Урок русского языка во вотором классе на тему "Многозначные слова". В уроки представлена широкая работа с толковым словарем.Ученики применяют приобретенные навыки в практической деятельности; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют итоговый и пошаговый контроль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок во 2 классе "Многозначные слова"»
Тема: Многозначные слова
Цели деятельности учителя: учить правильно читать словарную статью, посвященную многозначному слову; дать представление о многозначных словах.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно объяснять значения многозначных слов; работать со словарем и учебником.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Организационный момент
Проверьте все ли готово к уроку.
II. Работа над каллиграфией.
– Что означает слово «язык»? Какие значения этого слова вы знаете?
III. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словаря; логические – умеют выделять необходимую информацию из текстов разных видов; коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания.)
Учитель читает стихотворение (с. 100), затем просит одного из учеников перечитать первую строчку.
– Почему головка булавки называется головкой? (Она такая же круглая, как голова человека.)
Слово «головка» в разных словосочетаниях – это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека.
Откройте толковый словарь и найдите слово «головка»: оно записано всего один раз, что подтверждает мнение: этим словом могут быть названы и головка булавки, и голова человека. Прочитайте содержание словарной статьи. Первое значение этого слова прочитает ________, второе значение – __________.
– Прочитайте правило Летучей Мыши. Проверьте еще раз в толковом словаре, что слово «головка» записано только один раз, а разные значения даны под разными цифрами.
III. Изучение нового материала.
– Перечитайте вторую строчку стихотворения. Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? (Носик чайника так назван не случайно, а из-за сходства с носом человека.) Слово «носик» в значении «носик чайника» и это слово в значении «носик девочки» – это разные слова или одно и то же слово? Сколько раз будет записано слово «носик» в толковом словаре?
– Проверьте себя, откройте толковый словарь и прочитайте статью про слово «носик».
– Объясните, почему так названы «ушко» иголки, «язычок» туфель.
– Как вы думаете, словом «кисти» люди назвали сначала плоды рябины или руки человека? У слова «кисть» три разных значения. Если у слова несколько значений, то значение, которое родилось первым, записано и в словаре первым. Откройте толковый словарь и найдите слово «кисть».
– Сколько значений у слова «глазок»? Какое значение слова «глазок» будет записано первым – глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного? (Глазок в значении «ласкового названия глаза» будет записан первым.) Что об этом сказано в плакате Летучей Мыши?
– Прочитайте стихотворение Р. Сефа про шишки. Почему шишку на лбу так назвали? На что похож этот вырост после ушиба? (На шишку хвойных деревьев.)
– Раз шишка в значении «шишка на лбу» названа так не случайно, а из-за сходства с шишкой на дереве, значит, есть одно слово «шишка» с несколькими значениями, причем можно даже установить, какое значение появилось первым. Проверим по толковому словарю. Откройте часть II учебника. Что написано на плакате у Мыши? (Слова, у которых несколько значений, называются многозначными.)
– Прочитайте стихотворение М. Бородицкой. Как вы думаете, слова «Галька» и «галька» – это разные слова? Или это одно слово, у которого два разных значения? (Слова «Галька» и «галька» – разные слова.)
– Прочитайте стихотворение Я. Козловского про норку и лисичек. Обратите внимание на то, что в самом тексте стихотворения возле каждого слова «норка» – своя звездочка, возле каждого слова «лисичка» – своя звездочка. Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы только один раз поставить звездочку. Если у каждого из похожих слов свое значение, то в толковом словаре каждое из этих слов будет записано самостоятельно, то есть будут записаны два разных слова «лисичка», будут записаны два разных слова «норка», которые случайно звучат и пишутся одинаково. Давайте сразу уточним это, заглянув в толковый словарь. Что же выяснили? (Слово «лисичка» записано два раза, потому что лисичка – гриб и лисичка – животное – это два разных слова. Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-зверьком: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова.)
Примечание. В ныне действующих толковых словарях это мнение еще не нашло отражения. Там вы найдете, что есть одно слово «лисичка», которое означает и животное, и гриб. Это противоречит современному значению этих двух слов и их морфемному анализу. Так, слово «лисий» не может считаться родственным слову «лисичка» в значении «гриб», поскольку нет никакой близости значений общей части. В слове «лисичка» (гриб) может быть выделен только корень лисичк-, а не -лис-, а у слова «лисичка» (животное) – корень -лис-.
– В словах «норка» – зверек и «норка» – жилище животных нет никакой связи и сходства между словами, это два разных слова, поэтому в толковом словаре записаны два разных слова «норка».
– В упражнении 73 подумайте, являются ли слова «лиса» и «лисий» родственниками какому-то из этих слов: лисичка1 (гриб), лисичка2 (животное).
– Запишите слова: (гриб), (зверек). Выделите в записанных словах корни. У какого слова корень короче? (У слова «лисичка» – зверек.) Посмотрите в толковом словаре, как записаны слова «лисичка»1 и «лисичка»2.
– Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому слову родственные слова. Их общая часть и будет корнем!
IV. Итог. (Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
– Подпишите нарисованные предметы.
– Подчеркните слова, которые обозначают одушевленные предметы, желтым, а неодушевленные – синим цветом.