kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Слова многозначные и однозначные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

МАОУ «Ныробская СОШ»

Конспект урока по русскому языку

во 2 «Б» классе

«Однозначные и многозначные слова»

подготовила

учитель начальных классов

Шишигина Л.И.

2016 год

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

КЛАСС: 2 «Б»

 ПРОГРАММА  «Начальная школа XXI века»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:  русский язык

ТЕМА УРОКА: Слова однозначные и многозначные

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с многозначными и однозначными словами.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  •  
  • создать условия для  формирования  представлений детей о многозначных и однозначных словах;
  • обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
  • :
  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение  слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные:  учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MicrosoftofficePowerPoint, учебник: «Русский язык  2 класс (авторы С.В.Иванова, А.О.Евдокимова), Москва, Вентана-Граф» 2013, Москва, карточки для парной работы.

      6. Карточки для самооценки «Светофор»

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент.

Учитель:  Я думаю, что этот урок  принесет вам радость общения друг с другом и радость в открытии новых знаний.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

А) Чистописание.

Учитель:   Начинаем урок с чистописания. Запишите число, классная работа и пропишите соединения букв (оло, оро,) (на доске образец)

Б) Словарная работа. Сегодня в словарной работе мы  познакомимся с написанием  слов, которые вы угадаете по лексическому значению.

СЛАЙД 2

1. Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик-стрекотание …. сорока 

СЛАЙД 3

2. Буро-серая птичка, отличающаяся  красивым пением … соловей

 Учитель:  Вспомните еще словарные слова-названия птиц (воробей, ворона) (записывают)

III. Этап мотивации и целеполагания.

Учитель:  Чтобы приступить к изучению новой темы, я хочу убедиться, что вы хорошо помните ранее изученный материал. Выполним тест. Для этого выберите верный вариант ответа.

СЛАЙД 4

( на экране появляются вопросы, я читаю, дети отвечают фронтально)

Отметь  слова, в которых есть суффикс - к-.

1. Лапка

2. Горка

3. Избушка

4. Стирка

5. Срок

СЛАЙД 5

Отметь  слова, в которых есть суффикс - к-.

1. Лапка

2. Горка

3. Избушка

4. Стирка

5. Срок

СЛАЙД 6

Отметь слова, у которых  корень совпадает с основой.

  1. Столбик
  2. Сокол
  3. Загадка
  4. Забор
  5. Конфета

СЛАЙД 7

  • Укажи раздельное написание
  • (за)гнать
  • (об)мыть
  • (из)учить
  • (за)рекой

СЛАЙД 8

Отметь слово, которое соответствует толкованию «дерево с плодами в виде пучка жёлто-красных ягод, а также сами эти ягоды».

  1. Рябина
  2. Крыжовник
  3. Малина
  4. Смородина
  5. Осина

Учитель:  Напомните, что такое лексическое значение?

Учащиеся: (то, что обозначает слово, его толкование)

Учитель:  Молодцы. Вы готовы к изучению новой темы. Ребята,  на столе у себя найдите карточки под №1 и №2. Прочитайте карточки №1 и по лексическому значению угадайте слово:

 1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка. ( ключ)

2.  Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов( ключ)

3. Бьющий из земли источник ( ключ)

Учитель:  Почему толкования разные, а вы назвали одно и то же слово?

 Учащиеся: (слово имеет несколько значений)

Учитель: Догадайтесь, как называются слова, у которых много значений?(многозначные).

А теперь прочитайте карточки №2 и по лексическому значению угадайте слово:

  1. Печёное изделие из теста с начинкой (пирог)
  2. Промежуток времени от понедельника до воскресенья (неделя)
  3. В Древней Руси дом в виде башни (терем)

Учитель:  Сколько толкований у этих слов? (одно)

Как называются слова, у которых одно значение?( однозначные)

Определите тему нашего урока

СЛАЙД 9

Учащиеся: ( многозначные  и однозначные слова)

Учитель:  Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

Учащиеся: (что такое многозначные слова, как их употреблять в речи)

IV.  Этап  усвоения знаний и способов действий.

Учитель:  Итак, начинаем наше исследование.

  1. Откройте учебники и прочитайте стихотворение А. Барто

 «Разговор с дочкой» (читает один учащийся) 

Учитель:  Почему дочка не поняла маму?

Учащиеся:  ( она подумала о другом значении слово теплота)

А где мы можем уточнить значение слова?

Учащиеся:  (В толковом словаре.)

Учитель:  Найдите  его значение  в нашем толковом словарике  (дети  ищут толкование слова - теплота) Прочитайте.

Учитель:  Это слово однозначное или многозначное? Почему?

Учащиеся:  (два значения)

Учитель:  Какое значение  подходит к нашему стихотворению? 

Учащиеся: ( второе)

Учитель:  Выпишите это слово в тетрадь и запишите то значение, которое употреблено в стихотворении.

Сделайте вывод. Какие слова называются многозначными?

СЛАЙД 10,11

Прочитайте рубрику «Тайны языка».

Какие слова называются однозначными и многозначными.

Учитель:  Молодцы. Продолжаем наше исследование. Но сначала сделаем физ. минутку.

  • На разминке 2 класс
  • Мы присядем 10 раз
  • Высоко поднимем руки
  • Будем жить всегда без скуки
  • Повернёмся вправо, влево
  • Вновь работа закипела

СЛАЙД 12

  1. Упр.1 Объясните по рисункам значение слов корень и кисть.

Учащиеся: (часть дерева, часть зуба,  часть слова лес; часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра)

Учитель:  Как называются слова корень и кисть?

Учащиеся: (многозначные)

Учитель:  Догадайтесь, почему они названы одним и тем же словом?

Учащиеся: (Похожи по форме, по назначению)

Учитель:  А теперь придумайте  и запишите в тетрадь предложения со словом  (корень) по рядам. Подсказкой вам будут рисунки.

1ряд – в значении часть дерева

2 ряд - в значении часть зуба

3 ряд - в значении часть слова лес

Проверка. Учащиеся читают предложения.

Физминутка

V.  Этап встраивания нового материала в систему знаний.

Работа в парах.

СЛАЙД 13

Учитель:  Сейчас вы будете выполнять работу в парах, которая покажет, как вы умете употреблять в речи  многозначное слово. 

Задание. Определи,каким многозначным или однозначным является слово. Если затрудняешься, обратись к толковому словарику в учебнике. Ручка, берёза, кисть, лев, велосипед, капля, золотой.

 СЛАЙД 14

Проверка

Учитель:  Вы правильно выполнили задание. Теперь запишите предложение с любым значением.

Учитель:  Вы выполняли сложное задание, а теперь поиграем.

Игра «Найди пару»

СЛАЙД 15

3 задание. Найдите в классе предметы, которые имеют много значений (шар, ножка, кран) и предметы, которые имеют одно значение.

VI. Этап подведения итогов урока. Учитель:  Подведем итог нашего урока. Какую задачу мы ставили в начале урока? Что узнали о многозначных и однозначных словах?

VII. Рефлексия.СЛАЙД 16    

Учитель: Оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу «светофориками») Учитель ставит отметки за урок.

 VIII. Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Домашнее задание: Записать толкование 2-3 многозначных слов и составить с ними предложения. Приложение.

Карточка №1

По лексическому значению угадайте слово:

1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

2.  Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.

3. Бьющий из земли источник.

Карточка №2

По лексическому значению угадайте слово:

  1. Печёное изделие из теста с начинкой.
  2. Промежуток времени от понедельника до воскресенья.
  3. В Древней Руси дом в виде башни.

Карточка №1

По лексическому значению угадайте слово:

1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

2.  Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.

3. Бьющий из земли источник.

Карточка №2

По лексическому значению угадайте слово:

  1. Печёное изделие из теста с начинкой.
  2. Промежуток времени от понедельника до воскресенья.
  3. В Древней Руси дом в виде башни.

Карточка №1

По лексическому значению угадайте слово:

1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

2.  Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.

3. Бьющий из земли источник.

Карточка №2

По лексическому значению угадайте слово:

  1. Печёное изделие из теста с начинкой.
  2. Промежуток времени от понедельника до воскресенья.
  3. В Древней Руси дом в виде башни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Слова многозначные и однозначные"»

Урок русского языка  2 класс (школа 21 век) Учитель Шишигина Л.И.

Урок русского языка 2 класс (школа 21 век)

Учитель

Шишигина Л.И.

Пиши правильно   с о р о ка, с о л о вей

Пиши правильно

с о р о ка, с о л о вей

Вспоминаем пройденное Отметь слова, в которых есть суффикс - к-. 1. Лапка 2. Горка 3. Избушка 4. Стирка 5. Срок

Вспоминаем пройденное

Отметь слова, в которых есть суффикс - к-.

1. Лапка

2. Горка

3. Избушка

4. Стирка

5. Срок

Отметь слова, в которых есть приставка –под- .

Отметь слова, в которых есть приставка –под- .

  • Подвиг
  • Подписать
  • Подгореть
  • Полить
  • подберёзовик
Отметь слова, у которых корень совпадает с основой.

Отметь слова, у которых корень совпадает с основой.

  • Столбик
  • Сокол
  • Загадка
  • Забор
  • Конфета
Укажи раздельное написание (за)гнать (об)мыть (из)учить (за)рекой
  • Укажи раздельное написание
  • (за)гнать
  • (об)мыть
  • (из)учить
  • (за)рекой
Отметь слово, которое соответствует лексическому значению: «дерево с плодами в виде пучка жёлто-красных ягод, а также сами эти ягоды».

Отметь слово, которое соответствует лексическому значению: «дерево с плодами в виде пучка жёлто-красных ягод, а также сами эти ягоды».

  • Рябина
  • Крыжовник
  • Малина
  • Смородина
  • Осина
Тема урока Однозначные  и  многозначные слова

Тема урока

Однозначные и многозначные слова

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются  многозначными .

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными .

Слова, имеющие только одно значение, называются однозначными .

Слова, имеющие только одно значение, называются однозначными .

Определи ,каким многозначным или однозначным является слово. Если затрудняешься, обратись к толковому словарику в учебнике. Ручка , берёза, кисть, лев, велосипед, капля, золотой

Определи ,каким многозначным или однозначным является слово. Если затрудняешься, обратись к толковому словарику в учебнике.

Ручка , берёза, кисть, лев,

велосипед, капля, золотой

Проверка берёза ручка лев кисть велосипед капля  золотой

Проверка

берёза ручка

лев кисть

велосипед капля

золотой

Игра «Найди пару»  (предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке) Ура!!!

Игра «Найди пару»

(предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке)

Ура!!!

Рефлексия   Кто усвоил тему урока    У кого небольшие затруднения    Кто столкнулся с трудностями

Рефлексия Кто усвоил тему урока У кого небольшие затруднения Кто столкнулся с трудностями

Сделайте дома  Записать толкование 2 многозначных слов и составить с ними предложения.

Сделайте дома

Записать толкование 2 многозначных слов и составить с ними предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Слова многозначные и однозначные"

Автор: Шишигина Любовь Ивановна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка в 10 классе "Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_10_klasse_slovo_i_ego_znachenie_odnoznachnost_i"
    ["file_id"] => string(6) "601956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646930294"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(59) "urok_russkogho_iazyka_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "349526"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476576676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства