kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. 1 класс. Многозначные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме "Многозначные слова" соответствует требованиям ФГОС НОО. Данный урок построен с применением технологии деятельностного метода обучения (системно-технологичекий уровень). В ходе урока ученики сами открывают новое знание, учатся формулировать возникшее затрудние, ставить цель деятельности, планировать своюю деятельность, работать по построенному плану, производить оценку своей деятельности на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 1 класс. Многозначные слова. »

Разработка урока в технологии деятельностного метода

УМК «Перспектива»

(Русский язык, 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.)


Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: Слова с несколькими значениями.

Образовательные цели:

  1. познакомить с понятием «слова с несколькими значениями» (многозначные слова);

  2. научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

Ход урока

1 этап

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее.

Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?» «После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».

- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?

- Много ли еще загадок вокруг нас?

- А может уже все открыто и известно?

- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?

- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?

- Готовы ли вы к новым открытиям?

- Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы отрыть новую тайну?

(1 шаг – подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое знание)

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке отрыли еще одну тайну русского языка. И тогда тайн у вас останется на одну меньше.

2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в новом действии.

Актуализация

- Что вы сейчас должны сделать? (повторить то, что изучали раньше)

- Какое новое знание вы открыли на прошлом уроке? (узнали, какие слова называются именами собственными и нарицательными, как пишутся такие слова)

- Какие слова называются именами собственными? Нарицательными? Как пишется каждая группа слов?

- Я приготовила вам очень интересное задание: записать предложения с именами собственными. Но, пока я несла задание в класс, предложения рассыпались. Вы поможете восстановить предложения? (да)

- Тогда скорее принимайтесь за работу. Вы будете работать в парах. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать?

- Возьмите конвертики, достаньте слова и составьте предложения сначала на парте.

1 вариант – соловьёв, пение, серёжа, слушал, соловьёв

Эталон - Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.

2 вариант – саша, скворечник, скворцов, для, скворцов, сделал

Эталон - Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.

- Сверьте свои предложения с эталоном на доске, исправьте, если допустили неточности, а затем запишите предложения в тетрадь.

- Скажите, почему слова с одним и тем же звучанием (соловьев - Соловьев, скворцов – Скворцов) вы написали по-разному? (имеют разное значение: Соловьев – имя собственное – фамилия – пишется с заглавной буквы, соловьев – имя нарицательное – название птицы – пишется с маленькой буквы и т.д.)

- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте в карту (Приложение 1) знак «+». Кто допустил ошибку – поставьте «?».

- Что вы сейчас повторили? (имена бывают собственными и нарицательными; правила написания этих групп слов; написание слова зависит от его лексического значения)

- Что вы будете делать, если значение какого-либо слова не понимаете, или не знаете, что оно обозначает? (спрошу у взрослых, у учителя, посмотрю в толковый словарь и т.п.)

- Вспомните, как мы с вами учились пользоваться толковым словарем? (слова в словаре расположены в алфавитном порядке; чтобы найти нужное слово не надо листать словарь с самого начала, надо ориентироваться по первой букве и т.д.)

- Как вы думаете, почему мы повторяли именно это? (продолжим открывать тайны разных слов)

Выполнение пробного действия

- Перед каждым из вас лежит группа слов. Разделите слова на 2 группы: слова, имеющие одно значение и слова, имеющие много значений. На выполнение задания – 30 секунд. (слова: рукав, учебник, горлышко, дерево)

- Время закончилось.

- Кто не смог выполнить задание? Что не смогли сделать? (не смогли разделить слова на группы)

- Кто смог выполнить? Какие получили группы слов? (ученики зачитывают группы слов, которые получились)

- Можете ли вы объяснить, как делили слова на группы? (ученики высказывают свои предположения)

- Среди ваших ответов нет (или есть) правильных ответов.

- Что вы не смогли сделать? (если разделили неправильно – не смогли выполнить задание; если разделили правильно - не смогли объяснить свой ответ: почему именно так разделили слова на группы; если предположение верное, то предлагается его подтвердить)

(Если есть ученики, которые справились с заданием без ошибок и объяснили принцип разделения слов на группы, в карту ставится знак «+». Те, кто допустил ошибку – ставят «?»)

Фиксация затруднения в новом действии

- Что вы не смогли сделать, выполняя пробное задание? (не смогли разделить слова на группы; не смогли обосновать свои ответы (не знаю определения многозначных слов; не уверен в правильности обоснования).

3 этап Выявления места и причины затруднения

- Какое задание вы должны были выполнить? (разделить слова на группы: с одним значением и многозначные)

- Почему вы не смогли выполнить это задание? (не знаем понятие)

- Какое понятие вы не знаете? (понятие «многозначные слова»)

- Что у вас на этом этапе возникло? (затруднение)

- Как обозначим это в карте достижений? (знаком «?»)

- Но вы поняли, чего не знаете? (да)

- Раз вы смогли установить причину затруднения, поставьте на этом этапе рядом со знаком «?» «+».

4 этап Построение проекта выхода из затруднения

- Значит, какую цель вы должны перед собой поставить? (узнать, какие слова называются многозначными)

- Как можно сформулировать тему нашего урока? («Слова с несколькими значениями», «Многозначные слова»). Записываем тему урока: я пишу на доске, а вы в тетради.

- Что может нам помочь в открытии нового знания? (знания, которые открывали раньше)

- Давайте вспомним, что мы повторяли? Какие знания о словах помогут нам открыть еще одну тайну русского языка? (слова имеют значение; слова, которые произносятся одинаково, могут обозначать разные предметы, иметь разные значения; значение непонятного слова можно узнать по-разному)

- Составьте план открытия нового знания (в диалоге вместе с учителем, план помещается на доску (1. прочитать слово; 2. уточнить его значение по толковому словарю; 3. посмотреть, сколько значений слова есть в словаре; 4. сделать вывод: если у слова одно значение – его нельзя назвать многозначным, если значений 2 и больше – слово многозначное)

5 этап Реализация построенного проекта

- Давайте вернемся к пробному действию. Какие слова вы должны были разделить на группы?

(рукав, учебник, горлышко, дерево)

- Пользуясь составленным планом, давайте попробуем открыть новое знание. Напомните, какое новое знание вы должны открыть? (какие слова называются многозначными)

- Действовать будете следующим образом: два слова будем анализировать вместе, а оставшиеся два слова – в парах.

- Какой первый шаг надо сделать?

- Что сделаете потом?

- В качестве помощников, вы можете использовать материалы из толкового словаря, которые я вам заготовила заранее.

- Сколько значений у слова РУКАВ? (три), у слова УЧЕБНИК? (одно)

- Сделайте вывод.

Работа в парах

- Слова ГОРЛЫШКО и ДЕРЕВО рассмотрите, работая в парах, по составленному плану.

- Назовите многозначное слово. Обоснуйте свой ответ. (многозначное слово ГОРЛЫШКО, потому что имеет несколько значений)

- Вы открыли новое знание? Поставьте на карте успеха «+»

6 этап Первичное закрепление во внешней речи

- Что сейчас вы должны сделать? (потренироваться в применении нового знания)

- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ. Давайте вспомним правила работы в группах.

(язык, книга, ручка, холодильник)

Многозначные слова: язык, ручка.

- У кого ответы совпали? Поставьте в карте успеха «+». Что надо поставить, если не все ответы совпали? («?»)

7 этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Возьмите на парте карточку со словами.

- В строке оставьте только многозначные слова. (Слова: коса, лист, небо)

- Проверьте правильность выполнения задания по эталону. (Эталон: КОСА, ЛИСТ, НЕБО)

- У кого ответ совпал, в карте успеха поставьте «+», у кого ответы не совпали – поставьте «?».

8 этап Включение в систему знаний и повторение

- Где вам может помочь новое полученное знание? (при выполнении самостоятельной работы, домашнего задания, других заданий в учебнике, более сложных)

- Откройте учебник на с. 30. Прочитайте задание из упр. № 2.

- Какое значение имеет каждая пословица? Какое многозначное слово в этих пословицах есть?

- Вспомните правила письма по памяти. Напишите любую пословицу, пользуясь эти правилом.

(вариативность этого задания заключается в том, что ученики могут выбрать ту пословицу, которая для письма по памяти вызовет меньше затруднений)

- Проверьте правильность написания по учебнику. Кто не допустил ошибок при письме по памяти – поставьте в карте успеха «+», кто допустил ошибки – «?».

9 этап Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель ставили сегодня на уроке?

- Достигли этой цели? Докажите.

- Посмотрите на карту успеха и поставьте себя на «Лестницу достижений»: если удалось выявить причину затруднения, закрепил без затруднений новые знания, без ошибок выполнил самостоятельную работу, без ошибок выполнил задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника – на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений – выберете другую ступеньку.

- Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться)

- Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?

- Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке)







Приложение 1



Карта успеха

План урока

Нет затруднений – «+»

Есть затруднения – «?»

1.

Повторил


2.

Выполнил пробное действие


Выявил причину затруднения


3.

Открыл новое знание


4.

Закрепил новое знание


5.

Выполнил самостоятельную работу


6.

Потренировался, выполнив задание из учебника






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык. 1 класс. Многозначные слова.

Автор: Игнатова Ольга Александровна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Краткосрочный план урока .Однозначные и многозначные слова "
    ["seo_title"] => string(63) "kratkosrochnyi-plan-uroka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445614664"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка "Слова многозначные и однозначные""
    ["seo_title"] => string(53) "urokrusskoghoiazykaslovamnoghoznachnyieiodnoznachnyie"
    ["file_id"] => string(6) "311009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459145880"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "211195"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431579176"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-russkogho-iazyka-1-klass-tiema-pis-mo-strochnoi-i-zaghlavnoi-bukv-chch-slov-s-bukvoi-ch-i-sochietaniiami-cha-chu"
    ["file_id"] => string(6) "116169"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412277954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства