Цель курса: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки устной и письменной речи; помочь детям осмыслить их речевую практику, научить правильно, выразительно, связно и точно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, помочь видеть и чувствовать окружающий мир, научить наблюдать его; поддержать в детях любознательность, любопытство, чувство сопричастности к происходящему в мире; обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся; закрепить навыки грамотности, речевой культуры.
В курсе «Сочинения в газетных жанрах» решаются следующие учебные задачи:
речевые:
- научить писать сочинения газетных жанров;
- повысить общую речевую культуру учащихся.
познавательные:
- ознакомить учащихся с малоизвестными для них газетными жанрами;
- научить быть сопричастными к жизни социума, свободно выражать собственное мнение,оценивать себя и окружающую действительность,вырабатывать общественное мнение;
- развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения;
- содействовать воспитанию гражданственных, нравственных качеств личности.
Пояснительная записка
Важной стороной жизнедеятельности социума является общение. Потребности ребёнка становятся реальными, выступают движущей силой,если они могут быть реализованы в деятельности и общении. При этом нужно учитывать, что детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их учителя. На первый план выходит не столько передача готового опыта, знаний, сколько формирование способности к социальному творчеству, самостоятельному принятию и воплощению решений. Самостоятельную личность формирует самостоятельная творческая деятельность на основе свободного выбора, без всяких искусственных ограничений. Обращение к курсу «Сочинения в газетных жанрах» актуально на сегоднящний день,так как наличие коммуникативно- речевой компетенции является показателем коммуникативной- речевой культуры личности. Ребятам порой трудно высказать свои мысли, а в старших классах они вообще перестают говорить. Уроки по программе курса должны помочь им сделать свою речь связной, выразительной,правильной,параллельно работать над орфографической и пунктуационной зоркостью. Актуальность данного курса так же состоит в его в социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Методические принципы и приёмы, используемые в работе:
- упор на письменные формы работы позволяет: а) получить регулярную обратную связь; б) закрепить все необходимые навыки за счет постоянной практики ;
- активное использование творческих работ позволяет стимулировать творческое мышление учеников ;
- в самостоятельных работах (дома и в классе) применяется исследовательский метод,а на уроках также и игровой метод,диалог,наблюдение над языком текста, дискуссия, конкурс,викторина, благодаря чему можно не только создавать на уроке благоприятный психологический климат, но и поддерживать интерес ребят к курсу, уважительное и серьёзное отношение к нему.
Учащиеся,изучающий данный курс, должны
Знать :
-основные признаки публицистического стиля речи;
-газетные жанры и их различия;
-особенности современной телекоммуникации.
Уметь:
-определять признаки публицистического стиля речи в тексте;
-различать жанры публицистического стиля речи;
-корректировать написанное, устраняя недочеты в содержании и оформлении;
-писать отзыв о любимой книге, кинофильме, телевизионной программе;
-моделировать, оформлять школьную газету;
-работать с компьютером, электронной почтой, пользоваться Интернетом.
Литература:
- Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова«Теория и практика сочинений разных жанров»
- А.М. Гринина-Земсковая пособие для учителя « Сочинения в газетных жанрах»(8-11классы)
№
Тема урока
Часы
Сроки
1-2
Введение. Твой друг - газета
2
3-4
Основные признаки публицистического стиля
2
5
Газетные жанры (информационные, аналитические,сатирические,литературно-художественные)
1
6
Заметка информационного характера
1
7
Критическая заметка
1
8-9
Заметка дискуссионного характера и заметка с выводами и предложениями
2
10-11
Редактирование заметки
2
12-13
Репортаж
2
14-15
Интервью, его формы
2
16-17
Зарисовка. Литературный портрет (портретный очерк)
2
18-19
Пейзажная зарисовка
2
20
Читательский отзыв
1
21-22
Зрительский отзыв
2
23
Юмореска (фельетон)
1
24
Конкурс на лучший рассказ
1
25-26
Выпуск школьной газеты
2
27
Литературный портрет ( жанр интервью)
1
28
Английский жанр лимерик
1
29
Лирическое стихотворение
1
30
Баллада
1
31
Басня
1
32
Краткие жанры
1
33-34
Итоговое занятие
2