kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочный план урока .Однозначные и многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

 № 1

Урок русского языка                               Класс:  5  класс       Возраст:  10-11 лет

Тема урока:

Слова однозначные и многозначные.

Ссылки:

Календарное планирование, учебник «Русская речь», Алматы «Атам?ра» 2010.

Цели:

Познакомить с однозначными и многозначными словами

Результаты  обучения:

   Знают понятие о лексике, понятие «однозначные и многозначные слова»;

умеют  различать лексическое  и грамматическое значения слов, однозначные и многозначные слова; пользоваться толковым словарем.

Ключевые идеи:

Слова- это строительный материал языка. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях.

Ресурсы:

ИКТ: Компьютер, проектор, экран.  Наглядный материал:  схемы, таблицы.

Этапы проведе

ния урока

Время – 45 минут

Атмосфера в классе

Действия преподавателя  и действия учащихся

Организа-ция класса

 3  мин.

Доброжелатель-ность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся.

Занятие начинается с приветствия учащихся.

“Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!”  (А.Шибаев)

Кумулятивная беседа.

- Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

- А для чего, по-вашему, Мы изучаем в школе предмет “русский язык”?

- Правильно, чтобы быть грамотными и умными, уметь общаться с людьми, и, чтобы с нами было приятно общаться, …

- Вы все правы. Начнем наш урок, как обычно, – с разминки.

5 мин

 мин

Заинтересован-ность, активность учащихся.

Разминка. «Австрийский дождь».

Деление на группы (разноцветные листья).

І этап-Вызов.

Целопола-гание

Доброжелательный настрой преподавателя на успех.

Групповая работа. Под звуком музыки составляют эссе по картинке на стр. 39.

- Прослушайте, пожалуйста, текст «Осень»(Упр. № 93):

-Как вы понимаете выражения лимонная желтизна, золотые рыбки?

-Для чего взяла Осень яркие  краски?

-Какую работу проделала Осень?

-Почему опустели поля и луга?

-Назовите краски, которые Осень использовала в своей работе.

    Слова- это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях.

Исследование. Работа в парах.

І этап-Вызов.

Целопола-гание

10 мин.

Доброжелательный настрой преподавателя на успех.

- А сейчас я предлагаю вам понаблюдать за значениями слов “идти”, “красный”. Словарные статьи со значениями этих слов лежат у вас на партах. Одним ребятам я положила листок со словом “идти”, а другим – со словом “красный”. Исследуйте, пожалуйста, сколько и какие значения имеют эти слова. Приступайте к работе.

- Итак. Сколько значений имеет слово “идти”? Приведите примеры.

Ученики составляют ассоциацию слов «красный», «идти».

- Сколько значений имеет слово “красный”? Приведите примеры.

Формулирование темы.

- Ребята, вы догадались, о каком законе нашего языка пойдёт сегодня речь на нашем уроке?

Слова могут иметь несколько значений.

- Вспомним, пожалуйста, сколько значений имеет слово “идти”? “красный”?

- Давайте подумаем, как могут называться слова, которые имеют два и более значений?

- Они называются многозначными.

- А слова, которые имеют одно значение?

- Они называются однозначными.

-А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных?

ІІ стадия-Осмысле-ние. составле-ние кластера

.5  мин.

Активное взаимодей-

ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже-

ние,  выслушивание мнений других, толерантность, доброжелатель-ность.

Упражнение 96. Работа по учебнику.

- Рассмотрите данные рисунки.

- Объясните все значения слов корень/берёза.

- Сколько значений у слов корень/ берёза?

- Как называются такие слова?

Упражнение 97. Работа в парах.

  В толковом словаре русского языка можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные значения слова в словаре нумеруются. Посмотрите в словаре, сколько и какие значения имеют слова: краска, лес, поле, луг, яблоко, осень, осина, клён.

Группа, закончившая задание, поднимает сигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов.

3  мин.

Комфортность, раскрепощён-ность, свобода, музыкальность, ритмика.

Физкультминутка

“- Вы, наверное, устали?
- Устали…
- Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
- Один, два, три, четыре, пять.
- Открываем, поморгаем
И работать продолжаем”.

8 мин.

Взаимоподдержка, взаимопомощь.

Задание: установить соответствия.  Работать будет проходить в группах.

Лексическое значение слова  —>                        полный рассказ о предмете

Слова, имеющие одно значение —>                   однозначные слова

Слова —>                                                               строительный материал

Каждое слово имеет —>                                      лексическое значение

Слова, имеющие несколько значений—>          многозначные слова.

  Одного ученика приглашаем к доске, он будет работать у доски. ( использ. АКТ)

    Оценивание работы руками, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель проходит и проверяет правильность выполненных заданий.

5 мин.

Сплоченность групп

Работа в группе. (Упр. 98)Прочитайте текст. Скажите, о каких значениях слова корень говорится в тексте. Переведите каждое значение на родной язык.

Работа группы: часть растения- ?сімдікті? б?лігі;

Корень зуба- тісті? бір б?лігі;

Корень зла- жауызды?ты? бастауы;

Извлечь квадратный корень- т?бірді? квадратын табу;

Корень слова- с?зді? т?бірі.

Оцените, какой группе удалось без ошибки и быстро выполнить работу? (кумулятивная беседа)

ІІІ этап-Рефлек-сия.

Итог урока

3 мин.

Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности,

   «Лучший рассказчик». Упражнение 99.

1. Почему рассказ так озаглавлен?

2. Прочитайте рассказ Виталия Бианки. Определите тему.

3. Придумайте конец рассказа. Представьте как мышонок жил в своем жилище, какие приключения могли с ним произойти за это время.

      Самооценивание, анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания.

3 мин.

Активность учащихся

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Чему учились?

- Что повторяли?

- Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо, за урок.

Рефлексия: Символы эмоций.(учащиеся помещают в «Оценочное окно» смайлики, которые выражают эмоции детей по отношению к уроку и проделанной работе) СО

Домаш-нее

задание

Инструктаж: Предлагается задание  на выбор на основе рефлексии:

  1. Повторить состав слова.
  2. Написать «Синквейн» с ключевыми словами:  корень, берёза.
  3. Написать эссе на тему: «Осень».





 

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока .Однозначные и многозначные слова »

1

Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет

Тема урока:

Слова однозначные и многозначные.

Ссылки:

Календарное планирование, учебник «Русская речь», Алматы «Атамұра» 2010.

Цели:

Познакомить с однозначными и многозначными словами

Результаты обучения:

Знают понятие о лексике, понятие «однозначные и многозначные слова»;

умеют различать лексическое и грамматическое значения слов, однозначные и многозначные слова; пользоваться толковым словарем.

Ключевые идеи:

Слова- это строительный материал языка. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях.

Ресурсы:

ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы.


Этапы проведе

ния урока

Время – 45 минут

Атмосфера в классе

Действия преподавателя и действия учащихся


Организа-ция класса

3 мин.

Доброжелатель-ность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся.

Занятие начинается с приветствия учащихся.

“Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!” (А.Шибаев)

Кумулятивная беседа.

- Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

- А для чего, по-вашему, Мы изучаем в школе предмет “русский язык”?

- Правильно, чтобы быть грамотными и умными, уметь общаться с людьми, и, чтобы с нами было приятно общаться, …

- Вы все правы. Начнем наш урок, как обычно, – с разминки.

5 мин




мин

Заинтересован-ность, активность учащихся.

Разминка. «Австрийский дождь».

Деление на группы (разноцветные листья).

І этап-Вызов.

Целопола-гание




Доброжелательный настрой преподавателя на успех.

Групповая работа. Под звуком музыки составляют эссе по картинке на стр. 39.

- Прослушайте, пожалуйста, текст «Осень»(Упр. № 93):

-Как вы понимаете выражения лимонная желтизна, золотые рыбки?

-Для чего взяла Осень яркие краски?

-Какую работу проделала Осень?

-Почему опустели поля и луга?

-Назовите краски, которые Осень использовала в своей работе.

Слова- это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях.

Исследование. Работа в парах.


І этап-Вызов.

Целопола-гание

10 мин.

Доброжелательный настрой преподавателя на успех.

- А сейчас я предлагаю вам понаблюдать за значениями слов “идти”, “красный”. Словарные статьи со значениями этих слов лежат у вас на партах. Одним ребятам я положила листок со словом “идти”, а другим – со словом “красный”. Исследуйте, пожалуйста, сколько и какие значения имеют эти слова. Приступайте к работе.

- Итак. Сколько значений имеет слово “идти”? Приведите примеры.

Ученики составляют ассоциацию слов «красный», «идти».

- Сколько значений имеет слово “красный”? Приведите примеры.

Формулирование темы.

- Ребята, вы догадались, о каком законе нашего языка пойдёт сегодня речь на нашем уроке?

Слова могут иметь несколько значений.

- Вспомним, пожалуйста, сколько значений имеет слово “идти”? “красный”?

- Давайте подумаем, как могут называться слова, которые имеют два и более значений?

- Они называются многозначными.

- А слова, которые имеют одно значение?

- Они называются однозначными.

-А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных?


ІІ стадия-Осмысле-ние. составле-ние кластера

.

5 мин.

Активное взаимодей-

ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже-

ние, выслушивание мнений других, толерантность, доброжелатель-ность .

Упражнение 96. Работа по учебнику.

- Рассмотрите данные рисунки.

- Объясните все значения слов корень/берёза.

- Сколько значений у слов корень/ берёза?

- Как называются такие слова?

Упражнение 97. Работа в парах.

В толковом словаре русского языка можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные значения слова в словаре нумеруются. Посмотрите в словаре, сколько и какие значения имеют слова: краска, лес, поле, луг, яблоко, осень, осина, клён.

Группа, закончившая задание, поднимает сигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов.

3 мин.

Комфортность, раскрепощён-ность, свобода, музыкальность, ритмика.

Физкультминутка

“- Вы, наверное, устали?
- Устали…
- Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
- Один, два, три, четыре, пять.
- Открываем, поморгаем
И работать продолжаем”.

8 мин.

Взаимоподдержка, взаимопомощь.

Задание: установить соответствия. Работать будет проходить в группах.

Лексическое значение слова  — полный рассказ о предмете

Слова, имеющие одно значение однозначные слова

Слова строительный материал

Каждое слово имеет лексическое значение

Слова, имеющие несколько значений многозначные слова.

Одного ученика приглашаем к доске, он будет работать у доски. ( использ. АКТ)

Оценивание работы руками, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель проходит и проверяет правильность выполненных заданий.

5 мин.

Сплоченность групп

Работа в группе. (Упр. 98)Прочитайте текст. Скажите, о каких значениях слова корень говорится в тексте. Переведите каждое значение на родной язык.

Работа группы: часть растения- өсімдіктің бөлігі;

Корень зуба- тістің бір бөлігі;

Корень зла- жауыздықтың бастауы;

Извлечь квадратный корень- түбірдің квадратын табу;

Корень слова- сөздің түбірі.

Оцените, какой группе удалось без ошибки и быстро выполнить работу? (кумулятивная беседа)

ІІІ этап-Рефлек-сия.





Итог урока

3 мин.

Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности,

«Лучший рассказчик». Упражнение 99.

1. Почему рассказ так озаглавлен?

2. Прочитайте рассказ Виталия Бианки. Определите тему.

3. Придумайте конец рассказа. Представьте как мышонок жил в своем жилище, какие приключения могли с ним произойти за это время.

Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания.

3 мин.

Активность учащихся

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Чему учились?

- Что повторяли?

- Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо, за урок.

Рефлексия: Символы эмоций.(учащиеся помещают в «Оценочное окно» смайлики, которые выражают эмоции детей по отношению к уроку и проделанной работе) СО

Домаш-нее

задание


Инструктаж: Предлагается задание на выбор на основе рефлексии:

  1. Повторить состав слова.

  2. Написать «Синквейн» с ключевыми словами: корень, берёза.

  3. Написать эссе на тему: «Осень».







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Краткосрочный план урока .Однозначные и многозначные слова

Автор: Сураншиева Анара Орынгалиевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Краткосрочный план урока "Синонимы" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(42) "kratkosrochnyi-plan-uroka-sinonimy-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103438"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402585102"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Поурочный "
    ["seo_title"] => string(10) "pourochnyi"
    ["file_id"] => string(6) "211191"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431578150"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства