МАОУ «Ныробская СОШ»
Конспект урока по русскому языку
во 2 «Б» классе
«Однозначные и многозначные слова»
подготовила
учитель начальных классов
Шишигина Л.И.
2016 год
КОНСПЕКТ УРОКА
КЛАСС: 2 «Б»
ПРОГРАММА «Начальная школа XXI века»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык
ТЕМА УРОКА: Слова однозначные и многозначные
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с многозначными и однозначными словами.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;
- обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
- :
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.
- Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MicrosoftofficePowerPoint, учебник: «Русский язык 2 класс (авторы С.В.Иванова, А.О.Евдокимова), Москва, Вентана-Граф» 2013, Москва, карточки для парной работы.
6. Карточки для самооценки «Светофор»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Я думаю, что этот урок принесет вам радость общения друг с другом и радость в открытии новых знаний.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
А) Чистописание.
Учитель: Начинаем урок с чистописания. Запишите число, классная работа и пропишите соединения букв (оло, оро,) (на доске образец)
Б) Словарная работа. Сегодня в словарной работе мы познакомимся с написанием слов, которые вы угадаете по лексическому значению.
СЛАЙД 2
1. Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик-стрекотание …. сорока
СЛАЙД 3
2. Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением … соловей
Учитель: Вспомните еще словарные слова-названия птиц (воробей, ворона) (записывают)
III. Этап мотивации и целеполагания.
Учитель: Чтобы приступить к изучению новой темы, я хочу убедиться, что вы хорошо помните ранее изученный материал. Выполним тест. Для этого выберите верный вариант ответа.
СЛАЙД 4
( на экране появляются вопросы, я читаю, дети отвечают фронтально)
Отметь слова, в которых есть суффикс - к-.
1. Лапка
2. Горка
3. Избушка
4. Стирка
5. Срок
СЛАЙД 5
Отметь слова, в которых есть суффикс - к-.
1. Лапка
2. Горка
3. Избушка
4. Стирка
5. Срок
СЛАЙД 6
Отметь слова, у которых корень совпадает с основой.
- Столбик
- Сокол
- Загадка
- Забор
- Конфета
СЛАЙД 7
- Укажи раздельное написание
- (за)гнать
- (об)мыть
- (из)учить
- (за)рекой
СЛАЙД 8
Отметь слово, которое соответствует толкованию «дерево с плодами в виде пучка жёлто-красных ягод, а также сами эти ягоды».
- Рябина
- Крыжовник
- Малина
- Смородина
- Осина
Учитель: Напомните, что такое лексическое значение?
Учащиеся: (то, что обозначает слово, его толкование)
Учитель: Молодцы. Вы готовы к изучению новой темы. Ребята, на столе у себя найдите карточки под №1 и №2. Прочитайте карточки №1 и по лексическому значению угадайте слово:
1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка. ( ключ)
2. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов( ключ)
3. Бьющий из земли источник ( ключ)
Учитель: Почему толкования разные, а вы назвали одно и то же слово?
Учащиеся: (слово имеет несколько значений)
Учитель: Догадайтесь, как называются слова, у которых много значений?(многозначные).
А теперь прочитайте карточки №2 и по лексическому значению угадайте слово:
- Печёное изделие из теста с начинкой (пирог)
- Промежуток времени от понедельника до воскресенья (неделя)
- В Древней Руси дом в виде башни (терем)
Учитель: Сколько толкований у этих слов? (одно)
Как называются слова, у которых одно значение?( однозначные)
Определите тему нашего урока
СЛАЙД 9
Учащиеся: ( многозначные и однозначные слова)
Учитель: Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?
Учащиеся: (что такое многозначные слова, как их употреблять в речи)
IV. Этап усвоения знаний и способов действий.
Учитель: Итак, начинаем наше исследование.
- Откройте учебники и прочитайте стихотворение А. Барто
«Разговор с дочкой» (читает один учащийся)
Учитель: Почему дочка не поняла маму?
Учащиеся: ( она подумала о другом значении слово теплота)
А где мы можем уточнить значение слова?
Учащиеся: (В толковом словаре.)
Учитель: Найдите его значение в нашем толковом словарике (дети ищут толкование слова - теплота) Прочитайте.
Учитель: Это слово однозначное или многозначное? Почему?
Учащиеся: (два значения)
Учитель: Какое значение подходит к нашему стихотворению?
Учащиеся: ( второе)
Учитель: Выпишите это слово в тетрадь и запишите то значение, которое употреблено в стихотворении.
Сделайте вывод. Какие слова называются многозначными?
СЛАЙД 10,11
Прочитайте рубрику «Тайны языка».
Какие слова называются однозначными и многозначными.
Учитель: Молодцы. Продолжаем наше исследование. Но сначала сделаем физ. минутку.
- На разминке 2 класс
- Мы присядем 10 раз
- Высоко поднимем руки
- Будем жить всегда без скуки
- Повернёмся вправо, влево
- Вновь работа закипела
СЛАЙД 12
- Упр.1 Объясните по рисункам значение слов корень и кисть.
Учащиеся: (часть дерева, часть зуба, часть слова лес; часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра)
Учитель: Как называются слова корень и кисть?
Учащиеся: (многозначные)
Учитель: Догадайтесь, почему они названы одним и тем же словом?
Учащиеся: (Похожи по форме, по назначению)
Учитель: А теперь придумайте и запишите в тетрадь предложения со словом (корень) по рядам. Подсказкой вам будут рисунки.
1ряд – в значении часть дерева
2 ряд - в значении часть зуба
3 ряд - в значении часть слова лес
Проверка. Учащиеся читают предложения.
Физминутка
V. Этап встраивания нового материала в систему знаний.
Работа в парах.
СЛАЙД 13
Учитель: Сейчас вы будете выполнять работу в парах, которая покажет, как вы умете употреблять в речи многозначное слово.
Задание. Определи,каким многозначным или однозначным является слово. Если затрудняешься, обратись к толковому словарику в учебнике. Ручка, берёза, кисть, лев, велосипед, капля, золотой.
СЛАЙД 14
Проверка
Учитель: Вы правильно выполнили задание. Теперь запишите предложение с любым значением.
Учитель: Вы выполняли сложное задание, а теперь поиграем.
Игра «Найди пару»
СЛАЙД 15
3 задание. Найдите в классе предметы, которые имеют много значений (шар, ножка, кран) и предметы, которые имеют одно значение.
VI. Этап подведения итогов урока. Учитель: Подведем итог нашего урока. Какую задачу мы ставили в начале урока? Что узнали о многозначных и однозначных словах?
VII. Рефлексия.СЛАЙД 16
Учитель: Оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу «светофориками») Учитель ставит отметки за урок.
VIII. Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Домашнее задание: Записать толкование 2-3 многозначных слов и составить с ними предложения. Приложение.
Карточка №1
По лексическому значению угадайте слово:
1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
2. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.
3. Бьющий из земли источник.
Карточка №2
По лексическому значению угадайте слово:
- Печёное изделие из теста с начинкой.
- Промежуток времени от понедельника до воскресенья.
- В Древней Руси дом в виде башни.
Карточка №1
По лексическому значению угадайте слово:
1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
2. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.
3. Бьющий из земли источник.
Карточка №2
По лексическому значению угадайте слово:
- Печёное изделие из теста с начинкой.
- Промежуток времени от понедельника до воскресенья.
- В Древней Руси дом в виде башни.
Карточка №1
По лексическому значению угадайте слово:
1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
2. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.
3. Бьющий из земли источник.
Карточка №2
По лексическому значению угадайте слово:
- Печёное изделие из теста с начинкой.
- Промежуток времени от понедельника до воскресенья.
- В Древней Руси дом в виде башни.