Тема урока: Однозначные и многозначные слова(5 класс)
Тип урока -изучение нового материала.
Цель: Дать понятие о многозначных и однозначных словах;
Познакомить детей со словами-рекордсменами;
Расширить лексический запас учащихся;
Материал для наблюдения: словосочетания, рисунки.
Задача: поискать как можно больше многозначных слов.
Методы: 1)метод проблемного изложения;
2)слово учителя;
План урока:
1.Определение многозначных и однозначных слов.
2.Связь значений в многозначном слове.
3.Оформление многозначного слова в словаре.
4.Слова-рекордсмены
5.Выбор значения многозначного слова.
Учитель: Дети, мы продолжаем путешествовать по стране «Лексика». Для начала повторим , что такое лексическое значение слова?
Учитель: А теперь каждый составьте словосочетание со словом «шляпка»и со словом «половник».
Дети составляют словосочетания.
Учитель: Какие у вас получились словосочетания?
Дети: шляпка гвоздя, дамская шляпка, шляпка гриба;
Налить половник супа, разлить суп половником.
Учитель: Ребята, почему со словом «шляпка» у нас получились разные словосочетания, а со словом половник похожие?
Дети: Слово « шляпка» обозначает несколько предметов ,имеет несколько лексических
значений, поэтому получились разные словосочетания. А слово «половник» имеет только одно лексическое значение.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как могут называться слова, которые имеют одно лексическое значение?
Дети: Однозначные.
Если дети затрудняются назвать это слово, то сказать самому. А слово « многозначные» по аналогии с первым они уже назовут сами.
Учитель: А как называются слова, которые имеют много значений?
Дети: Многозначные.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы сами нашли тему нашего урока.
Запишите в тетрадь.
Однозначные и многозначные слова.
Теперь рассмотрим рисунки.
Развешаны рисунки со словом «корень», «хвост», «кнопка», «половник», «скакалка».
Учитель: Ребята, слово «корень» обозначает несколько предметов: корень зуба, растения, слова и математический.
Слово «кнопка»обозначает тоже несколько предметов: канцелярскую кнопку, кнопку, на которую застегивается рубашка. Слово « хвост» имеет несколько значений: хвост волос у девочки ,хвост лисы, хвост падающей звезды. У этих слов несколько значений, значит они относятся к..
Дети: многозначным словам.
Учитель: А слово «скакалка»обозначает только прут, через который прыгают, значит это слово..
Дети: однозначное.
Учитель: А теперь послушайте: многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чём –либо сходные, например, слово «кнопка»употребляется в трёх разных значениях.
Канцелярской кнопкой прикалывается бумага к столу, стене, на кнопку электрического звонка мы нажимаем ,чтобы он зазвенел, застежка на рубашке тоже кнопка.
Между этими значениями есть общее: во всех трёх случаях слово «кнопка»обозначает небольшой предмет, на который нужно нажать, чтобы присоединить что-то к чему-то.
Учитель: Давайте попробуем выяснить сходство у значений хвост.
Учитель с помощью ребят приходит к выводу, что во всех трёх случаях это задняя часть конечная, длинная чего-то движущегося!
Учитель: Теперь послушайте сказку (сказка о корнях)
Для того, чтобы узнать является ли слово однозначным или многозначным, нужно обратиться к толковым словарям.
Учитель: Откройте Толковый словарь в учебнике и найдите многозначные и однозначные слова и посмотрите ,как оформляется многозначное слово в словаре.
Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. После каждого значения даются примеры.
Учитель: Ребята, многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.
Посмотрите сюда. Учитель показывает лист со словами « молодой», «плохо», «хозяйничать», «он».
Учитель просит определить часть речи и говорит о том, что эти слова многозначные.
Среди многозначных слов с одним ,двумя, тремя значениями существуют и слова-рекордсмены,
у которых большое число значений.
Например, у слова «идти» 26 значений, у слова «стоять»17 значений, а у слова «переводить» 14 значений.
Значение многозначного слова определяется по контексту, т.е.по части текста, которая в смысловом отношении является законченной.
Послушайте отрывок из рассказа Г.Остера «Испорченная погода»и ответьте на вопрос :почему испугался Слонёнок?
-Сначала мы с тобой нападём на след, -сказал Попугай.
- Не надо!- испугался Слонёнок.
-Почему?- удивился Попугай.
-Ну …-смутился Слонёнок, -мы на него нападём, он даст сдачи. Получится драка. Не надо!
Дети: Слонёнок не знал, что у слова «напасть» несколько значений, поэтому он не понял Попугая и испугался.
Учитель: Правильно. Ребята, многозначных слов в языке больше, чем однозначных; и чем больше значений многозначного слова знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.
Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети: Мы сегодня на уроке узнали о том, что в русском языке существуют однозначные и многозначные слова, что значения в многозначном слове связаны между собой, как оформляются слова в словаре, что существуют слова с большим количеством значений.
Учитель: Домашнее задание, Выставление оценок.