kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок во 2 классе "Многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во вотором классе на тему "Многозначные слова". В уроки представлена широкая работа с толковым словарем.Ученики применяют приобретенные навыки в практической деятельности; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности;  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок во 2 классе "Многозначные слова"»


Тема: Многозначные слова

Цели деятельности учителя: учить правильно читать словарную статью, посвященную многозначному слову; дать представление о многозначных словах.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно объяснять значения многозначных слов; работать со словарем и учебником.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Организационный момент

Проверьте все ли готово к уроку.

II. Работа над каллиграфией.

– Что означает слово «язык»? Какие значения этого слова вы знаете?

III. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словаря; логические – умеют выделять необходимую информацию из текстов разных видов; коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания.)

Учитель читает стихотворение (с. 100), затем просит одного из учеников перечитать первую строчку.

– Почему головка булавки называется головкой? (Она такая же круглая, как голова человека.)

Слово «головка» в разных словосочетаниях – это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека.

Откройте толковый словарь и найдите слово «головка»: оно записано всего один раз, что подтверждает мнение: этим словом могут быть названы и головка булавки, и голова человека. Прочитайте содержание словарной статьи. Первое значение этого слова прочитает ________, второе значение – __________.

– Прочитайте правило Летучей Мыши. Проверьте еще раз в толковом словаре, что слово «головка» записано только один раз, а разные значения даны под разными цифрами.

III. Изучение нового материала.

– Перечитайте вторую строчку стихотворения. Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? (Носик чайника так назван не случайно, а из-за сходства с носом человека.) Слово «носик» в значении «носик чайника» и это слово в значении «носик девочки» – это разные слова или одно и то же слово? Сколько раз будет записано слово «носик» в толковом словаре?

– Проверьте себя, откройте толковый словарь и прочитайте статью про слово «носик».

– Объясните, почему так названы «ушко» иголки, «язычок» туфель.

– Как вы думаете, словом «кисти» люди назвали сначала плоды рябины или руки человека? У слова «кисть» три разных значения. Если у слова несколько значений, то значение, которое родилось первым, записано и в словаре первым. Откройте толковый словарь и найдите слово «кисть».

– Сколько значений у слова «глазок»? Какое значение слова «глазок» будет записано первым – глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного? (Глазок в значении «ласкового названия глаза» будет записан первым.) Что об этом сказано в плакате Летучей Мыши?

– Прочитайте стихотворение Р. Сефа про шишки. Почему шишку на лбу так назвали? На что похож этот вырост после ушиба? (На шишку хвойных деревьев.)

– Раз шишка в значении «шишка на лбу» названа так не случайно, а из-за сходства с шишкой на дереве, значит, есть одно слово «шишка» с несколькими значениями, причем можно даже установить, какое значение появилось первым. Проверим по толковому словарю. Откройте часть II учебника. Что написано на плакате у Мыши? (Слова, у которых несколько значений, называются многозначными.)

– Прочитайте стихотворение М. Бородицкой. Как вы думаете, слова «Галька» и «галька» – это разные слова? Или это одно слово, у которого два разных значения? (Слова «Галька» и «галька» – разные слова.)

– Прочитайте стихотворение Я. Козловского про норку и лисичек. Обратите внимание на то, что в самом тексте стихотворения возле каждого слова «норка» – своя звездочка, возле каждого слова «лисичка» – своя звездочка. Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы только один раз поставить звездочку. Если у каждого из похожих слов свое значение, то в толковом словаре каждое из этих слов будет записано самостоятельно, то есть будут записаны два разных слова «лисичка», будут записаны два разных слова «норка», которые случайно звучат и пишутся одинаково. Давайте сразу уточним это, заглянув в толковый словарь. Что же выяснили? (Слово «лисичка» записано два раза, потому что лисичка – гриб и лисичка – животное – это два разных слова. Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-зверьком: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова.)

Примечание. В ныне действующих толковых словарях это мнение еще не нашло отражения. Там вы найдете, что есть одно слово «лисичка», которое означает и животное, и гриб. Это противоречит современному значению этих двух слов и их морфемному анализу. Так, слово «лисий» не может считаться родственным слову «лисичка» в значении «гриб», поскольку нет никакой близости значений общей части. В слове «лисичка» (гриб) может быть выделен только корень лисичк-, а не -лис-, а у слова «лисичка» (животное) – корень -лис-.

– В словах «норка» – зверек и «норка» – жилище животных нет никакой связи и сходства между словами, это два разных слова, поэтому в толковом словаре записаны два разных слова «норка».

– В упражнении 73 подумайте, являются ли слова «лиса» и «лисий» родственниками какому-то из этих слов: лисичка1 (гриб), лисичка2 (животное).

– Запишите слова: (гриб), (зверек). Выделите в записанных словах корни. У какого слова корень короче? (У слова «лисичка» – зверек.) Посмотрите в толковом словаре, как записаны слова «лисичка»1 и «лисичка»2.

– Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому слову родственные слова. Их общая часть и будет корнем!

Работа в печатной тетради:.

1. Зеленеть – зеленеют, зеленеет. 2. Зеленый – зеленые, зеленых, зеленой. 3. Зелененький – зелененькие. 4. Гном – гнома.

IV. Итог. (Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)

– Подпишите нарисованные предметы.

– Подчеркните слова, которые обозначают одушевленные предметы, желтым, а неодушевленные – синим цветом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок во 2 классе "Многозначные слова"

Автор: Кириллова Светлана Алексеевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Русский язык. 1 класс. Многозначные слова. "
    ["seo_title"] => string(43) "russkii-iazyk-1-klass-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "144556"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418745509"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка "Слова многозначные и однозначные""
    ["seo_title"] => string(53) "urokrusskoghoiazykaslovamnoghoznachnyieiodnoznachnyie"
    ["file_id"] => string(6) "311009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459145880"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961988"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  на тему "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "124264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414669850"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Краткосрочный план урока .Однозначные и многозначные слова "
    ["seo_title"] => string(63) "kratkosrochnyi-plan-uroka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445614664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства