавно?

Какие факты подтверждают то, что описанное произошло в реальности? (На это указывают имена, фамилии, цифры, географические названия).

Для кого предназначена данная газетная заметка? (Заметка предназначена для широкого круга читателей, по-другому, для публики)

Вы уже догадались, о каком из стилей речи пойдет речь сегодня? (о публицистическом стиле). Записываем первую часть темы урока.

А не хотите ли и вы побыть газетными репортерами и написать собственную заметку в школьную газету? Учиться писать заметку – одна из задач нашего урока. Записываем вторую часть темы урока.



II. Актуализация прежних знаний.

- Какие стили речи вы уже знаете?

- Для чего предназначен каждый из них? Расскажите, пользуясь таблицей «Стили РЛЯ»



III. Работа по новой теме.

  1. Поисковая работа.

Можете ли вы доказать, что публицистический, публицистика, публика, публичный – родственные слова? За помощью обратитесь к толковому словарику в конце учебника. Как вы думаете, почему один из стилей называется публицистическим?



  1. Объяснительный диктант

Один учащийся у доски, остальные - в тетрадях.

Чрезвычайно, интересно, увлекательный, происходит – произошло, недавно, сыграть, серебряный, мероприятие, жюри, команда, событие, случаться, военно-спортивный, важный, достойный.



  1. Изучение памятки «Признаки публицистического стиля. Жанры». (распечатать, раздать на парты).

  2. Домашним заданием было подготовить сведения об одном из жанров публицистики: газетной заметке.

Ответьте на некоторые вопросы:

- Что означает «заметка», если исходить из названия жанра?

(В названии суть - заметить, выделить что-то из окружающей жизни. Это самый малый газетный жанр, в основе лежит обычно один факт, размер может колебаться от 10 до 100 строк ).

- Какие особенности заметки вы можете отметить?

(Заметка подает читателю факт, ограничиваясь самым необходимым, отвечая на вопросы ЧТО, ГДЕ, КОГДА произошло. Заметки не эмоциональны, об авторе мы узнаем лишь по данным в конце материала).

- О каком самом важном требовании мы не должны забывать?

(Поводом для написания заметки служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта. Очень важна оперативность, новость хороша вовремя).

- Какие виды заметок вы знаете? (хроникальная, поучительная, критическая, полемическая, отклик, расширенная).

- Какие навыки необходимы журналисту? (умение наблюдать , замечать самое характерное, важное существенное и собирать материал)



Теперь давайте вернемся к началу урока и к статье из газеты «Жастар». Докажите, что это – заметка.

(Текст очень лаконичен, сжато сообщает о прошедшем чемпионате, подает читателю факт, ограничиваясь самыми необходимыми сведениями: фамилии победителей, количество наград).

IV. Закрепление.

А сейчас, как я и обещала, вы будете газетными репортерами и попробуете самостоятельно написать заметку в нашу школьную газету «Молния». Обратимся к нашему диктанту. Какие слова вы могли бы использовать в своем сообщении?

Предлагаю объединиться в группу и поработать вместе над составлением заметки о каком-либо событии, которое вы считаете значительным и интересным.

Заметку зачитать, проверить орфографию и пунктуацию.



V. Рефлексивно-оценочный этап. Ребята, вы узнали сегодня что-то новое? А чему научились?

Комментирование оценок.



VI. Домашнее задание. Напишите заметку о классном часе А) запишите тему, дату, место проведения Б) укажите фамилию, имя, отчество классного руководителя В) назовите форму классного часа Г) опишите оформление кабинета Г) расскажите о реакции учеников на происходящее Д) напишите заметку, проверьте пунктуацию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок "Языковые средства публицистического стиля. Заметка как один из жанров стиля."

Автор: Брант Евгения Сергеевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства