kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста В. Поляничко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный  анализ текста

 (подготовка к ЕГЭ)

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: через реализацию национально – регионального компонента воспитание  нравственных качеств человека; формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения анализировать; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

Ход урока:

  1) Орг. момент. Сообщение целей урока.

 Сегодня на уроке мы  с  вами  будем отрабатывать   умение выполнять комплексный анализ  текста публицистического стиля речи (слайд №1). Таким образом, систематизируя знания по этой теме, мы готовимся к качественному выполнению тестовых заданий, предлагаемых на ЕГЭ. Записываем  число, тему и эпиграф к уроку (слайд 2). Дайте синтаксическую характеристику этому предложению (сложное, сложноподчинённое   состоит из двух частей: из главной и придаточной). « Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех», - писал Ромен  Роллан  о тех, кто посвятил свою жизнь людям, кто беззаветно служил добру и свету. Их имена навсегда останутся в благодарной памяти людей. Таким человеком был Виктор Петрович Поляничко, наш земляк, соотечественник, оставивший глубокий след в жизни многих людей. Наш урок мы построим на материале  книги о Викторе Поляничко, которая называется «Река жизни».

2) Работа по теме урока.

а) Биография Поляничко.

 - А кто же такой Виктор Петрович Поляничко? Слово историкам (слайд 3, 4).

1-ый историк: Виктор Петрович Поляничко родился  9 марта 1937г. в Ростове - на – Дону, закончил в 1962г. Московский  государственный университет по специальности «журналист». С ноября 1959г. работал первым секретарём Орского горкома ВЛКСМ. В 1965г. семья переезжает в г. Челябинск, где Виктор Петрович становится секретарём Челябинского горкома партии, а в1972г. получает назначение в  Оренбург. После успешной защиты диссертации ему присваивается степень кандидата исторических наук. Потом Москва, аппарат ЦК партии. В 1985г. его командируют в Афганистан, где он и находился   до полного и окончательного  вывода наших войск. На долю Виктора Петровича выпали тяжкие испытания. Афганистан, Азербайджан,  Карабах, Ингушетия, Северная Осетия. Все эти «горячие точки» он прошёл с честью. И везде мирил, уговаривал, наводил, порядок, делал всё, чтобы простому народу жилось легче. В его последней статье, которую Виктор Петрович так и не увидел опубликованной, читаем:

 «Может быть, только сейчас мы начинаем понимать, какой должна быть ответственность каждого народа перед другим. На  смену тотальному насилию должно прийти миротворчество. И порох будет словом заменен. И человек будет очеловечен».  Он всё сделал для этого.

2- ой историк: В июне 1993г. Б.Ельцин подписал указ  о назначении Виктора Петровича представителем Президента по Северной Осетии и Ингушетии. В этой должности он проработал всего один месяц. 1августа 1993г. он погиб. По воспоминаниям сына Поляничко, Петра, «отец всегда горел в деле, всегда давал по рукам всем, кто лез в государственный карман. Отец пытался бороться с этими людьми, и его убили. Машина, в которой ехал отец, была расстреляна. У отца хватило сил выбраться из неё, достать водителя. После ранения в грудную клетку он прожил 20 минут». Несмотря на достаточно сложную обстановку в молодёжной среде, подмену жизненных истинных ценностей мнимыми, нашей  южноуральской  молодёжи есть с кого брать пример, с кого жизнь строить. Среди наших соотечественников и Виктор Петрович Поляничко. О нём можно сказать словами Л.Н. Толстого: «Ни богатство, ни власть, а только честь и достоинство являются собственным достоянием человека». Не будем и мы с вами забывать об этом. Рекомендуем почитать книгу Поляничко « Река весны» и документальную повесть « Нас выбрало время».

б) Анализ текста.

1)Слово учителя:

- В.П. Поляничко любил своё Отечество, родную землю. Пройдя по всему Уралу от его истоков, он в своей  книге «Река жизни» с восхищением и благоговением сына своего Отечества говорит о красоте и богатстве природы России и таланте людей, живущих на реке Урал. Появление этой книги не было случайным. Виктор Поляничко – человек, не раз смотревший смерти в глаза, с другой стороны, был тонкий лирик, воспринимающий всё происходящее через своё сердце, через тонкие струны души. Он любил и понимал поэзию, любил стихи. А какой поэзией дышат страницы книги «Река весны», в которой он описывает своё путешествие от истока до устья Урала!

( слайд 5 -9)

2)Стихотворение о реке Урал написала Галина Рылеева и посвятила его Поляничко. Слово литературоведам.

 

Меж сосен и берёз

В тени листвы густой

исток воды живой.

Из этого ручья,

Малютки родника

 Рождается река.

Меж золотистых скал

В объятьях тишины

 Течёт река Урал,

Река весны.

Начало всех начал,

Сквозь долгие века

Течёт река Урал,

Моя река.

Полынный зной степи

И щедрые поля.

Любимая земля.

Тюльпановый рассвет,

Воды живой глоток,

 Судьбы моей исток.

Меж золотистых скал

В объятьях тишины

Течёт река Урал,

река весны….

 

- Почему автор называет Урал рекой весны? ( Весна – это возрождение, обновление жизни.  Поляничко  всегда думал о своей Родине, о её будущем. Урал с героическим  прошлым, с богатым настоящим и с прекрасным будущим. Вот какой была  эта река для Поляничко)

3)Перед началом анализа текста проведём небольшую лингвистическую разминку.

( по толкованию лексического значения слова определить, о чём идёт речь)

  1. Как называется сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
  2. То, о чём говорится в тексте? (тема текста)
  3. Какие типы речи вы знаете?
  4. Как называется тип речи, в котором изображаются люди, предметы, природа? (описание)
  5. То, к чему призывает автор текста, чему учит, ради чего написан текст? (основная мысль текста)
  6. Как называется стиль газет и журналов, выступлений на митингах и собраниях, по радио и телевидению? Основная цель этого стиля – воздействовать на читателя и слушателя (публицистический)
  7.  Речь одного лица (монолог).

Итак, мы повторили с вами некоторые понятия о тексте, а сейчас переходим непосредственно к анализу текста.

4)Выразительное чтение текста учащимися (слайд 10)

5)Беседа по общим вопросам:

- О чём идёт речь в тексте? Какова его тема? ( О красоте и о богатстве этой реки)

- Что хотел сказать автор, написав этот текст? Определите идею текста. (Урал живописен и красив, а любовь и уважение он заслужил своим «трудом»).

-Для какой сферы общения характерен текст? ( Для публицистической сферы.  Автор хочет поделиться своими впечатлениями о великой реке).

- Какая форма речи используется в этом тексте? (письменная, монологическая, соответствует книжному стилю).

- Определите тип речи текста (повествование с элементами описания)

- Почему повествование? (в тексте много описаний реки, её вида, её берегов, скал, и в тоже время мы будто движемся по этой реке).

- Каков жанр текста? (фрагмент  путевой заметки,   так как автор, путешествуя, размышляет о людях, об их судьбах, о природе родного края, о времени)

- Как связаны предложения в тексте? (при помощи личных местоимений и лексического повтора)

Продолжаем работу с текстом в парах, сделаем различные виды анализа и разбора текста: стилистический, орфографический, пунктуационный и  другие.

 

           6) Самостоятельная работа  по группам(10 минут) (слайд 11)

  1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
  2. Определение лексических языковых признаков текста.
  3. Определение морфологических языковых признаков текста.
  4. Определение синтаксических языковых признаков текста  и выполнение  выборочного пунктуационного   анализа текста.
  5. Выполнение орфографического выборочного анализа текста.
  6. Выполнение разных видов разбора слов: морфемного, фонетического, морфологического, словообразовательного (слова выбирают сами)
  7. Выполнение творческой работы: вспомнить загадки и пословицы о реке.

 

7) Выступление групп (10 минут)

        Сформулирируем общий вывод после определения всех языковых особенностей             этого текста.

 

8) Тестовые задания из материалов текста в форме ЕГЭ по вариантам с самопроверкой (слайд 12)

Для 1- варианта:

1)Какие слова являются грамматической основой в предложении  Небольшим ручейком падает он с магнитогорской  плотины и не спеша петляет по челябинской холмистой степи.

а) ручейком падает

б) падает он и петляет

в) он петляет

г) петляет по степи

2)Укажите верную характеристику предложению На виду  у моря, где труженик Урал отдаёт свои силы солёному Каспию, хочется говорить о нём, как о хлебе, с уважением.

а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

б) сложноподчинённое

в) сложное бессоюзное

г) простое осложнённое

3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова высок из предложения 13.

а) наречие           б) предлог             в) краткое прилагательное                   г)краткое причастие

4) Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом  (слева, справа);

5)  Из предложений с 15-17 выпишите все причастия (рассечённые, покрытые, позеленевшей);

6)  Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание (сюда стремятся);

Для 2 варианта:

1) Какие слова являются грамматической основой в предложении  В ясный летний день речное дно, усеянное крупными кусками яшмы, отливает в воде всеми цветами радуги.

а) речное дно отливает

б) дно отливает

в) отливает в воде

г) отливает цветами радуги

 

2)Укажите верную характеристику предложению Камень, брошенный в воду, летит шесть секунд.

 а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

б) сложноподчинённое

в) сложное бессоюзное

г) простое

 

3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова гладь в предложении 16

а) наречие           б) имя существительное            в) краткое прилагательное                   г)краткое причастие

4) Из предложения 8 выпишите слова, образованные  суффиксальным способом  (застывшие, синеющие);

5) Из предложений с 11-14 выпишите все причастия (брошенный);

6)Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (на уральскую воду);

9)Самопроверка и самооценивание. ( слайд 13)

10) Прослушивание сочинений  

У каждого человека есть своя река, любимая, зовущая к себе, в детство, в юность. Такой рекой для В. Поляничко был Урал. «Моя река – Урал, - говорил он. – Много лет она рядом: у дома, у сердца». А есть ли такая река у вас, ребята? Дома вы должны были написать сочинение на тему «Река моего детства». Давайте послушаем (слайд 14)

5) Слово учителя:

Есть люди, и жизнью и смертью своей обращённые  к чести и совести современников. Таким человеком был и останется  в памяти народной В. П. Поляничко. «Он был рождён не для славы и богатства, а для добрых дел, он из той породы людей, без которых мелеет река жизни и скудеет Отечество», - так сказал о нём Михаил Ненашев, его друг. Сегодня открываются фонды, музеи, школы имени Поляничко. Фонд его имени в Москве, молодёжные фонды в Оренбурге, Орске, Челябинске, Магнитогорске стали широко известными своими добрыми делами для молодёжи, так нужными для современной России. Жизнь В. Поляничко можно сравнить с течением реки  с её широкими просторами, неожиданными поворотами, скалистыми берегами. И всё - таки когда- нибудь и на реке наступит весна – весна будущего.

6) Рефлексия. ( Слайд 15)

Выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока.

 - Я полагаю, что…

Повторение – мать учения.

Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь. Корень учения горек, да плод его сладок.

7) Домашнее задание. (Слайд 16)

Используя  материал урока, написать сочинение - рассуждение на тему

« Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех» (Р.Роллан)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«текст Поляничко»

…..1) И снова возрождается Урал. 2) Небольшим ручейком падает он с магнитогорской плотины и не спеша петляет по челябинской холмистой степи. 3) С уважением смотришь на уральскую воду. 4) Как много она, великая труженица, сделала для мощи и славы Родины нашей!

5) Почти до села Кизильского по берегам Урала тянутся причудливые известковые скалы. 6) В ясный летний день речное дно, усеянное крупными кусками яшмы, отливает в воде всеми цветами радуги.7)Сюда стремятся мелкие речонки: Гумбейка, Кизил. 8)Слева – застывшие волны невысоких холмов, справа – степь да степь и далеко – далеко синеющие Уральские горы. 9) Родившись в Каменном поясе, река от него отходит. 10) Всё дальше и дальше.

11) За районным центром Кизильским много скалистых берегов. 12)Особой красоты они у хутора Первомайского, на самой границе с Оренбуржьем. 13) Высок правый берег. 14) Камень, брошенный в воду, летит шесть секунд.

15) Причудливые скалы, рассечённые глубокими трещинами и покрытые лишайниками, застыли над тихим Уралом. 16) Заходит солнце, и речная гладь красной лентой лежит в позеленевшей после дождя степи. 17) Тишина.

…… 18) Урал течёт среди трав, цветов и деревьев. 19) На его берегах звучит торжественная музыка природы: поют птицы, плещут воды о песчаный берег, посвистывает ветер. 20) Листья в своей весёлой пляске отбрасывают спутанную тень. 21) Они располагаются так, чтобы, занимая всё пространство, не потерять ни одного луча солнца, не закрыть друг друга.

…...22)Вот и прошли, проплыли, проехали мы по Уралу. 23) Века кормит и поит он всё живое, многие годы отдаёт воду степным нивам и горячим цехам Магнитки, бросается на лопасти турбин, вытесняет из–под земли газ и нефть, кормит рыбу и просто несёт радость встреч, отдыха, вдохновения…. 24) На виду у моря, где труженик Урал отдаёт свои силы солёному Каспию, хочется говорить о нём, как о хлебе, с уважением. (В.П.Поляничко)







Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 10кл Комплексный анализ текста»

Комплексный анализ текста

(подготовка к ЕГЭ)

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: через реализацию национально – регионального компонента воспитание нравственных качеств человека; формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения анализировать; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

Ход урока:

1) Орг. момент. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать умение выполнять комплексный анализ текста публицистического стиля речи (слайд №1). Таким образом, систематизируя знания по этой теме, мы готовимся к качественному выполнению тестовых заданий, предлагаемых на ЕГЭ. Записываем число, тему и эпиграф к уроку (слайд 2). Дайте синтаксическую характеристику этому предложению (сложное, сложноподчинённое состоит из двух частей: из главной и придаточной). « Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех», - писал Ромен Роллан о тех, кто посвятил свою жизнь людям, кто беззаветно служил добру и свету. Их имена навсегда останутся в благодарной памяти людей. Таким человеком был Виктор Петрович Поляничко, наш земляк, соотечественник, оставивший глубокий след в жизни многих людей. Наш урок мы построим на материале книги о Викторе Поляничко, которая называется «Река жизни».

2) Работа по теме урока.

а) Биография Поляничко.

- А кто же такой Виктор Петрович Поляничко? Слово историкам (слайд 3, 4).

1-ый историк: Виктор Петрович Поляничко родился 9 марта 1937г. в Ростове - на – Дону, закончил в 1962г. Московский государственный университет по специальности «журналист». С ноября 1959г. работал первым секретарём Орского горкома ВЛКСМ. В 1965г. семья переезжает в г. Челябинск, где Виктор Петрович становится секретарём Челябинского горкома партии, а в1972г. получает назначение в Оренбург. После успешной защиты диссертации ему присваивается степень кандидата исторических наук. Потом Москва, аппарат ЦК партии. В 1985г. его командируют в Афганистан, где он и находился до полного и окончательного вывода наших войск. На долю Виктора Петровича выпали тяжкие испытания. Афганистан, Азербайджан, Карабах, Ингушетия, Северная Осетия. Все эти «горячие точки» он прошёл с честью. И везде мирил, уговаривал, наводил, порядок, делал всё, чтобы простому народу жилось легче. В его последней статье, которую Виктор Петрович так и не увидел опубликованной, читаем:

«Может быть, только сейчас мы начинаем понимать, какой должна быть ответственность каждого народа перед другим. На смену тотальному насилию должно прийти миротворчество. И порох будет словом заменен. И человек будет очеловечен». Он всё сделал для этого.

2- ой историк: В июне 1993г. Б.Ельцин подписал указ о назначении Виктора Петровича представителем Президента по Северной Осетии и Ингушетии. В этой должности он проработал всего один месяц. 1августа 1993г. он погиб. По воспоминаниям сына Поляничко, Петра, «отец всегда горел в деле, всегда давал по рукам всем, кто лез в государственный карман. Отец пытался бороться с этими людьми, и его убили. Машина, в которой ехал отец, была расстреляна. У отца хватило сил выбраться из неё, достать водителя. После ранения в грудную клетку он прожил 20 минут». Несмотря на достаточно сложную обстановку в молодёжной среде, подмену жизненных истинных ценностей мнимыми, нашей южноуральской молодёжи есть с кого брать пример, с кого жизнь строить. Среди наших соотечественников и Виктор Петрович Поляничко. О нём можно сказать словами Л.Н. Толстого: «Ни богатство, ни власть, а только честь и достоинство являются собственным достоянием человека». Не будем и мы с вами забывать об этом. Рекомендуем почитать книгу Поляничко « Река весны» и документальную повесть « Нас выбрало время».

б) Анализ текста.

1)Слово учителя:

- В.П. Поляничко любил своё Отечество, родную землю. Пройдя по всему Уралу от его истоков, он в своей книге «Река жизни» с восхищением и благоговением сына своего Отечества говорит о красоте и богатстве природы России и таланте людей, живущих на реке Урал. Появление этой книги не было случайным. Виктор Поляничко – человек, не раз смотревший смерти в глаза, с другой стороны, был тонкий лирик, воспринимающий всё происходящее через своё сердце, через тонкие струны души. Он любил и понимал поэзию, любил стихи. А какой поэзией дышат страницы книги «Река весны», в которой он описывает своё путешествие от истока до устья Урала!

( слайд 5 -9)

2)Стихотворение о реке Урал написала Галина Рылеева и посвятила его Поляничко. Слово литературоведам.

Меж сосен и берёз

В тени листвы густой

исток воды живой.

Из этого ручья,

Малютки родника

Рождается река.

Меж золотистых скал

В объятьях тишины

Течёт река Урал,

Река весны.

Начало всех начал,

Сквозь долгие века

Течёт река Урал,

Моя река.

Полынный зной степи

И щедрые поля.

Любимая земля.

Тюльпановый рассвет,

Воды живой глоток,

Судьбы моей исток.

Меж золотистых скал

В объятьях тишины

Течёт река Урал,

река весны….

- Почему автор называет Урал рекой весны? ( Весна – это возрождение, обновление жизни. Поляничко всегда думал о своей Родине, о её будущем. Урал с героическим прошлым, с богатым настоящим и с прекрасным будущим. Вот какой была эта река для Поляничко)

3)Перед началом анализа текста проведём небольшую лингвистическую разминку.

( по толкованию лексического значения слова определить, о чём идёт речь)

  1. Как называется сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)

  2. То, о чём говорится в тексте? (тема текста)

  3. Какие типы речи вы знаете?

  4. Как называется тип речи, в котором изображаются люди, предметы, природа? (описание)

  5. То, к чему призывает автор текста, чему учит, ради чего написан текст? (основная мысль текста)

  6. Как называется стиль газет и журналов, выступлений на митингах и собраниях, по радио и телевидению? Основная цель этого стиля – воздействовать на читателя и слушателя (публицистический)

  7. Речь одного лица (монолог).

Итак, мы повторили с вами некоторые понятия о тексте, а сейчас переходим непосредственно к анализу текста.

4)Выразительное чтение текста учащимися (слайд 10)

5)Беседа по общим вопросам:

- О чём идёт речь в тексте? Какова его тема? ( О красоте и о богатстве этой реки)

- Что хотел сказать автор, написав этот текст? Определите идею текста. (Урал живописен и красив, а любовь и уважение он заслужил своим «трудом»).

-Для какой сферы общения характерен текст? ( Для публицистической сферы. Автор хочет поделиться своими впечатлениями о великой реке).

- Какая форма речи используется в этом тексте? (письменная, монологическая, соответствует книжному стилю).

- Определите тип речи текста (повествование с элементами описания)

- Почему повествование? (в тексте много описаний реки, её вида, её берегов, скал, и в тоже время мы будто движемся по этой реке).

- Каков жанр текста? (фрагмент путевой заметки, так как автор, путешествуя, размышляет о людях, об их судьбах, о природе родного края, о времени)

- Как связаны предложения в тексте? (при помощи личных местоимений и лексического повтора)

Продолжаем работу с текстом в парах, сделаем различные виды анализа и разбора текста: стилистический, орфографический, пунктуационный и другие.


6) Самостоятельная работа по группам(10 минут) (слайд 11)

  1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

  2. Определение лексических языковых признаков текста.

  3. Определение морфологических языковых признаков текста.

  4. Определение синтаксических языковых признаков текста и выполнение выборочного пунктуационного анализа текста.

  5. Выполнение орфографического выборочного анализа текста.

  6. Выполнение разных видов разбора слов: морфемного, фонетического, морфологического, словообразовательного (слова выбирают сами)

  7. Выполнение творческой работы: вспомнить загадки и пословицы о реке.


7) Выступление групп (10 минут)

Сформулирируем общий вывод после определения всех языковых особенностей этого текста.


8) Тестовые задания из материалов текста в форме ЕГЭ по вариантам с самопроверкой (слайд 12)

Для 1- варианта:

1)Какие слова являются грамматической основой в предложении Небольшим ручейком падает он с магнитогорской плотины и не спеша петляет по челябинской холмистой степи.

а) ручейком падает

б) падает он и петляет

в) он петляет

г) петляет по степи

2)Укажите верную характеристику предложению На виду у моря, где труженик Урал отдаёт свои силы солёному Каспию, хочется говорить о нём, как о хлебе, с уважением.

а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

б) сложноподчинённое

в) сложное бессоюзное

г) простое осложнённое

3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова высок из предложения 13.

а) наречие б) предлог в) краткое прилагательное г)краткое причастие

4) Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом (слева, справа);

5) Из предложений с 15-17 выпишите все причастия (рассечённые, покрытые, позеленевшей);

6) Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание (сюда стремятся);

Для 2 варианта:

1) Какие слова являются грамматической основой в предложении В ясный летний день речное дно, усеянное крупными кусками яшмы, отливает в воде всеми цветами радуги.

а) речное дно отливает

б) дно отливает

в) отливает в воде

г) отливает цветами радуги


2)Укажите верную характеристику предложению Камень, брошенный в воду, летит шесть секунд.

а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

б) сложноподчинённое

в) сложное бессоюзное

г) простое


3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова гладь в предложении 16

а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г)краткое причастие

4) Из предложения 8 выпишите слова, образованные суффиксальным способом (застывшие, синеющие);

5) Из предложений с 11-14 выпишите все причастия (брошенный);

6)Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (на уральскую воду);

9)Самопроверка и самооценивание. ( слайд 13)

10) Прослушивание сочинений

У каждого человека есть своя река, любимая, зовущая к себе, в детство, в юность. Такой рекой для В. Поляничко был Урал. «Моя река – Урал, - говорил он. – Много лет она рядом: у дома, у сердца». А есть ли такая река у вас, ребята? Дома вы должны были написать сочинение на тему «Река моего детства». Давайте послушаем (слайд 14)

5) Слово учителя:

Есть люди, и жизнью и смертью своей обращённые к чести и совести современников. Таким человеком был и останется в памяти народной В. П. Поляничко. «Он был рождён не для славы и богатства, а для добрых дел, он из той породы людей, без которых мелеет река жизни и скудеет Отечество», - так сказал о нём Михаил Ненашев, его друг. Сегодня открываются фонды, музеи, школы имени Поляничко. Фонд его имени в Москве, молодёжные фонды в Оренбурге, Орске, Челябинске, Магнитогорске стали широко известными своими добрыми делами для молодёжи, так нужными для современной России. Жизнь В. Поляничко можно сравнить с течением реки с её широкими просторами, неожиданными поворотами, скалистыми берегами. И всё - таки когда- нибудь и на реке наступит весна – весна будущего.

6) Рефлексия. ( Слайд 15)

Выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока.

- Я полагаю, что…

Повторение – мать учения.

Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь. Корень учения горек, да плод его сладок.

7) Домашнее задание. (Слайд 16)

Используя материал урока, написать сочинение - рассуждение на тему

« Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех» (Р.Роллан)








Просмотр содержимого презентации
«презентация к комплексному анализу»

Комплексный анализ текста  урок в 10 классе  учитель МКОУ Андреевская СОШ  Майкова Т.П.

Комплексный анализ текста

урок в 10 классе учитель МКОУ Андреевская СОШ Майкова Т.П.

Эпиграф к уроку Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех Р.Роллан

Эпиграф к уроку

Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех

Р.Роллан

Память вечна…

Память вечна…

«Знаете, каким он парнем был…» Служба в рядах Советской Армии

«Знаете, каким он парнем был…»

Служба в рядах

Советской Армии

… ..1) И снова возрождается Урал. 2) Небольшим ручейком падает он с магнитогорской плотины и не спеша петляет по челябинской холмистой степи. 3) С уважением смотришь на уральскую воду. 4) Как много она, великая труженица, сделала для мощи и славы Родины нашей!

5) Почти до села Кизильского по берегам Урала тянутся причудливые известковые скалы. 6) В ясный летний день речное дно, усеянное крупными кусками яшмы, отливает в воде всеми цветами радуги.7)Сюда стремятся мелкие речонки: Гумбейка, Кизил. 8)Слева – застывшие волны невысоких холмов, справа – степь да степь и далеко – далеко синеющие Уральские горы. 9) Родившись в Каменном поясе, река от него отходит. 10) Всё дальше и дальше.

11) За районным центром Кизильским много скалистых берегов. 12)Особой красоты они у хутора Первомайского, на самой границе с Оренбуржьем. 13) Высок правый берег. 14) Камень, брошенный в воду, летит шесть секунд.

15) Причудливые скалы, рассечённые глубокими трещинами и покрытые лишайниками, застыли над тихим Уралом. 16) Заходит солнце, и речная гладь красной лентой лежит в позеленевшей после дождя степи. 17) Тишина.

…… 18) Урал течёт среди трав, цветов и деревьев. 19) На его берегах звучит торжественная музыка природы: поют птицы, плещут воды о песчаный берег, посвистывает ветер. 20) Листья в своей весёлой пляске отбрасывают спутанную тень. 21) Они располагаются так, чтобы, занимая всё пространство, не потерять ни одного луча солнца, не закрыть друг друга.

… ...22)Вот и прошли, проплыли, проехали мы по Уралу. 23) Века кормит и поит он всё живое, многие годы отдаёт воду степным нивам и горячим цехам Магнитки, бросается на лопасти турбин, вытесняет из–под земли газ и нефть, кормит рыбу и просто несёт радость встреч, отдыха, вдохновения…. 24) На виду у моря, где труженик Урал отдаёт свои силы солёному Каспию, хочется говорить о нём, как о хлебе, с уважением. (В.П.Поляничко)

Самостоятельная работа  (10 минут)

Самостоятельная работа

(10 минут)

Для 1- варианта:

Для 2 варианта:

1) Какие слова являются грамматической основой в предложении В ясный летний день речное дно, усеянное крупными кусками яшмы, отливает в воде всеми цветами радуги.

1)Какие слова являются грамматической основой в предложении Небольшим ручейком падает он с магнитогорской плотины и не спеша петляет по челябинской холмистой степи.

а) ручейком падает

а) речное дно отливает

б) дно отливает

б) падает он и петляет

в) он петляет

в) отливает в воде

г) петляет по степи

г) отливает цветами радуги

 

2)Укажите верную характеристику предложению На виду у моря, где труженик Урал отдаёт свои силы солёному Каспию, хочется говорить о нём, как о хлебе, с уважением.

2)Укажите верную характеристику предложению Камень, брошенный в воду, летит шесть секунд.

а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

б) сложноподчинённое

б) сложноподчинённое

в) сложное бессоюзное

в) сложное бессоюзное

г) простое осложнённое

г) простое

 

3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова высок из предложения 13.

3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова гладь в предложении 16

а) наречие б) имя существительное

а) наречие б) предлог

в)краткое прилагательное г)краткое причастие

в)краткое прилагательное г)краткое причастие

4) Из предложения 8 выпишите слова, образованные суффиксальным способом

4) Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно – суффиксальным способом

5) Из предложений с 11-14 выпишите все причастия

  • Из предложений с 15-17 выпишите все причастия

6)Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование

6) Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание

Самопроверка и самооценивание.   Ответы 1-го варианта : Ответы 2 –ого варианта: 1 – б; 1 – б; 2 –б; 2 – г; 3 –в; 3 – б; 4 - слева, справа; 4 - застывшие, синеющие; 5 - рассечённые, покрытые, позеленевшей; 5 - брошенный; 6 - сюда стремятся; 6 - на уральскую воду;

Самопроверка и самооценивание.

  • Ответы 1-го варианта :

Ответы 2 –ого варианта:

1 – б;

1 – б;

2 –б;

2 – г;

3 –в;

3 – б;

4 - слева, справа;

4 - застывшие, синеющие;

5 - рассечённые, покрытые, позеленевшей;

5 - брошенный;

6 - сюда стремятся;

6 - на уральскую воду;

Река моего детства

Река моего детства

Рефлексия Выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока.  - Я полагаю, что…

Рефлексия

  • Выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока.

- Я полагаю, что…

  • повторение – мать учения.
  • учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.
  • корень учения горек, да плод его сладок.
Домашнее задание Используя материал урока, написать сочинение - рассуждение на тему « Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех» (Р.Роллан)  

Домашнее задание

Используя материал урока, написать сочинение - рассуждение на тему

« Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех» (Р.Роллан)

 

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

СПАСИБО

ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста В. Поляничко"

Автор: Майкова Татьяна Петровна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130803


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства