kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Однозначные и многозначные слова(5 класс)

Тип урока -изучение нового материала.

Цель:  Дать понятие  о многозначных и однозначных словах;

Познакомить детей со словами-рекордсменами;

Расширить лексический запас учащихся;

Материал для наблюдения: словосочетания, рисунки.

Задача: поискать как можно больше многозначных слов.

Методы:  1)метод проблемного изложения;

                   2)слово учителя;

План урока:

1.Определение многозначных и однозначных слов.

2.Связь значений в многозначном слове.

3.Оформление многозначного слова в словаре.

4.Слова-рекордсмены

5.Выбор значения многозначного слова.

Учитель:  Дети, мы  продолжаем путешествовать по стране «Лексика». Для начала повторим , что такое лексическое значение слова?

Учитель:  А теперь  каждый составьте словосочетание со словом «шляпка»и со словом «половник».

Дети составляют словосочетания.

Учитель: Какие у вас получились словосочетания?

Дети: шляпка гвоздя, дамская шляпка, шляпка гриба;

Налить половник супа, разлить суп половником.

Учитель:  Ребята, почему со словом «шляпка» у нас получились разные словосочетания, а со словом половник похожие?

Дети:  Слово « шляпка» обозначает несколько предметов ,имеет несколько лексических

 значений, поэтому получились разные словосочетания. А слово «половник» имеет только одно лексическое значение.

Учитель:  Ребята, как вы думаете, как могут называться слова, которые имеют одно лексическое значение?

Дети: Однозначные.

Если дети затрудняются назвать это слово, то сказать самому. А слово « многозначные» по аналогии с первым они уже назовут сами.

Учитель: А как называются слова, которые имеют много значений?

Дети: Многозначные.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы сами нашли тему нашего урока.

Запишите в тетрадь.

Однозначные и многозначные слова.

Теперь  рассмотрим рисунки.

Развешаны рисунки со словом «корень», «хвост», «кнопка», «половник», «скакалка».

Учитель: Ребята, слово «корень» обозначает несколько предметов: корень зуба, растения, слова и математический.

Слово «кнопка»обозначает тоже несколько предметов: канцелярскую кнопку, кнопку, на которую застегивается рубашка. Слово « хвост» имеет несколько значений: хвост волос у девочки ,хвост лисы, хвост падающей звезды. У этих слов несколько значений, значит они относятся к..

Дети: многозначным словам.

Учитель: А слово «скакалка»обозначает только прут, через который прыгают, значит это слово..

Дети: однозначное.

Учитель:  А теперь послушайте: многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чём –либо сходные, например, слово «кнопка»употребляется в трёх  разных значениях.

Канцелярской кнопкой прикалывается бумага к столу, стене, на кнопку электрического звонка мы нажимаем ,чтобы он зазвенел, застежка на рубашке тоже кнопка.

Между этими значениями есть общее: во всех трёх случаях слово «кнопка»обозначает небольшой предмет, на который нужно нажать, чтобы присоединить что-то к чему-то.

Учитель: Давайте попробуем выяснить сходство у значений  хвост.

Учитель с помощью ребят приходит к выводу, что во всех трёх случаях это задняя часть конечная, длинная чего-то движущегося!

Учитель: Теперь послушайте  сказку (сказка о корнях)

Для того, чтобы узнать является ли слово однозначным или многозначным, нужно обратиться к толковым словарям.

Учитель: Откройте Толковый словарь  в учебнике и найдите многозначные и однозначные  слова и посмотрите ,как оформляется многозначное слово в словаре.

Разные  лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. После каждого значения даются примеры.

Учитель: Ребята, многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.

Посмотрите сюда. Учитель показывает лист со словами « молодой», «плохо», «хозяйничать», «он».

Учитель просит определить часть речи и говорит о том, что эти слова многозначные.

Среди многозначных слов с одним ,двумя, тремя значениями  существуют и слова-рекордсмены,

у которых большое число значений.

Например, у слова «идти» 26 значений, у слова «стоять»17 значений, а у слова «переводить» 14 значений.

Значение многозначного слова определяется по контексту, т.е.по части текста, которая в смысловом отношении является законченной.

Послушайте отрывок из рассказа Г.Остера «Испорченная погода»и ответьте на вопрос :почему испугался  Слонёнок?

-Сначала мы с тобой нападём на след, -сказал Попугай.

- Не надо!- испугался Слонёнок.

-Почему?- удивился Попугай.

-Ну …-смутился Слонёнок, -мы на него нападём, он даст сдачи. Получится драка. Не надо!

Дети: Слонёнок не знал, что у слова «напасть» несколько значений, поэтому он не понял Попугая и испугался.

Учитель: Правильно. Ребята, многозначных слов в языке больше, чем однозначных; и чем больше значений многозначного слова знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.

Итак,  что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дети: Мы сегодня на уроке узнали о том, что в русском языке существуют однозначные и многозначные слова, что значения в многозначном слове связаны между собой, как оформляются слова в словаре, что существуют  слова с большим количеством значений.

Учитель: Домашнее задание, Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". »

Тема урока: Однозначные и многозначные слова(5 класс)

Тип урока -изучение нового материала.

Цель: Дать понятие о многозначных и однозначных словах;

Познакомить детей со словами-рекордсменами;

Расширить лексический запас учащихся;

Материал для наблюдения: словосочетания, рисунки.

Задача: поискать как можно больше многозначных слов.

Методы: 1)метод проблемного изложения;

2)слово учителя;

План урока:

1.Определение многозначных и однозначных слов.

2.Связь значений в многозначном слове.

3.Оформление многозначного слова в словаре.

4.Слова-рекордсмены

5.Выбор значения многозначного слова.

Учитель: Дети, мы продолжаем путешествовать по стране «Лексика». Для начала повторим , что такое лексическое значение слова?

Учитель: А теперь каждый составьте словосочетание со словом «шляпка»и со словом «половник».

Дети составляют словосочетания.

Учитель: Какие у вас получились словосочетания?

Дети: шляпка гвоздя, дамская шляпка, шляпка гриба;

Налить половник супа, разлить суп половником.

Учитель: Ребята, почему со словом «шляпка» у нас получились разные словосочетания, а со словом половник похожие?

Дети: Слово « шляпка» обозначает несколько предметов ,имеет несколько лексических

значений, поэтому получились разные словосочетания. А слово «половник» имеет только одно лексическое значение.

Учитель: Ребята, как вы думаете, как могут называться слова, которые имеют одно лексическое значение?

Дети: Однозначные.

Если дети затрудняются назвать это слово, то сказать самому. А слово « многозначные» по аналогии с первым они уже назовут сами.

Учитель: А как называются слова, которые имеют много значений?

Дети: Многозначные.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы сами нашли тему нашего урока.

Запишите в тетрадь.

Однозначные и многозначные слова.

Теперь рассмотрим рисунки.

Развешаны рисунки со словом «корень», «хвост», «кнопка», «половник», «скакалка».

Учитель: Ребята, слово «корень» обозначает несколько предметов: корень зуба, растения, слова и математический.

Слово «кнопка»обозначает тоже несколько предметов: канцелярскую кнопку, кнопку, на которую застегивается рубашка. Слово « хвост» имеет несколько значений: хвост волос у девочки ,хвост лисы, хвост падающей звезды. У этих слов несколько значений, значит они относятся к..

Дети: многозначным словам.

Учитель: А слово «скакалка»обозначает только прут, через который прыгают, значит это слово..

Дети: однозначное.

Учитель: А теперь послушайте: многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чём –либо сходные, например, слово «кнопка»употребляется в трёх разных значениях.

Канцелярской кнопкой прикалывается бумага к столу, стене, на кнопку электрического звонка мы нажимаем ,чтобы он зазвенел, застежка на рубашке тоже кнопка.

Между этими значениями есть общее: во всех трёх случаях слово «кнопка»обозначает небольшой предмет, на который нужно нажать, чтобы присоединить что-то к чему-то.

Учитель: Давайте попробуем выяснить сходство у значений хвост.

Учитель с помощью ребят приходит к выводу, что во всех трёх случаях это задняя часть конечная, длинная чего-то движущегося!

Учитель: Теперь послушайте сказку (сказка о корнях)

Для того, чтобы узнать является ли слово однозначным или многозначным, нужно обратиться к толковым словарям.

Учитель: Откройте Толковый словарь в учебнике и найдите многозначные и однозначные слова и посмотрите ,как оформляется многозначное слово в словаре.

Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. После каждого значения даются примеры.

Учитель: Ребята, многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.

Посмотрите сюда. Учитель показывает лист со словами « молодой», «плохо», «хозяйничать», «он».

Учитель просит определить часть речи и говорит о том, что эти слова многозначные.

Среди многозначных слов с одним ,двумя, тремя значениями существуют и слова-рекордсмены,

у которых большое число значений.

Например, у слова «идти» 26 значений, у слова «стоять»17 значений, а у слова «переводить» 14 значений.

Значение многозначного слова определяется по контексту, т.е.по части текста, которая в смысловом отношении является законченной.

Послушайте отрывок из рассказа Г.Остера «Испорченная погода»и ответьте на вопрос :почему испугался Слонёнок?

-Сначала мы с тобой нападём на след, -сказал Попугай.

- Не надо!- испугался Слонёнок.

-Почему?- удивился Попугай.

-Ну …-смутился Слонёнок, -мы на него нападём, он даст сдачи. Получится драка. Не надо!

Дети: Слонёнок не знал, что у слова «напасть» несколько значений, поэтому он не понял Попугая и испугался.

Учитель: Правильно. Ребята, многозначных слов в языке больше, чем однозначных; и чем больше значений многозначного слова знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.

Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дети: Мы сегодня на уроке узнали о том, что в русском языке существуют однозначные и многозначные слова, что значения в многозначном слове связаны между собой, как оформляются слова в словаре, что существуют слова с большим количеством значений.

Учитель: Домашнее задание, Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова".

Автор: Лукманова Юлия Рауфовна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока  «Типы переносных значений слов» "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-tipy-pierienosnykh-znachienii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "184767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426091335"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока Однозначные и многозначные слова"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "377572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484061007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  на тему "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "124264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414669850"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "211195"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431579176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План-конспект урока в 5 классе на тему «Однозначные и многозначные слова» "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445351063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства